О Холмсе, тактике и эмоциях. Беседа с Боцманковым

Марина Северина
О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ, ТАКТИКЕ,
ЭМОЦИЯХ И ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Соавтор: СИРОЖА БОЦМАНКОВ

(Философская беседа
на серьезные темы
с некоторыми
оттенками юмора) 
 
*
После опубликования
на сайте стихи.ру статьи
"О вечных ценностях.
Беседы с писателем
Кливмуном", у нас
состоялось виртуальное
ИНТЕРВЬЮ автора
с читателем, который
представился книголюбом
СИРОЖЕЙ БОЦМАНКОВЫМ
и лучшим другом
известного культуролога
Сергея Владимировича
Коновалова.

Получившаяся беседа
оказалась, на мой
взгляд, настолько
увлекательной и
интересной, что автор
данной статьи взяла
на себя смелость
опубликовать это
"интервью" для широкой
читательской аудитории
данного литературного
сайта.       
 
Итак, вот эта беседа.


***
Вопрос:

- Это интересно,
Марина Анатольевна.
А почему нынешний герой
обязан быть, как Вы
говорите, ПОЗИТИВНЫМ?

А если он не хочет быть
таковым: если он хочет
быть РЕАЛЬНЫМ?

*
Ответ:

- Спасибо большое
за вопрос и Ваши мысли!
 
Вы совершенно правы,
герой литературного
произведения (если только
это не фантастический
жанр) должен быть
РЕАЛЬНЫМ персонажем.

Даже если образ его -
собирательный, как
в лучших романах наших
и зарубежных классиков.
 
Но речь в статье идет -
о ПОЗИТИВНОМ взгляде
АВТОРА, писателя,
на описываемые события
и изображенных героев.

Писателю, на мой взгляд,
необходимо любить своих
персонажей.

И, проходя с ними все
сложные моменты их
жизни, сочувствовать им,
показывать эволюцию
характеров.

Как, например, это
делает Лев Толстой
в своем романе-эпопее
"Война и мир".
 
Размышляя о судьбе
героев и окидывая
мысленным взором всю
панораму событий,
писатель (а здесь речь
идет о таких титанах
всемирной литературы,
как Лев Толстой,
Ф. Достоевский,
А.Чехов), не дает
готовых рецептов и
советов.

Писатель никому
навязывает своей точки
зрения, и не призывает,
как надо поступить
в том или ином случае.

Лев Толстой показывает
на примере судеб своих
любимых героев, что
вечные, настоящие
ценности, вера и
надежда на лучшее
помогают им в самых
суровых испытаниях.

Это и есть тот самый
"позитив", который всем
нам необходим.

Книги классиков дожили
до наших дней.

И помогают миллионам
читателей в их
повседневной жизни.

Они помогают не только
русскоговорящим читателям,
а переведены на многие
языки мира.
 
Если бы было иначе, то
об этих книгах просто бы
забыли.

Но они - живы и
актуальны и по сей день.

Особенно для нашей
страны в наше такое
непростое "сегодня".
 
*
Вопрос.

- Вы путаете эмоции и
тактику.

С чего Вы взяли, что
ПИСАТЕЛЬ должен любить
своего ГЕРОЯ?

Конан Дойль к конце
жизни терпеть не мог
"своего" Шерлока Холмса.

Потому что считал, что
тот "испортил" его
писательскую карьеру,
затмив собой его
"серьёзные" тексты.

И это лишь один
из примеров.

*
Ответ:

- На мой взгляд, Артур
Конан Дойль
не дооценивал свой
персонаж.

Шерлок Холмс олицетворял
собой защитника
несправедливо наказанных
официальным правосудием
людей.

А этого явления хватало
во все эпохи и во всех
странах.

Нераскрытых преступлений
тоже было и есть всегда
великое множество.

Конан Дойль создал
персонаж необычайно
обаятельный.

Этой притягательностью
его герой был обязан,
прежде всего, своей
доброте и сочувствию
к людям, которым он
помогал и которые
нуждались в его помощи
и защите.
 
Такие герои, как Шерлок
Холмс, будут всегда
интересны и востребованы
читателем.

А "не полюбил" автор
свой персонаж потому,
что слава вымышленного
героя затмила славу
писателя, его создавшего.
 
Но надо учитывать и
знаменитый "тонкий
английский юмор" и
не воспринимать
буквально слова Конан
Дойля о его якобы
"антипатии" к Холмсу.

Если бы английский
романист не любил
своего героя, он бы
не написал столько
произведений о нём,
согласитесь.

То, что в конце жизни
Артур Конан Дойль,
вдруг, ни с того
ни с сего, стал
не доволен своим
знаменитым
литературным героем,
говорит, скорее, о том,
что он был не доволен
самим собой.

Потому как в персонаже
Шерлоке Холмсе
отражены собственные
черты личности писателя.

Как говорил его коллега,
английский романист
Сомерсет Моэм: "О чём
бы ни писал тот или
иной автор свои книги,
это будет всегда его
автопортрет".
 
Артур Конан Дойль
создал талантливое
произведение, которое
прославило его на весь
мир и пережило своего
автора.

Другие его сочинения
были, как показывает
жизнь, не так удачны.
 
Если Вы, как автор,
не будете любить
созданных Вами
литературных героев,
читатель также
останется к ним
равнодушен.
 
*
Вопрос.

- Дооценивал Конан
Дойль своего Шерлока
Холмса или
не дооценивал - этого
мы уже никогда
не узнаем.

Мы можем рассуждать
как угодно.

Имеем право. 

Опять же, какой толк
от наших умозаключений?


*
Ответ.

- Как говорил один
известный русский
писатель:

"Во всем надо
полагаться на здравый
смысл и жизненную
опытность".

Очень не плохой совет,
как мне кажется.

Нам всегда помогают
те общечеловеческие
ценности, о которых
говорили лучшие умы
человечества: Сократ,
Платон, Конфуций,
Будда, Иисус
из Назарета.
 
Те самые вечные
ценности, которые
изложены в Евангелии
и Коране.
 
Исходя из этих
гуманистических
заключений, я и
отвечала на все
Ваши вопросы.

И уверена, что
говорить на эти темы,
искать ответы
на важные вопросы
нашей жизни  -
не только можно и
должно, но и полезно.
 
Это помогает,
глубокому убеждению,
найти верную дорогу
в жизни и избежать
многих досадных
заблуждений и ошибок.
 
Всего Вам доброго!

Всегда рада новой
встрече с Вами
на литературной страничке.

Ваши вопросы заставляют
размышлять и говорят,
как мне кажется,
о неравнодушном
отношении их автора
к людям и окружающему
миру.

 
***
PS.

Небольшой поскриптум
к нашей с Вами беседе
на данную тему, если
позволите, уважаемый
мсье Боцманков. 
 
Что касается Вашего
любопытного замечания
о "противоречии тактики
и эмоций", то хотела
бы добавить следующее.

Эмоции и тактика -
могут существовать и
в гармонии, как
существуют женское и
мужское начало
в природе.
 
Гармония необходима
во всем, в каждой
минуте нашего
существования.
 
Если сосредоточить все
наше внимание только
на противоречиях,
то развития не будет.
 
А этого случиться
не может.

Почему?

Потому что мироздание
или Вселенная живет
совсем по иным
законам.

А именно: все
в Природе стремится
к равновесию, всё
стремится к гармонии.

Этот всеобщий закон
проявляется и
в искусстве: в живописи,
музыке, скульптуре,
поэзии, танце...
 
Вы же не будете
отрицать дуальность,
биполярность нашего
мира.
 
Если Вы желаете
подчинить действие
Ваших литературных
героев ТОЛЬКО законам
логики и "ума холодных
наблюдений", то уж
эмоций и "сердца
горестных замет" Вам
избежать никак
не удастся.

Поверьте на слово
Александру Сергеевичу.

Великий русский поэт
знал, о чем говорил.
 
И ЛЮБВИ к Вашим
литературным героям
Вам тоже не избежать

Иначе Вы потеряете
вдохновение,
без которого ни одно
талантливое произведение
создаться не может.

Ни в литературе (и ее
высшем жанре - поэзии),
ни в других видах
искусства.
 
Без любви к Вашему
писательскому труду,
к Вашим героям - все
Ваши сочинения постигнет
участь забвения.
 
Ибо ЛЮБОВЬ (светлая
эмоция) - это НАЧАЛО
всего.

Что бы ни стояло у нее
у нее на пути - пусть
даже самая изощренная
и отточенная ТАКТИКА.
 
В своих статьях и очерках
Вы пишете о огромном,
необъятном "море"
писателей, и о таком
малом количестве
талантливых авторов
среди них.
 
Вы воочию - на примере
литературы, которая тоже
является частью нашего
мира и его отражением -
убеждаетесь в том, что
такое естественный отбор.

Таковы вечные законы
Природы.

Из великого множества
она выбирает лучшее,
и не просто лучшее,
а совершенное.

И главными критериями
и судьями каждого
автора есть, было и
будет Его Величество
Время и Его Высочество
Читатель.
 
Да, таковы законы нашей
жизни.
 
А они основываются
на законах ЛЮБВИ,
той самой ЭМОЦИИ,
которую Вы пытаетесь
отвергнуть.
 
Вы можете не поверить
мне, но таким великим
умам, как Пушкин,
Толстой, Достоевский,
Чехов - Вы не можете
не поверить.

Вы можете не послушать
меня, но Вы не можете
не послушать Гомера,
Овидия, Вольтера, Золя,
Бальзака, Гете, Гейне...
 
Их произведения дожили
до наших дней, потому
что несли в собой
ГУМАННОЕ НАЧАЛО и
светлую ЭМОЦИЮ -
ЛЮБОВЬ.

Любовь мужчины и
женщины.

Любовь ко всему живому
на Земле - к природе,
людям, животным.

Любовь к прекрасному
и вечному - классической
музыке, живописи, поэзии,
театру...

Любовь к нашему Творцу,
создавшему этот
прекрасный мир -
не для ссор и войн, а
для счастья и радости.
 
Эмоции - это живописные
краски и гармоничные
звуки, без которых
человечество и мир
не может существовать.

Все виды искусства
базируются на ЭМОЦИЯХ,
на Надежде, Вере и
Любви.

"Но ЛЮБОВЬ из них
больше", как
справедливо замечал
апостол Павел почти
двадцать веков назад.
 
Ибо "всякое творчество
есть по сути молитва,
и всякое творчество
направлено на ухо
Всевышнего".

В этом поэта Иосифа
Бродского и Вас
поддерживаю целиком
и полностью.

Тем более что эти
мысли перекликаются
с моей любимой мыслью
писателя Евгения Замятина:

"Писать стихи - это
то же, что возносить
молитву к небесам".
 
Вы же не хотите обеднить
мир и сделать его черно-
белым и беззвучным,
как немое кино, следуя
законам холодной и
размеренной "ТАКТИКИ"?

Да, "здравый смысл и
жизненная опытность"
(или ТАКТИКА)
необходимы.

В этом с Михаилом
Булгаковым и Вами
трудно не согласиться.

Но и светлые ЭМОЦИИ
(ЛЮБОВЬ) необходимы
тоже.

В этом и состоит
дуальность, гармония и
единство нашего мира.
 
Английский писатель
Конан Дойль, о котором
мы говорили, не вступал
в противоречие
с законами природы.
 
Иначе бы он не создал
гениальное произведение,
которое будет интересовать
и радовать его потомков -
читателей всех стран
и эпох.

И его доброе, слегка
ироничное отношение
к своему персонажу
нельзя не заметить
при внимательном
прочтении его романов
о великом гуманисте -
Шерлоке Холмсе.

Потому как многие свои
собственные мысли,
чувства и черты характера
автор вложил в своего
знаменитого персонажа.

Это не Шерлок Холмс был
гуманистом.

ВЕЛИКИМ ГУМАНИСТОМ
был сам писатель Конан
Дойль.

Точно также, как в свое
время в России были
великими гуманистами
Пушкин, Лев Толстой,
Достоевский, Чехов.

В Англии - Шекспир, Байрон,
Моэм.
 
В Германии - Гете, Шиллер,
Гейне.

Во Франции: Вольтер,
Мольер, Золя, Бальзак.

Каждый великий писатель
был великим гуманистом -
это старая, известная
истина.
 
Возвращаясь к Артуру
Конан Дойлю, можно
сказать, что это он
защищал слабых и
несправедливо обиженных
людей.

Это он помогал всем,
кому он мог помочь,
создавая свои
замечательные книги.

А прекрасное чувство
юмора, артистизм,
внутренняя ранимость
и все побеждающий
оптимизм - эти качества
были присущи самому
английскому писателю.
 
Достаточно прочитать
несколько страниц его
увлекательных романов
о Шерлоке Холмсе,
чтобы убедиться в этом.

Все эти качества
воплотил
в кинематографе
наш известный актер
Василий Ливанов.

Недаром он признан
англичанами лучшим
исполнителем роли
великого детектива и
был награжден их
королевой за его
великолепно сыгранную
роль в фильме
"Приключения Шерлока
Холмса и доктора Ватсона".
 
Прекрасная, на мой взгляд,
работа русского режиссера
Игоря Масленникова.
 
На этом позвольте
закончить нашу беседу
о вечных ценностях,
которая, как мне кажется,
будет интересна и
посетителям данного
литературного сайта.

*
 
С теплой улыбкой и
благодарностью
за увлекательный диалог,

Марина Северина.

17 мая 2016

<>

ПРИМЕЧАНИЕ

1) По мотивам эссе
"Сегодня - день писателя" 
и других произведений
автора, пишущего
под псевдонимом
СИРОЖА БОЦМАНКОВ
http://www.stihi.ru/2016/03/03/6004

и очерка
"О вечных ценностях.
Из бесед с писателем
Кливмуном",
автор Марина Северина
http://www.stihi.ru/2016/05/11/6962

2) Иллюстрация:
"Рождение Венеры", 1484,
Сандро Боттичелли
(1445-1510)