Эмоциональная наука

Эспри Де Лэскалье
Обдумывал некоторые проблемы личностного характера, как то: Замечал у многих людей такую склонность -- сознательное и часто неосознанное желание унизить, оскорбить, запачкать талантливого человека. Видно было явно, что не то, знаменит он или неизвестен многим, а именно наличие у него каких-то особых способностей и талантов чуть ли не автоматически вызывало у многих, знавших его, неудержимое желание как-то принизить, оскорбить, втоптать в грязь. Значит не степень его известности (знаменитости) является тригером этой неприязни, а нечто другое. «Другое» – это только особенности его таланта и сам талант!
Это отмечали многие, в том числе и Пушкин, письмо которого к князю Вяземскому я не раз цитировал.  Й.С.Шкловский тоже описывает схожий случай в свои студенческие времена (глава «О везучести» в книге «Эшелон») Но ясного объяснения этому
забавному, а часто совсем НЕ ЗАБАВНОМУ,  феномену никто не давал.
Мне представляется ответ на вопрос «ПОЧЕМУ?» заключается в следующем.
Комплекс Неполноценности. В рабских душёнках он бушует часто ураганом.
 
«При чём здесь «эмоциональная наука»?» – Спросит нетерпеливый читатель. -- «Или автор сам запутался и хотел написать о «Науке эмоций», то есть разделе психологии, изучающем эмоции?
Нет, автор идёт к цели, готовя некую стартовую площадку.
Итак, Комплекс Неполноценности, снедающий рабов (причём неважно, обладающих способностями даже на уровне таланта или нет) – вот движущая сила их ненависти к чужому таланту.
А у свободного человека, не раба? У него такого чувства вообще нет и быть не может. Когда он встречает РАЗУМ, в чём-то превосходящий его возможности, это его ВОСХИЩАЕТ, захватывает и ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ. Ему, свободному, не унижать да оплёвывать талант хочется, а стать похожим на него, следовать за ним, подражать ему! Способности, талант человека, с которым он встретился, (в том числе в книгах старых авторов, давно умерших, в живописи, архитектуре. музыке) вызывают в свободном человеке чувство ПРИЗЫВА: «Попробуй и ты, как я!!! Смелей! Не бойся даже, если оступишься на первых порах. Следуй за мной и придёшь к тем же возможностям». И свободный, лишённый злобной зависти, человек СЛЕДУЕТ за талантом и уже этим развивает свои, может быть, ещё дремлющие способности и таланты!
«Послушайте, автор! – Воскликнет снова нетерпеливый читатеь, – да, где же обещанные эмоции?
Уже пришли!
ЧТО ПОДДЕРЖИВАЕТ эту страсть к следованию за талантом? Восхищение! Радость открытия! Чувство неординарности воспринимаемого! Вот, они, ЭМОЦИИ. Без ЭТИХ чувств никто бы долго не выдержал длительного, обычно длиной в жизнь, пути следования за талантами! Получается, что если кто-то хочет заниматься наукой, искусством, любым творчеством, он НЕ СМОЖЕТ обрести необходимого терпения и способностей, если не будет привязан к пути таланта эмоционально! Войти в пространство , где царствует ТАЛАНТ, нельзя без эмоциональной привязки и поддержки!
Вот и получилась «Эмоциональная Наука». Речь, разумеется, идёт не только и не столько о «науке», сколь об эмоциональном подходе, отношении при встрече с талантом. Словов «наука» я ввёл больше для «парадоксальности» названия. Чистая наука видится многим как нечто строго логическое и педантичное, с эмоциями никак не связанное.
А, оказывается, СВЯЗАННОЕ!
Эмоции в науке, как и в любой другой человеческой деятельности, бушуют и немалые, но обычно носящие мелкий, своекорыстный характер. Я же говорю о высших, благороднейших эмоциях, не связанных с темой «Я и наука», где обычно Я – наипервейшее и наиважнейшее!
8 V 2016