Островок в житейском море

Елизарова Надежда
  Приятно было увидеть в Белоруссии знакомые лица, известные нам также не понаслышке. Мы встречались с этими добрыми молодыми людьми, приезжавшими к нам на фестивали колокольного звона и православной духовной культуры. Они же и их друзья были нам и гидами, и экскурсоводами в Минске во второй день нашего ознакомления со столицей Беларуси. Познакомили нас с историей развития и становления христианских конфессий и строительства православных и католических святынь в городе. Мы посетили Свято-Духов Кафедральный собор, в иконостасе которого хранится целый ряд замечательных икон московской академической школы. Приложились к самой ценной реликвии – чудотворной иконе Богоматери, именуемой Минской. Из рассказа одного, так называемого, экскурсовода мы услышали, что  по преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой, и список с него был привезен киевским князем Владимиром из Византии в киевскую церковь. В ХV веке на Киев напали крымские татары, образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на реке Свислочь необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. Вот на этом самом месте мы стояли и внимали его рассказам. В соборе нам посчастливилось приложиться и к мощам святой благоверной княгини Софии Слуцкой – защитницы православия на белорусских землях.  

  Минск – город почти с тысячелетней историей. Первое упоминание о нем относится к 1067 году, когда на реке Немига состоялась кровопролитная битва между киевскими князьями из рода Ярославичей и князем Всеславом Полоцким. К несчастью, за свою 900-летнюю историю древний город на реке Свислочь семь раз подвергался разорению, разрушениям и пожарам. Великая Отечественная война разрушила его до основания. Но всякий раз, подобно сказочной птице Фениксу, Минск восставал из праха, вновь строился и расширялся. Глядя на современную архитектуру города, сложно поверить в его богатую историю.

  Совершая экскурсию по историческому центру Минска, мы побывали на  месте основания каменного города – площади Независимости, первоначально носившей имя Ленина и получившей современное название после принятия суверенитета. А пару веков назад называлась она Соборной. Увидели монументальные здания униатского и католического монастырей, дворцы знати, особняки горожан, Минскую Ратушь – символ самоуправления города. Забыв о спешке и суете, слушая рассказы о старинном Минске, мы постепенно прикасались к его тайнам и загадкам.

  В Минске много храмов строится заново, и, проехав по городу, мы в этом убедились. Город поражает своей чистотой и красотой, пространством и спокойствием. Видна любовь и уважение к своей истории, к своему городу, к своим людям. Здесь не как в большом мегаполисе – легко дышится,  чувствуешь себя свободно. Наверное, потому, что очень много широких улиц и площадей, а также обилие свежей зелени. У себя на Родине весь июнь не было дождей, видна уже засушливость, а в Беларуси и от дождей свежо, да и климат здесь другой – влажность воздуха выше. 

  Всё вызывает здесь уважение не только к людям, но и к бессменному государственному правителю. Когда мы были на Украине в Киеве, я точно так же была в восторге от города и его соборов и храмов, но все-таки прохождение границы, само пребывание в городе показывало, что государство чуждается своей истории, не желает иметь никакой связи ни с Россией, ни тем более с СССР, хотя многому ему обязано. Что ж, каждый выбирает свой путь и по нему идет. Вот и сейчас не известно к чему придет Украина, не осознав пагубность избранного пути.
Отрадно было видеть уважение и почитание к подвигу своего народа, особенно в свете того, что делается в соседнем братском государстве. В Беларуси чтут историю возникновения государства, её развитие, её жизнь в составе СССР, берегут то, что было построено в то время, чтут память героев Великой Отечественной войны, ухаживают за памятниками солдатам, даже если они не мирового значения, возводят новые памятники, храмы, реставрируют и собирают по крупицам в свои хранилища исторические факты.

  Наверное, всех поразил  великолепный белокаменный храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных (Всехсвятская церковь), уходящий ввысь, кажется, под небеса. Высота его 80 метров. Я впервые видела такой уникально красивый храм. Дух захватывает от величия этого белоснежного сооружения. Из современных храмов сравниться с ним по высоте и красоте может лишь собор Христа Спасителя в Москве. Уникальна православная церковь тем, что она является одновременно и храмом, и памятником всем белорусам, погибшим на полях великих исторических сражений в защиту Белорусской земли. Моему удивлению не было предела, когда мы оказались в крипте  храма. До глубины души поразило её внутреннее убранство в приглушенном желтовато-оранжевом свете. Здесь не холод фамильных захоронений, а атмосфера теплоты и неземного уюта – вот где небо на земле. Теплящаяся огнем, взятым от Гроба Господня в Иерусалиме, неугасимая лампада, вырезанные в мраморной стене ниши с хрупкими хрустальными сосудами, которые скоро наполнятся землей с мест исторических сражений и захоронений мирных белорусов со всего мира – всё это не может не взволновать каждого, кто оказывается здесь. А начинается история с битвы под Грюнвальдом в 1410 году и продолжается до трагической современности, как Чернобыль и трагедия на Немиге в Минске, где (в панике от начавшейся страшной грозы) в давке погибли десятки молодых человек в возрасте 14-20 лет. На мемориальных досках мы читаем о случившемся и посещаем трагичное место у входа на станцию метро «Немига», где погибли эти молодые люди (40 девушек и 13 парней) – именно их символизируют помятые, с переломленными стеблями 53 металлических цветка, раскиданные по метафорическим ступеням на мемориале (40 роз и 13 тюльпанов).

  Рядом с этим храмом «Временный» храм Святой Троицы построен без единого гвоздя из некалиброванных бревен. При этом он наполнен современными технологиями: газовым подогревом пола, системой вентиляции воздуха, акустической системой. Здесь мы благоговейно приложились к иконе Богоматери «Скоропослушница».