О выразительности художественной речи. М. Сычёва

Поэты Прозаики Приднестровья
О выразительности художественной речи

Думаю, что никто не сомневается  в свойствах   художественной речи   вызывать интерес,  будить мысли  и  чувства  читателя (слушателя).   Обладая  той или иной степенью выразительности, текст может «приковать» к себе с первого абзаца, а может отвернуть даже заинтересованного читателя. Почему так происходит? Чем  обуславливается эффект  выразительности? Какими умениями должен обладать автор? Вот вопросы, мучающие многих пишущих людей.

 Хочу  поделиться выводами, к которым пришла путём чтения специальной литературы,  размышлений  и опыта собственного сочинительства.

На мой взгляд, главными  условиями  выразительности художественной речи  (произведения) следует считать:

— самостоятельность мышления, 

— неравнодушие автора,

— знание языка, его свойств и особенностей.


Вот  «три кита»  плавающие в море эпитетов, метафор, метонимий, гипербол, синтаксических построений, риторических восклицаний,  вопросов и прочих приёмов, влияющих на эмоциональность и динамику текста. Выразительные возможности  любого произведения  всегда  зиждутся на названном триединстве.
Именно об этом должен помнить автор, пишущий  много или от случая к случаю, для  широкой общественности или «только для близких»…   Помнить ещё и потому, что  «…Цель творчества — самоотдача…», как говорил классик в далёком 1956-м году. Кстати, перечитайте  «Быть знаменитым некрасиво» Бориса Пастернака — стихотворение по-прежнему актуально.
Однако  продолжим разговор о выразительности.
С детских лет  мы помним призывы  к  выразительному чтению.  Родители и учителя немало сил потратили на обучение правилам  декламирования, которые  в конечном итоге сводились к простому требованию: соблюдать знаки препинания.  Почему?  Просто  эти маленькие  значки (точки, тире, запятые и т.д.) – рядовые  литературного строя – несут далеко нерядовую  нагрузку, отражая интонационный фон текста и выделяя значимые места.   А поэтому, уважаемые, талантливые, искренние и  самостоятельно-мыслящие авторы, обращаюсь к  Вам с призывом подумать семь раз,  прежде чем  в угоду моде и новым поэтическим течениям  отказаться от пунктуации в тексте. Взвесьте,  стоит ли того, появляющаяся после «купирования»,  вариативность  текста?  Оправдан ли риск  остаться непонятым  перед возможностью сказать несоизмеримо больше  возможного?  Решать вам.

    И в завершении несколько слов  о  выразительных средствах лексики. Вот  в чём необходимо знать, понимать и чувствовать меру!  Не перегружать текст, но и не лишать его  образности. Не злоупотреблять художественной метафоричностью, но и не выхолащивать произведение.  Разумно использовать стилистические приёмы, о которых стоит поговорить отдельно, что мы сделаем в следующей теме.

Марина Сычёва,
http://stihotherapy.ru/vyrazitelnost-rechi/


Страница Марины Ивановны Сычёвой на СТИХИ.РУ:
http://www.stihi.ru/avtor/marina999