Аннотация к сборнику - очарованный странник

Евгений Алексеевич Могильный
Пушкин восхищался гениальным замыслом “Комедии“ Данте, состоящим в том, чтобы в одном произведении свести ад, чистилище и рай, т.е. создать сферу, по отношению к которой они были бы её составляющими. Замысел нашего автора менее величествен, но более близок человеческому опыту. Он даже более героичен, поскольку автор пытается противопоставить жизни поэзию. Поэзия, согласно точке зрения Чернышевского, изображает жизнь в свете эстетического идеала. Ему вторит Л.Толстой, который полагает своей целью заставить читателя “полюблять жизнь”. Однако жизнь, вопреки расхожему представлению о ней, человека  “расхищает”: нельзя ему быть одновременно и русским и китайцем, жить в античные времена и в эпоху просвещения и под. Если к нам кто-то позвонит, и мы, открыв дверь, увидим князя Игоря в боевой одежде, мы скорее всего потеряем дар речи. А когда мы читаем “Слово о полку Игореве”, мы не чувствуем себя в экстремальной ситуации, потому что точка зрения, в перспективе которой мы воспринимаем князя Игоря, средневековая. Мы получаем, неявно для себя, опыт средневековой жизни. То, что разведено жизнью, сопряжено в нас, занимающихся совершенно, казалось бы, невидимым делом - чтением. Таково действие поэзии. Поскольку жизнь проявляет себя порой в более агрессивных формах, то сопротивление ей становится более опасным действием. Так, жизнь “расхитила” бывший Советский Союз, а вот Е.Могильный пытается своей поэзией восстановить бывшую империю. Ну, не злодей?

Когда-то Достоевский вслед за Ап. Григорьевым указал на такую черту русского человека, как “всеотзывчивость”. Поэтические сборники Е. Могильного подтверждают верность этого наблюдения. Его описания жизни отдельных регионов бывшего Советского Союза, а ныне суверенных государств, -не впечатления туриста, путешествующего автостопом по миру, а поэтически осуществленная попытка стать причастным бытию казаху, украинцу, русскому или белорусу. Есть бытие, более высокое, чем телесное. Оно-то и есть человеческое. А Блок стремился всё сущее “вочеловечить”. Понятно, что эта цель не достигается созданием хорошего, пусть даже гениального стихотворения о каком либо народе, это активность бытийного характера. Как поэт, Е.Могильный находит в своём бытийном ресурсе место для “украинской”, “русской”, “белорусской” или “казахской” жизни. Полёт орла над казахской степью находит в нем такой отзыв, который естествен для казаха, но недоступен для человека другой науиональности, если у него “национальное“ совпадает с “человеческим”. Поэзия выводит человека и за границу национального. Хотя “полет орла“ не относится к общечеловеческим ценностям, - это результат некоторого недоразумения, которое исправляет Е.Могильный.

Поэзия Е.Могильного традиционна; она не поражает воображение читателя словесной эквилибристикой, ему не нужно ставить перед собой цель “впасть в неслыханную простоту”. Среди поэтических предков поэта следует назвать в первую очередь С.Есенина. Но есть важное отличие: поэзию Е.Могильного я бы определил как ликующую - в отличие от есенинской, овеянной тихой грустью. Но мы живем в грустное время, и поэтому будем благодарны поэту за то, что он вносит в нашу жизнь ликующую ноту.

Доктор филологических наук
профессор Федоров В.В.