Сплав по реке жизни

Андрей Жигайлов
Судьба нам речку выдаёт и судно, катер.
А мы решаем – сбоку плыть, идти ль в фарватер.
Уйти ли в траверс, дрейфовать иль курс подправить,
Ловить ли бочку, выгребать, грести, табанить…

Лишь раз здесь можешь ты проплыть: обнос заказан (1).
Неверный путь избрать пришлось – и ты наказан.
Иду на вёслах по реке, и ветер в спину.
Какой протокой лучше плыть – сейчас прикину.

Там в левой - вижу я - завал, прижимы, скаты…
А прямо, кажется, меляк и перекаты.
В протоке справа – тишь да гладь. Стояк глубокий.
Течений нет, препятствий нет, проход широкий.

В завал идти я не хочу – проткну гондолу;
На дно спущусь, навек примкну тогда к приколу.
Сопьюсь, сорвусь - играть начну с тоски и с горя…
Узреть мне будет не дано из устья моря.

И вправо тоже не пойду в затон - трясину.
В болоте этом через год я просто сгину.
Хоть заводь эта глубока, и много денег,
Но однотипен и невзрачен правый берег.

Чтоб как-то двигаться к мечте, грести здесь нужно
И день, и ночь, без выходных, с трудом, натужно.
Тут буду видеть лишь весло – его запомню.
И год как миг здесь пролетит – ничто не вспомню.

Ну, что же, прямо поплыву, к шивЕре двину.   
На мель сел. Что же, не впервОй. Балласт откину.
Затянем туже поясок, чуток ужмёмся;
Протащим наш катамаран - авось прорвёмся.

А дальше - слышу я - порог грохочет басом.
И в такт ему катамаран кряхтит каркасом.
Идти в него, иль обойти – здесь нет вопроса:
Я миг порога не отдам за годы плёса! 

15.05.2016

(1) Имеется ввиду, что, в отличие от реки, в жизни нельзя одно и то же место дважды пройти, совершив обнос судна вверх по течению.


Фото автора. Сплав по р. Или, Казахстан.
___________________________________

Из словаря туриста-водника: 

Бочка — препятствие на реке с пенным котлом и обратным течением.
Выгребать — сильно грести вёслами против волны, течения, ветра.
Дрейф — снос судна течением, ветром.
Завал — «самое опасное» речное препятствие в виде забитого стволами деревьев части или всего русла.
Затон – заводь, часть акватории реки, защищённая от течения.
Каркас — жёсткий разборный элемент катамарана, каяка, байдарки
Катамаран— разборная конструкция для сплава, состоящая из двух надувных баллонов, которые соединены между собой специальной рамой.
Катер, кат — сокращение от «катамаран».
Обнос — перенос судна по берегу или по мелководью с перетаскиванием его через камни.
Порог — основное речное препятствие в виде части шиверы (усложненной крупными камнями, скальников, островами или разбоем) или скальника, крупных камней в русле. В результате происходит усложнение маневра за счет сужения русла, образования более мощных валов и бочек, появления перепадов уровней воды, водосливов, водопадов или более пологих водоскатов. Пороги часто располагаются на поворотах рек, имеют прижимы к скалам, отбойники или карманы.
Прижим к скале— речное препятствие, сильная струя, бьющая в берег на повороте, или скальник, «чемодан» в любом месте русла реки.
Прикол — вертикальный или наклонный стержень, закреплённый в грунте для привязывания чего-либо. Наиболее известное применение приколов — для закрепления судов около берега. Выражение «на приколе» означает, что судно в данный момент стоит на причале в порту, а в более широком смысле — в резерве, не в эксплуатации.
Перекат — речное препятствие. Обычно перекат сложен рыхлыми отложениями, пересекает русло и имеет вид вала: с пологим скатом, обращённым против течения, или с крутым скатом, обращённым по течению.
Плёс — участок реки с относительно слабым течением.
Стояк – стоячая вода, участок реки (протоки) без выраженного течения
Табанить – грести в обратном направлении для торможения, либо движения кормой вперёд.
Фарватер  - безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди надводных и подводных препятствий. На реках фарватер обычно проходит по линии наибольших глубин русла.
Шивера — основное препятствие на реке. Участок реки (обычно довольно протяженный) с выраженным падением, обилием камней, валов, бочек, перемежающийся быстротоками, плесами, разбоями. Шиверой часто начинается и заканчивается порог.