Евровидение. Анализ песен С. Лазарева и Джамалы

Зера Черкесова Новеллы
илл.:Евровидение-2016. Выступления С. Лазарева и Джамалы. Снимки и коллаж автора статьи.

Анализ песен С. Лазарева и Джамалы, победившие на Евровидении-2016

 ПРЕАМБУЛА-ВЫСОКИЕ-ШОУ ТЕХНОЛОГИИ-ЛАЗАРЕВ-ДЖАМАЛА-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

 ПРЕАМБУЛА.

Май 2016 выдался богатым на резонансные культурные события. Едва справились с впечатлениями от необыкновенного концерта в сирийской Пальмире(ссылка под статьей), Первомая, впервые за многие годы масштабного, Парада Победы-как грянуло очередное Евровидение, также традиционное для майских вечеров.
 

Это событие. Мы уже перестали ждать чего-то значительного от конкурса песни Евровидение. И тут на тебе! Все три песни, занявшие первые три места на Евровидении-2016, независимо от споров и подсчетов какая должна была быть на каком месте-по своему необыкновенна.

Изумительно исполнение австралийки, прекрасна ее песня. Присуди ей победу-это было бы вполне заслуженно, если не считать необычного появления представительницы другого континента на европейском состязании, что могло бы стать предметов споров.

Но куда австралийской исполнительнице до той мега-сенсации, которую произвела песенная дуэль двух исполнителей. Ибо настоящий фурор, переросший в  политический скандал с участием многих стран на Евровидении–2016 произвели две песни, между которыми и состоялась дуэль за гран при. Песня Сергея Лазарева(Россия) и Джамалы(Украина). Такого Евровидения, как в музыкальном, так и в политическом отношении-а Евровидение пользуется репутацией политанагжированного конкурса-мы не помним.

СЕРГЕЙ ЛАЗАРЕВ

Я, автор этих строк, внимательно смотрела всех участников, один за другим, собираясь писать статью, в которой хоть бегло оценить каждого. Однако эта задача  потеряла актуальность после выступлений Сергея Лазарева и Джамалы. А надо сказать, что предварительно я не смотрела по ТВ полуфинала, каких-либо роликов, для меня все были внове, впервые. Тем ярче было впечатление от необыкновенного лазерного шоу С.Лазарева(каламбур). Это прорыв в сфере шоу-индустрии, в музыкально-сценическом искусстве с применением высоких технологий, авторы не раскрывают всех технологических секретов построения номера. Как Лазарев ходил по стене, летал среди звезд, точнее, конечно, создавал такие визуальные спецэффекты-о том создатели даже не сообщают, ноу-хау.

 ВЫСОКИЕ ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ

Между прочим, подумалось, что этот арсенал  зрелищности в эру высоких технологий нужно применять не только в эстрадном шоу-бизнесе, понятно, что все это недешево. Однако, если  хотя бы ведущие драматические и оперные театры взяли их на вооружение – это было бы революционным решением в привлечении масс к увядающим жанрам высокого искусства. Постановка классических опер и балетов, классических драматических пьес в этих новых декорациях взамен давно обветшалых, в одеждах новой медиа-эры с онлайн–транслированием по каналам спутникового и интернет-телевидения. Да, нужны спонсоры, с весьма тугими кошельками, но необходима и новая генерация режиссеров с креативным, что называется, мышлением, способная оценить и адаптировать эти технологии к классике, не разрушая дух классического наследия вульгарным «осовремениванием», сводившимся до сих пор к замене костюмов Барокко на джинсы и тонированные очки. Давно пора сдать в музей на 9/10 реквизит и декорации классических спектаклей драмы и оперы и искать новые решения. При всем почитании традиций, идущих со времен Петипа и Русских сезонов Дягилева, мы должны творить свое искусство, а не стирать пыль с поблёкших декораций, и в тысячу первый раз заставлять их, словно загнанных лошадей, работать на сцене- декорации, кои давно пора на музейную форму почитания …

И вот оно:смотрите и пересматривайте номер Сергея Лазарева на Евровидении-2016!
Нечто подобное  предпринимается. Вспомним и нашумевшую «кинематографическую» по всеобщему восприятию постановку  «Евгения Онегина« Чайковского в Париже в 2010г.  режиссером Чернавским. Можно вспомнить и концертную постанову Геликон-оперой «Демона» А.Рубинштейна в 2015 с Д. Хворостовским в партии Демона.(см. под статьей ссылку). О ней мы писали. Там тоже была необычная лазерная сценография, о ней много писали.

Итак, ритмичная песня С.Лазарева-заслужено была встречена восторженно всей Европой, победив в смс-голосовании. Это достойнейшее выступлении на Евровидении от России за эти годы. Номер, в котором было все:исполнитель с голосом, пластикой, хороший английский. Песня в лучших традициях западной поп-музыки:как раз такая, какая лучше всего ложится на слух широкой аудитории, напоминающая самые известные шлягеры и в то же время звучащая абсолютно свежо, увлекающая сразу, что редкая удача. О сценографии мы уже сказали.

 ДЖАМАЛА

Теперь перейдем к нашумевшей песне Джамалы. «1944» ее официальное название со смыслом. Или по первой строчке:»Когда приходят незнакомцы…».
Мы бы не хотели в этой статье слишком акцентировать на политической составляющей этой песни и выступления Джамалы:об этом уже третьи сутки после конкурса бурлит весь Интернет. Просто потому что это выходит за рамки заявленной темы в заголовке:мы хотим беспристрастного анализа песен, как явлений искусства и достоинств исполнителей. Беспристрастность! То, что менее всего проявили «профессиональные жюри» всей Европы. Беспристрастна была однако благодарная европейская публика, влюбившаяся в песню С.Лазарева и в едином порыве голосовавшая за первое место России! Право, это ценнее во сто крат любых самых авторитетных и профессиональных жюри, даже если бы они отличались кристальной объективностью и неангажированностью(что утопия). 

Вопрос вообще сложный. И лучше всего об этом заявили власти российского Крыма:если бы Джамала выступила с этой песней, как выразительница трагедии своего народа-мы были бы только за. Но подтекст песни иной, с аллюзиями на современность.

Однако давайте пока отвлечемся от этого политического подтекста и все же оценим саму песню и исполнительницу, а практически все сходятся на том, что Джамала вокально сильная певица, и песня была бы трогательной, если бы не очевидный антироссийский подтекст.

Кстати, еще до допуска песню специально оценили на наличие политического подтекста(а такие песни запрещены на участие в Евровидении)- и в упор его, этот подтекст, «не разглядев», допустили до конкурса. И даже более чем очевидным сговором вытянули ее на победу-создав прецедент и превратив Евровидение в конкурс политического плаката.

Много говорят о вокальном мастерстве певицы. Даже российские комментаторы за кадром ведшие трансляцию,  после ее выступления негромко заметили, что такой насыщенный красивый голос редкость для Евровидения. Обратившись к всезнающей Википедии, узнаем, что Джамала имеет солидную академическую подготовку, профессиональная оперная певица, закончившая  консерваторию  с красным дипломом и даже собиравшаяся стать «солисткой в Ла Скала»-«если бы не увлечение джазом и эстрадой». Посмотрев в ю туб несколько роликов, узнаю, что некогда лицезрела ее на ТВ, на концерте под открытым небом, вероятно, на "Новой волне"-тогда сам Дмитрий Хворостовский, стоя и громко смеясь, аплодировал ей, что было отмечено ведущими концерта. На том номере, где она с подтанцовкой кривлялась и издавала такие звуки Му, что все Верки Сердючки обзавидовались бы…Ну кто бы мог подумать, что эта эксцентричная, мягко говоря, шутиха произведет такой Резона-анс!

Я бы не назвала, глядя на ю туб ролики различных выступлений, ее джазовой певицей. Это не джаз-это авангардная музыка, «новая музыка», как себя позиционирует, с проведением фестивалей и проч.. Инструментальная и вокальная музыка, если хотите это называть музыкой,- с нагромождением невокальных и антимузыкальных, антиэстетичных звуков и  шумовых эффектов. Есть такое направление в андеграунде, что ж, если кому-то нравится...Хотя это сверхузкая группа почитателей-на то и андеграунд. Джамала, можно сказать, популяризировала муз.авангард-этого  еще никто не заметил в баталиях вокруг ее выступления.
Случалось, что композиторы, писавшие в авангардной манере, творили легендарную музыку-но их имена оставались тайной за семью печатями. Так произошло с ансамблем Битлз(см. ссылку под статьей).

И в номере Джамалы в Евровидении ее стиль  проявился:конвульсивная пластика, странные звукосочетания, разрушение стилевого единства музыки, основанной на смешении стилей и жанров. О последнем-культурно-стилевом смешении- еще будет впереди. А пока несколько слов о расхваленном практически всеми, даже ее критиками и ругателями, вокале Джамалы. Певица, конечно, вокально сильная, но…

Но это не совсем объективно. Если уже говорить начистоту. Да, у нее красивый тембр и многое пленяет в ее голосе:насыщенные низы, крепкий центр, а вот с верхами… ну какая Ла Скала?... Махнули…Не смешите тех, кто понимает в вокальном искусстве, уберите это из вики статьи. На самом деле ее не возьмут даже в штат провинциальной оперы. А если по большому блату возьмут-все равно не видать первых партий лирико-драматического сопрано, как позиционируется в википедии.  Что она может исполнять:Татьяну, Лизу, Виолетту, Манон? Это было бы нечто по сенсации. А как бы она справилась с партиями итальянского репертуара в Ла Скала? Партии, даже драматического сопрано, почти все в высокой тесситуре - на сплошном  хрипе?.. Правда, в статье сказано, что она похвальным образом по сей день не оставляет классики, выступая даже в опере. Но это М.Равель, главная партия в опере "Испанский час", исполненная ею в 2010г. Это партия Консепсьон, единственная партия сопрано в этой опере. Современная опера. Авангард. Но никак не классика. Хотя она сразу после Евровидения награждена званием народной артистки Украины. Красный диплом Киевской консерватории, к сожалению, тоже в прошлом. А в настоящем:хриплые верхи, неужели не слышите. Для этого не нужно быть знатоком оперного бельканто. Наверное, сорвала голос в авангардных потугах и ужимках…Если постоянно «петь» шумовые звуки, то есть, проще говоря, орать, визжать, блеять, выдавливать нечленораздельное, сопровождая дикой мимикой…

Кстати, в вики статье Джамала уже есть несколько ссылок на ее клипы: слушать это без содрогания невозможно, например, клип "У осени твои глаза":этот нарочито-вульгарный неестественный тембр("манерность", как это называется), и слишком открытый даже для эстрадного вокала звук - все это неизвестно каким образом сочетающееся с претензиозным выше в вики статье:"Будучи лучшей на курсе в Киевской консерватории...она собиралась стать солисткой Ла Скала" На кого рассчитаны подобные пассажи в статьях "объективной" Википедии?!..
 
Артисту нужно думать о будущем-а вдруг грядет слава!... Просто попадешь в струю, хотя бы политическую, окажешься востребован в неожиданном качестве. Поэтому хранить голос, взращивать свое искусство, верить в свою звезду-а не гоняться за деньгами и заработками по ресторанам и корпоративам...А теперь вот и к Евровидению не смогла восстановить полноценный вокал, если и стремилась к этому. Профаны услышали, что голос! Но спецов и истинных меломанов не ввести в заблуждение.

Возможно ли восстановить нормальный голос и школу вокала? Ибо сегодняшний вокал Джамалы вряд ли мог быть награжден красным дипломом консерватории. Значит, к своим 32 годам она умудрилась испортить полученный базис-вероятно, плохим репертуаром, разрушающим однозначно, и бесконтрольными выступлениями в ненадлежащих условиях.

Как сказал, великий вокальный педагог Мануэль Гарсиа, призывая к строжайшей гигиене голоса:»Однажды утраченная нежность голоса не вернется никогда». Голос хрупкая материя. Вокалистам запрещают выступления в ресторанах ради  заработка, концерты в эстрадных гастролях-все это сорвет тончайшую академическую постановку, не говоря о порче вкуса, утомлении-все скажется... И безвозвратно. А Джамала имеет огромный опыт выступлений в ресторанах и корпоративах.

В голосе Джамалы я слышу ту нежность и насыщенную тембральную красоту, которая была когда-то, но она звучит уже эхом, тонущим в очень регистрово-неровном пении, в отчаянно-хриплом верхнем регистре, в котором ну ни единой ноты чисто она уже не поет, в привычке к псевдо-джазовому шумовому обрамлению. Лариса Долина гениальна в этом:умении джазово окрасить любую поп-песенку. Джамале это искусство пока не вполне удалось. Ей нужно начинать распевать голос с самого начала, чистить голос  от призвуков и искажений, лечить связки у специалистов-фониатров, на время отказаться от выступлений. Тогда, может быть, что-то восстановится. Пока это уже далеко не академический вокал.

Аранжировка и сценография песни очень интересны и драматичны, производят сильное эмоциональное впечатление на слушателей-зрителей, создавая единый звуко-визуальный контекст и импрессию.

Притягивает же главным образом в песне Джамалы- смешение соул, ритм-энд-блюз и фолк. Западный стиль аранжировки-и проходящая сквозь всю песню фолк-линия:полутона и мугамы традиционной азербайджанской, татарской, турецкой, вообще ближневосточной музыки. Здесь она показывает и возможности своего вокала:низы-сугубо горловое пение Востока, звучащее абсолютно аутентично! Словно генетически проявилось, как это бывает у афро-американских певиц соул-ни одна белая певица не выдаст такого специального грудного тембра соул, спиричуэлс и других стилей афро-музыки. Так и здесь:только этническая восточная могла так спеть мугамы. Сегодня редко кто владеет настоящим горловым пением, это уже экзотика, кроме профессиональных исполнителей-народников, это во многом утраченное в самом народе искусство. Вокализ в ориентальных интонациях в песне-плач по Родине...То, что в сети называют невежи "вытьём"-ох, если бы не хрип в голосе - как это звучит, как хватает слушателя за душу! Много раз переслушала песню, снова и снова вслушиваясь в сложную мелодику и синтез стилей западной и восточной музыки, в своем роде песня шедевральна-давайте объективно! Такие песни-синтез культур редко удаются, эта удалась. 
 
А как драматично поведала Джамала на сцене Евровидения о трагедии своего народа. И не только крымско-татарского. Ведь многие народы были несправедливо изгнаны со своих земель. Но разве должен народ платить такую цену за отщепенцев, нести коллективную ответственность?! Тем более, что у  каждого из изгнанных народов были и герои Советского Союза, кавалеры орденов славы, так много павших за Родину…Вечная им слава и память. Время все расставит на свои места.
 
 17 мая 2016г.

P.S.Тем временем, интрига сохраняется. На момент написания и публикации этой статьи, как сообщается в СМИ:Петиция о пересмотре итогов «Евровидения» набрала уже свыше 150 тысяч тыс. подписей
 
15 мая украинская певица Джамала стала победительницей европейского конкурса «Евровидение- 2016», выступив с песней «1944» о депортации крымских татар
СТОКГОЛЬМ, 17 Мая 2016, 10:16 — REGNUM  Петиция с просьбой пересмотреть результаты международного песенного конкурса «Евровидение-2016», на котором победила представительница Украины Джамала, собрала уже более 90 тыс. подписей.
 

Ссылки в статье:
http://www.stihi.ru/2016/05/06/213
Впечатления о Концерте в Пальмире. Где смотреть

 http://www.stihi.ru/2015/02/03/995
Демон в постановке Геликон. Скорее нет, чем да

http://www.stihi.ru/2015/09/13/1519
Главная тайна ансамбля The Beatles Битлз