Рифма - от простого к сложному

Сергей Шамов 4
В поэтической практике накоплено немало приёмов рифмовки. Сравнивая их с видами рифмовки в рэпе, можно найти много общего. Так или иначе, современная поэтическая словесность произрастает из экспериментально-новаторской практики футуризма.
Как известно, общим исходным принципом новой рифмы является базирование рифмующихся слов на ударном слоге. Этот принцип породил и новые варианты созвучий . Кратко рассмотрим наиболее интересные из них от простых к сложным.
Для себя я привычно разделяю рифмы на два основных раздела: простые (одинарные, представленные одним словом) и составные, которые могут быть представлены двумя и более словами.



I  Простые (усечённые) рифмы.

1) Простейшей неклассической рифмой можно считать такую, в которой слова рифмуются на ударный слог. Где-то употребляется термин - усечённые. Причём, ведущую роль играет согласный звук, а не гласный. Вообще принцип наибольшего совпадения согласных звуков (аллитерация) почти во всех случаях определяет неклассическую рифму; гласные же, как правило, стоят в подчинении.

Например: СЫт - уСЫ, реБЯт - теБЯ.

… И штабелями уж
историей исписано
томов в судьбе ребят.
Умаялся, - так спи, сынок,
Достаточно с тебя.


Количество срифмованных слогов может быть и больше, другие совпавшие слоги фонетически помогают основному, ударному:
тОСКА - ОСКАл, краСОТКА - СОТКАн, незНАКОМКА – НАКОМКАл, РЮМОк – угРЮМО.

Уж выдоен дух, как кОРОВА.
Его растворяют года.
Но мы знаем, кем он вОРОВАн,
и знаем, откуда – куда.


2) Чуть сложнее первых рифмуются слова на точное и богатое окончание, так как в этом случае необходимо привести в созвучие больше согласных звуков, образовав фонетически яркую концовку: леГЕНД - интеллиГЕНТ, ЛуЧОК - кЛоЧОК, поПеРёК - ПоРоК.

Затерявшись в мире жутком
средь божественных легенд,
Избалованным рассудком
тронулся интеллигент.

Где дом его? Как олово,
тяжёл, пройдёшь пешком.
Вскипающую гОЛОВУ
накроешь лоПУШКОМ.

В школу папа и сынок
шли гвардейским рядом.
Сын пока что соСУНОК,
впереди – вся радость.


3) Распространённым приёмом является аллитерация во всём её разнообразии. Задача рифмовки здесь - добиться в рифмуемых словах как можно большего совпадения согласных во всём слове : яВСТВеННо - нраВСТВеННость, ШуТом - реШеТо, закоВыРиСТый - ВыРаСТет.


Испортилась кровь от гниющих рубцов.
Чернела открыто и явственно.
Тогда на замену заветам отцов
пришла моя личная нравственность.


4) Очень интересным вариантом является целостная аллитерация, когда созвучными являются слова целиком, причём основной состав согласных звуков совпадает полностью. Вкупе с ударным слогом таким образом достигается максимальное созвучие : ТоСКа – ТаСКал, ЗоБы – ЗаБыл, НиЗоВых – НаЗоВи, МыШь – МыШц, КаЗНе – КуЗНец, ДеВиЗе – ДиВиЗий, ПоСуХу – ПоСоХа, ГРуЗоВик – ГРоЗоВых, ВуаЛь – ВаяЛ, НеДРуг - НеДРах, КоСМы - КоСМос и т.д.

Людей постигал я вдоль и поперёк
с широких слоёв низовых.
Коль строки в тебе пробуждают порок, –
меня сопляком назови.

За чередою катастроф
не спрятаться, как мышь.
Я грешный мир бью силой строф,
как ты бьёшь силой мышц!

В государевой казне
уголовник шастал.
Коли вы плохой кузнец, –
что вам проку в счастье?»

Меня учите заново.
Не я горшки ваял.
Меж нас легла, как занавес,
проклятая вуаль.

Взметнёмся безудержным роем,
окутаем землю новьём:
и новые недра откроем,
и новых верёвок навьём!

Друзей бы верных там добыл;
хоть пару, хоть пяток,
чтоб силой слов в голов дубы
нам шпарить кипяток.

5) Довольно необычным является такой вариант аллитерации, при котором рифмующиеся слова также созвучны целиком при том, что на основе ударного гласного звука состав согласных  может быть представлен чередованием: уЧеБНиК - уЩерБНыХ, КоЧеВНик - ХарЧеВНи.

6) К разновидности аллитерации можно отнести также омофоны с чередованием согласных: Доска - Тоска, Широк = Жирок, Финиш - Вынешь, веДра - веТра, пруТ - пруД, вПерёД - вБерёТ, поПерёК - поБерёГ; либо с чередованием гласных: потЁмки - потОмки, стрАна - стрУна, мАльчиш - мОлчишь, вЕска - вИска, трОп - трЁп.

Кончайте лить слёзы в четыре ведра,
прибитые трауром лица!
...И в пекло своё молодые ветра
впустила глухая теплица.

Кто-то грустен, ты молчишь...
Не перечишь силе.
Я – порядочный мальчиш:
«А меня – спросили?..»

Возьмусь для забавы – причина веска –
в измятой постели клопа мять.
Меня уж не сдавят в районе виска
ни стыд, ни воскресшая память.


7) Ответвлённым вариантом аллитерации является рифма, основанная на диссонансе ударных гласных звуков, но при преимущественном совпадении согласных: матЁрый - матЕрий, мечЕти - мечИте.

8) Следующий приём - "слово в слове", или внутренняя рифма. Это самый сложный приём одинарных рифм. Слова в рифмуемой паре находятся и выбираются путём их изменений по падежам и спряжениям. После этого можно отыскать искомое "слово в слове":

КАРАТь - КАРАТ, лИСТОК - ИСТОК, БУР - ПетерБУРг, фунДАМЕнт - ДАМЕ, алГОРИТм - ГОРИТ, СОВЕ - СОВЕт, КОПИ - КОПИй, СПОР - СПОРт, колЛЕКТОР - ЛЕКТОР, ВЕЖДЫ - неВЕЖДЫ, ОВЕН - винОВЕН, СЛЕЗА - СЛЕЗАй, ТАБУн - ТАБУ, наЛОГОВОй - ЛОГОВО.

...Он выбил всю дурь из густых  ШЕВЕЛЮр.
Глупцов разумение ТУПО.
Я, вклиненный в бег, второпях  ШЕВЕЛЮ
сознание, впавшее в сТУПОр.

Святые меня наставляют в МОЛЬБЕ,
шинкуют картошку, лучок...
А сгусток извилин спешит на МОЛЬБЕрт,
на жёлтой бумаги клочок.

«За правдой маршрут бесконечен и ШИБОК!» –
ответ лиходеям попы ткут.
Но жизнь гонит методом проб и оШИБОК
на очередную попытку...

Им виделась раньше картина ИНАЯ –
теперь видят груду раЗВАЛИн.
Они ворошили умы, вспомИНАЯ,
чьим именем Родину ЗВАЛИ.

Как ты посмотрела, вспоминаю, –
два таких чистейших  ОЗЕРЦА.
Всё понятно мне, а ты – иная,
всё – обман, что прежде сОЗЕРЦАл!

«Кабинеты – как НОРА;
кашляем и мокнем.
Уплатите гоНОРАр
по разбитым окнам!

С нерушимого ПОСТА
дышим, как в аду, мы.
Разозлился суПОСТАт
и войну задумал.

Брось, братва, бедна, ТУПА,
тощие удила!
По такой земле сТУПАть
нам не доводилось.

Если тянет, как магнит,
жизнь тебя на ПАПЕрть,
ты тихонько подмигни
работяге-ПАПЕ...

И дело не в том, что кому-то нужда
челом отбивать в господской наЛОГОВОй.
Мне, по сути, не важно, кого будут ждать
подельником в волчье ЛОГОВО.

Как видно, "слово в слове" может стоять в начале, в середине, в конце "слова-оболочки". Очень яркий приём.


9) Ещё один сложный и довольно редкий приём - омоформы. . Здесь слова, находясь в той или иной грамматической форме, полностью совпадают в буквенном составе: багров - багров, утру - утру, подлей - подлей, моря - моря, полем - полем, тельца - тельца, смела - смела и т.д.

Как желтые крылья иволги,
как стоны тяжелых ВЫПЕЙ,
ты песню зажги и вымолви
и сердце тоскою ВЫПЕЙ!
                Н.Асеев

Когда же настроились, раскрывши вежды,
прихлопнуть разбойничью НЕЖИТЬ,
отцы свои добрые взялись надежды
и воспоминания НЕЖИТЬ.

В глаз твоих загадочные ДАЛИ
верил, что когда-нибудь войду...
Мне и поболтать с тобой не ДАЛИ,
в страхе, что тебя я уведу.

Остынь, чудак гадающий!
След за собой ДОМОЙ.
Ползти тебе куда ещё,
раз не к себе ДОМОЙ?

                С.Шамов

Поскольку омоформы попадаются редко и в основном при находке напрашиваются сами собой, то использовать их надо умело, не доводя до банальности ни рифму, ни смысл строки.



II Составные рифмы.

Как упомянуто выше, составная рифма состоит из двух и более слов. Это подлинное раздолье для фантазии и тренировки навыков автора.

1) Простейшие составные рифмы могут быть составлены присоединением к основному слову небольших, односложных слов: братья - брать я, истёр я - история.

2) Далее следуют сложность и фантазия, не имеющие предела. Здесь составная рифма может сочетать в себе и более двух слов.

Данные примеры стали уже хрестоматийными:

Юноше, обдумывающему житье,
решающему, делать жизнь с кого,
скажу, не задумываясь — делай ее
с товарища Дзержинского. 

Бутафор! Катафалк готовь!
Вдов в толпу! Мало вдов еще в ней.
И взвился в небо фейерверк фактов,
один другого чудовищней.

                В.Маяковский

Ещё примеры:

Сто лет взорвались! Рубанули с плеча.
Недолго величием хвастали.
Чего же теперь заходиться в речах,
что, мол, «Не прикрыты у вас тылы!»?

Что ж, человек - это мысли движение.
А без движения - зверь.
Кто-то откроет - не ты и уже не я -
уйму неведомых сфер.

Если останется сколь-нибудь пороха, -
и мне немного отсыпь.
Мы будем так же упрямы, как в споре хам,
как поступали отцы.

Там лепят из людей ослов.
Не сдобрить мужика ль нам?
Мы поведём! Я - в мире слов,
ты - в мире музыкальном.

А там, на отшибе, на затхлом,
кого-то молотит шпана.
Но мы не воротим назад хлам,
себя не позволим шпынять.

Помню, как мы перешли прямиком на «ты» -
наш по-простому привык, -
и в родных стенах единственной комнаты
русский учили язык.

За бутылку рома -
даром, всё равно, чью, -
я б и днём и ночью
отказался есть.

С утра бодрит заря душком.
Страда как мир стара.
Стоят цилиндры рядышком,
хохочут мастера.

                С.Шамов


Составные рифмы могут также употребляться в виде рассечения слов по строкам:

Два балагура, на вид – несмышлёныши,
и в один год рождены,
новым дням доброе слово мы шлём и ши-
рокие любим штаны.

Воюй хоть на одной ноге,
шли пули наугад.
Твоё добро достойно ге-
роических бригад.


Но на одном только приёме развитие не оканчивается. Новым достижением стало использование составной рифмы в классических размерах. Первые опыты успешно ставил уже Маяковский:

Глазами взвила ввысь стрелу.
Улыбку убери твою!
А сердце рвется к выстрелу,
а горло бредит бритвою.
В бессвязный бред о демоне
растет моя тоска.
Идет за мной, к воде манит,
ведет на крыши скат.

В первых футуристических экспериментах новаторам приходилось отходить от строгих классических размеров стихосложения в пользу того эффекта, который придаёт стиху составная рифма. Но современная поэтическая техника спешит освоить составную рифму и применить её в более сложных конструкциях. Во многом на это влияет стремительное развитие рэпа, который успешно использует созвучие как согласных, так и гласных звуков, образуя целый звуковой ряд в одну или несколько строк  В поэзии можно высоко оценить практику тех немногих новаторов, которым удаётся применять составную рифму в условиях классических размеров. Это новый, особенно сложный уровень техники. Одним из таких новаторов являлся, например, поэт Игорь Царёв, управлявшийся с составной рифмой в условиях строгого размера безупречно:


Земля дальневосточная

Соболиная, бобровая, тигровая,
Комариная, суровая, кедровая,
Из оленьих жил земля дальневосточная,
Если кто-то там и жил, так это – точно я.

Помню пади и болота с пряной тиною,
Глухариную охоту и утиную,
Поднималась на пути щетина трав густа,
Золотилась паутина в небе августа…

Вечным зовом из-за сопок длился вой ночной.
Жизнь казалась слаще сока вишни войлочной.
Обманув, не извинилась – ох, и вредная!
Лишь тайга не изменилась заповедная.

Те же гуси, вниз глазея, пляшут русскую,
Вертят гузкою над Зеей и Тунгускою,
Чешуей под рыжий сурик злой муксун горит,
Вольно плавая в Уссури да по Сунгари.

Семенами нас разносит в дали дальние,
Вместе с нами имена исповедальные –
Их в чужом краю, шаманя перед бурей, я
Повторяю: «Бурея, Амур, Даурия!..»


ПРОЗРЕНИЕ

Долго проходят в цеху деньки.
Въедешь – почувствуешь дно.
И всё такой же я худенький,
и никому не родной.

День живу волей, день без неё.
В мыслях – страна-лабиринт;
один другого любезнее:
«Хлебушка хочешь? Бери!»

Чёрны горячие вороты.
Сжаты обидой уста:
«Если заметил где вора ты, –
бей его, ради Христа!»

Сударь мой грозный, не лезь ко мне!
Будто я твой – это лесть.
Я побратался с железками:
кто заслужил, тот и ест.

Бьют ли, над ближним свирепствуя,
гонят ли бьющих в ответ, –
это причина и следствие
многих непознанных бед.

Важно ль, кто в силах, и чьи станки?
Взялся за сталь – и воюй!
Рожу умой – станешь чистенький,
душу увидишь свою.
                С.Шамов

Если вывести пути, по которым строятся простые и составные рифмы, то простые строятся по принципу омонимии вообще, представленной во всевозможных разновидностях, а составная - по принципу омограммы, то есть созвучия через разбиение слов.
Данной заметкой тема далеко не исчерпывается.