Причины антисемитизма

Григорий Дубовский
Антисемитизм - термин,обозначающий плохое отношение к евреям. То,что его буквальное значение шире,используется антисемитами,чтобы отрицать антисемитизм:  раз арабы тоже семиты,то почему применяется только к евреям? И вообще,говорят антисемиты, он относится именно к арабам,потому что именно их преследуют евреи,а не наоборот. Таким образом,отрицание антисемитизма - тоже проявление антисемитизма.  Один из множества парадоксов вокруг евреев.
Как плохое отношение вообще,так и по отношению к евреям может проявляться в чём угодно - значит,антисемитизм многообразен и возможен во всех сферах жизни.

Разбирая этот вопрос,надо иметь в виду,что:  1) Любое деление людей на группы условно и изменчиво,оно непрерывно,повторяю,непрерывно меняется по объективным причинам,а также в зависимости от точки зрения: "Стакан наполовину полный или стакан наполовину пустой". Древние евреи и современные евреи - это две большие разницы.  2) Объективных судей тут нет. Судьями выступают правила игры,которые мы  добровольно принимаем,а обвиняемыми являются те,кто эти правила добровольно  нарушают. Гиммлер сказал: "Отношение к евреям - это вопрос не морали,а гигиены". По его правилам его не в чём обвинить. Значит,главное - это каковы правила. Их очень много и они тоже условны и меняются,но все они делятся на два типа: Первый по времени: именно мы решаем что хорошо и плохо для всех; Второй по времени: мы можем решать это только для себя,а для других - только с их добровольного согласия.  Очевидно,что первых больше чем вторых,и что антисемитизм существует при господстве или преобладании Первого типа правил. В каком-то смысле человечество не вышло из первобытного строя. Из основных принципов вытекает всё остальное -  подобно тому как расстояние между разными дорогами,выходящими из одного центра,вначале ничтожно,а потом всё больше и больше.

Причины живучести первобытности или Первого типа правил элементарны и пока,по-моему,неустранимы. Этих причин тоже две и из них тоже вытекает всё остальное: 1) Страх смерти.  2) Ограниченность технологически доступных ресурсов. Именно технологически,а не вообще: молния,то есть электричество,была и до нашей эры. И толку то? А ресурсы вокруг нас не ограничены: вся вселенная. Отсюда вывод: сколько бы мы ни шли к горизонту,мы не дойдём до него; сколько бы мы не боролись со смертью,мы не победим её. Тогда что делать? Это самое и продолжать делать: отодвигать горизонт и смерть,и стараться прожить жизнь как можно полнее и лучше. А антисемитизм против этого. Характерно,что в иудаизме понятие потусторонней жизни разработано слабее,чем в других религиях; традиционный еврейский тост: "Лехайим",то есть "За жизнь". А в исламе,например,руководитель теракта на Дубровке сказал - я видел по телевизору: "Мы больше хотим умереть,чем они (их противники) жить." Отсюда можно сделать ещё вывод: чем больше влияние тех религий,которые нацелены на загробную жизнь - шире: тех мировоззрений,которые обещают конечный результат и окончательный ответ на вопросы,тем более на ВСЕ (это и является главным признаком религии),тем сильнее антисемитизм.

Таким образом,ещё одна из причин антисемитизма и его живучести - это распространённость и живучесть религиозности. Причём разные религии влияют по-разному: меньше всего индийские (особенно джайнизм и буддизм) и дальневосточные религии (тот же буддизм и даосизм),а также религия Бахаи,которые по критериям БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ религий - не вполне религии,а точнее,ужасное безбожие. Характерно,что бахаи появилась в Иране,преследовалась там зверски и наконец нашла пристанище и главный центр не где-нибудь,а в Хайфе,Израиль. Про направления христианства я не сделаю никаких оценок,только приведу три факта: предыдущий испанский король,его католическое величество, на коленях попросил в мадридской синагоге прощения у евреев за их изгнание из Испании и преследования инквизицией; а православие - единственная из христианских конфессий,которая не сняла с евреев коллективную вину (то есть с еврейского народа) за распятие Христа,и патриарх Кирилл заявил - я тоже видел это по телевизору: "Кто не любит православия - не любит Россию.". В связи со всем вышесказанным обращаю внимание на дуалистические религии,которые почти исчезли,потому что их преследовали особенно рьяно: зороастризм,манихейство и альбигойцы. Каждая следующая - производная от предыдущих.  Последние две исчезли совсем,но немногие зороастрийцы существуют,в том числе у нас. Обращаю внимание потому,что в них особенно отчетливо - на уровне и в духе религии - показано противостояние двух типов правил,о которых я говорил выше. Манихейство и альбигойцы были уничтожены именно потому,что это противостояние они показывали особенно отчётливо.

Остаётся вопрос: почему объект ненависти,в лучшем случае неприязни,именно евреи? Вообще-то не только евреи - такими объектами были на Ближнем и Среднем Востоке армяне,а в Японии корейцы. Например,после землетрясения 1923 г. в Токио устроили корейский погром - как и в Италии в средние века против евреев. А судьба армян в Турции известна. Только антисемитизм шире,дольше и глубже. Тогда вопрос: а почему так,почему именно евреи?  Потому,что: 1)Страх и ненависть нуждаются в  объекте,который подаётся как зримый источник зла,уничтожение которого создаёт иллюзию окончательного решения нерешаемых вопросов,от которых некуда деться. 2) Многие заинтересованы,чтобы отвести ненависть от себя и направить её на других. 3) Евреи больше чем любые другие группы,по бОльшему количеству признаков,отличались (и продолжают отличаться) от окружающих,которых по определению больше: евреи культурнее; конкурентоспособнее - причем играя по тем же правилам,что и остальные; у них другие обычаи,которые иногда видны на поверхности; иногда выше уровень жизни и (или) гигиены; не признаЮт те авторитеты,которые признаёт нееврейское большинство,или относятся к ним без почтения - проще говоря,выглядят свободнее,чем мы.  4)И вот эти самые,которые не такие как мы,живут рядом,тем самым являясь постоянным раздражителем,и в то же время,как правило,не имеют власти,то есть всегда есть искушение что-нибудь сделать им и остаться безнаказанным.