Ареваманук. Дитя Солнца

Эдгар Мирзоян
Ареваманук

Я к Солнцу и к Свету стремиться готов,
Сквозь тьму и завесы туманов.
Мечтаю, о Матерь, коснуться основ,
Идти по следам всех Титанов.

Возьму я свой лук с заостренной стрелой
И, выступлю! Буду я стойким!
Я знаю, опасно идти за мечтой,
Но буду отважным и бойким!

О, Мать! Не завишу от Воли Богов,
Ведь сердце мой Бог и водитель!
Не сдержат стремление груды оков;
Я к Солнцу взметнусь, как воитель!

Майрамут

Помилуй меня, о Святое Дитя!
Священно Могучее Солнце.
Ты кротким пребудь и благая стезя,
Пробьется, как луч сквозь оконце.

Молю, отступи ты от всякого зла,
Не трать ты стрелу понапрасну.
Упрямство свершает худые дела;
Погибнешь! Я, с горя - угасну!

О, милый сыночек, моя ты душа,
Ты юн, о, рожденный от Солнца!
И радуйся жизни, ступай не спеша,
Испей же всю младость до донца!

Солнце

О, дерзкий, о, сильный, Ареваманук,
Охотник с Божественной силой!
Великий воитель, огромный твой лук
Лежит над холодной могилой!

Ведь, ты не желал подчиниться Судьбе;
Закон ты презрел без причины!
Сгорел от того ты в неравной борьбе,
И юным достиг лишь кончины!

Ты днем не узришь мой сияющий лик;
Сроднишься со смертью в оковах,
Но ночью взойдешь и Божественный миг,
Вновь станет мерилом в Основах! 
 

   
Статуя Бога Луны Хонсу, тождественного Арева-мануку (Фивы. Эпоха Рамсесов XIX Династии Египетских Царей).

Примечание.

Кроме легенды об Ара Прекрасном, в Армении существует еще одна легенда о воскресающем и умирающем Боге. На данный момент нельзя сказать, какая из легенд более древняя, т.к. одна восходит к шумерской и аккадийской традициям, тогда как другая – к египетской. Вторая легенда говорит об Аревамануке, солнечном юноше, или сыне Солнца. Как и многие армянские предания, данная легенда сохранилась в двух, на первый взгляд, различных вариантах. Один из вариантов записан по сказаниям «Випасанк», а другой – записан Г. Агаяном. 
Первая версия легенды повествует о том, что Ареваманук – Юноша-Охотник, решил покорить само Солнце, пустив в него стрелу, Солнце ударило Ареваманука, после чего он умирал днем и воскресал ночью. Вторая классическая легенда гласит, что Ареваманук, рожденный от Ареваманька – сына Солнца и Майрамут, прославился тем, что был великим охотником перед Богом. В детстве, как повествует данный вариант легенды, Ареваманук жил в Арьяване и до семи лет ел молоко матери и большой коровы. В данную интерпретацию об Аревамануке вошли многие солярные мифы, связанные как с Мистериями Митры и Геракла (Ареваманук считался победителем Льва и Быка), так и с Мистериями Гора сына Осириса. Именно на последней связи египетского Бога с Ареваманук следует остановиться.
Известно, что Гор рожден Исидой от уже мертвого Осириса, тело которого было найдено Сетом и растерзано. Осирис, являясь символом воплощенного Логоса, как отмечалось, представлял собой Солнце, вернее Творческий аспект самого Солнца. Гор, как наследник своего отца, также представлял Солнце. Кроме того, данный Бог скрывал в себе множество аспектов, которые были глубоко мистичными. Так, по древнейшей версии  Гор (Хор) рожден был от Амона (Наивысший и Первый аспект Солнца, намного древнее самого Ра) и Мут; имя ему дали Хонсу. Последний, выступал в качестве Девственного Юноши-победителя Тьмы в образе Крокодила. В более поздних традициях, Хонсу тождественен Митре. Согласно армянской легенде Ареваманук, рожденный от Майрамут, таким образом, становится идентичен Гору-Хонсу, т.к. отцом Ареваманука был сын Солнца (по другой версии само Солнце), а матерью – Великая Глубь (Майра Мут). Небезынтересна сама связь между египетской Мут – Богиней Космической Глуби и Майрамут, которая в авестийской Армении также выступала как Великая Матерь Солнца [Агаян, «Ареваманук»]. В Египте одной из ее ипостасей была Исида. Далее, как упоминается в армянском предании, Ареваманук, наказанный Солнцем, а в другом варианте самой Майрамут, умирал днем и воскресал ночью. Здесь мы также сталкиваемся с аналогией между Аревамануком и Хонсу - Богом Луны и Лунного Света. В отличие от первого, Хонсу не воскресающий Бог, но из египетских сказаний о нем видно, что он тесно связан с ночью; именно тогда в нем раскрывается Творческий тайный аспект во всей мощи.
Смерть Ареваманука днем и оживание его ночью аллегорически показывает связь армянского Бога с Оаннешом Дагоном – Человеком-Рыбой, который ежедневно выходил из вод Персидского залива на заре нашей Арийской расы, дабы обучить смертных. С наступлением ночи Оаннеш  входил обратно в свою стихию. Это указывает на то, что с наступлением спокойствия прозревает Дух и, тем самым, наступает истинная (Духовная) жизнь – жизнь, о которой в Откровении от Иоанна сказано, как о втором рождении. При сопоставлении этих двух преданий становится ясно, что Ареваманук олицетворял собой Дух и всю Высшую Триаду (Дух, Духовная Душа, Духовная Мысль) человека, которая в повседневной жизни не проявляется и является спящей (мертвой). Мистерии Ареваманука и Мистерии Ара Прекрасного в авестийскую эпоху Армении являлись одними из самых почитаемых, т.к. в них преподавалась Тайна Жизни и Смерти. Данные Мистерии были тесно связаны с культом Митры, и часто выступали как единое целое.

(Э. А. Мирзоян, "Мистерии Древней Армении", гл. IX. "Ара Прекрасный – Таммуз-Адонис и Ареваманук. Вкратце о роли собаки в погребальных обрядах")