Чтобы помнили - Вячеслав Матвеевич Ткачёв

Николай Клюев -Тверской
           Вячеслав Матвеевич Ткачёв уроженец Кубанской области, станицы
       Келермесской, Майкопского отдела. Родился будущий летчик и кавалер
       Георгиевского ордена в казачьей семье войскового старшины 24 сентября 1885
       года. Быть может, за свои достижения в авиации и военном деле Вячеслав
       Матвеевич должен быть благодарен ещё своему казаку отцу, который также был
       отличным военным человеком, и в годы Крымской войны 1853-1856 годов был
       также удостоен награды кавалера Георгиевского креста IV ступени.

           Как и отец, В.М. Ткачёв прошел обучение военной тематики
       в Константиновском артиллерийском училище, откуда в 1806 году был выпущен
       и прикомандирован во вторую Кубанскую казачью батарею, в 1908-ом был
       переведён здесь же в пятую бригаду, а в 1910 году поступает на должность
       в Одесском кадетском корпусе. С 1910 по 1912 год он является офицером-
       воспитателем.

           Однако, уже в это время, до начала Первой Мировой войны,
       у артиллериста была неугасимая страсть к небу. Следуя зову сердца, Ткачёв
       в 1911 году заканчивает Одесское авиационное училище и сразу же в 1912
       становится кадетом Севастопольской школы воздушного флота кафедры
       авиационного отдела. Как мужчина спортивной натуры и души, кадет любил
       получать удовольствие и адреналин от полётов над облаками, рискуя каждое
       мгновение жизни, проведенной в полёте, упасть и разбиться. Тем самым
       лётчик заработал себе репутацию храброго, бесстрашного авиатора, который
       не жалел ни себя, ни технику ради прогресса в области пилотирования
       планерами. Миру известен рекорд по длительности полёта на то время,
       установленный Ткачёвым. Это был четырехдневный беспрерывный перелёт по
       маршруту Киев – Бирзулу – Одесса – Херсон – Керчь – Екатеринодар.

           Логично, что Первую Мировую войну будущий кавалер Георгиевского ордена
       проходил в качестве лётчика. Командование армии поручало асу самые сложные
       и ответственные задания. Ткачёв обладал огромным мастерством
       пилотирования, был смелым и отважным, поэтому призванием его была
       разведка. Полученные задания военный выполнял в полном объеме и
       в поставленные сроки, что давало армии преимущество перед противником.

           В одном из своих военных вылетов казаку  удалось разведать
       расположение, направление движения военного корпуса противника,
       приблизительную численность военных, обмундирование, а также попутно
       кавалерию и дивизию самолётов. С целью досконального изучения позиций
       и силы противника, асу пришлось полностью пролететь над позициями врага.
       В результате облёта по нему был открыт огонь из «всех орудий», что привело
       к многочисленным повреждениям планера. Из-за того, что был повреждён
       масляный бак, самолёт не мог продолжать работу, поэтому летчик принял
       решение пикировать.
           Выбрав участок лесистой местности, в надежде на то, что там его будет
       труднее поймать, летчик выключил двигатель аппарата и направил его туда.
       Однако неожиданно ему пришла в голову гениальная мысль. Летчик заткнул
       пробоину ногой, завёл двигатель и стал набирать высоту. Таким образом, ему
       удалось дотянуть планер до позиций союзников и посадить его там.
       Но и на этом его приключения не закончились – казаку Ткачёву с трудом
       удалось доказать нацелившимся на него солдатам, что он тоже российский
       солдат.
           В результате полёта лётчик предоставил очень важную разведанную
       информацию. За отвагу, храбрость, выполнение задач Ткачев В.М. 24 ноября
       1914 г. был удостоен звания кавалера ордена Святого Георгия 4 степени !

           Вячеслав Матвеевич прошёл эту войну. Однако, в преддверии октябрьской
       революции 1917 года подал рапорт об отставке, не разделяя взглядов
       большевиков. В 1918 году, опасаясь расправы, ему пришлось вернуться
       на Кубань, где он принял участие в белом партизанском движении. Таким
       образом, в результате противостояний занесла судьба казака в Белград,
       где он встретил Вторую Мировую войну преподавателем авиационного дела
       на Высших военно-авиационных курсах.

           От участия в различных антисоветских эмигрантских движениях он
       уклонялся. С пришедшими к власти фашистами сотрудничать отказался
       категорически. При приближении советских войск в 1944 году к Белграду,
       Вячеслав Матвеевич не стал эвакуироваться и искать прибежища у фашистов.
       В 1944 году, когда пришли советские войска, Ткачева, арестовали и осудили
       на 10 лет тюрьмы за борьбу против советской власти во время гражданской
       войны.

           Отбыв свой срок и став гражданином СССР, в 1955 году Вячеслав
       Матвеевич Ткачёв поселился на родной Кубани, в городе Краснодаре.
       Его жена, которая не была арестована вместе с ним, и проживала в Западной
       Европе, пыталась уговорить его выехать к ней. Но он отказался, написав:
       «Мне слишком дорого далась родина, лучше ты ко мне переезжай». Больше они
       не виделись. Остаток своих дней Ткачёв прожил в нищете, работая
       переплётчиком в артели инвалидов. Не оставлял он и писательский труд:
       отправлял заметки в газеты, писал воспоминания, написал книгу «Русский
       сокол» о знаменитом Нестерове, которого близко знал. Умер Вячеслав
       Матвеевич Ткачёв в 1965 году. Похоронен на Славянском кладбище
       в Краснодаре.

 

           Спустя 30 лет после кончины, земляки – кубанские казаки – вернули
       из забытья имя прославленного лётчика. В Краснодаре, в доме, где он
       проживал, установлена мемориальная доска. Изданы его книги и воспоминания.
       Но мало кто знает, даже среди нынешних авиаторов, прославленного героя,
       заложившего основы нашей Российской, Советской и снова Российской авиации.




            
       * * * * * * *   @>-->---


               @>-->---






       На фото: Командир XX КАО есаул Вячеслав Ткачёв,  Сентябрь 1915 г.





      


       Форум » Зарождение авиации. Первая Мировая война » Русские лётчики »