Анушаван Сосанвер. Дар Платана

Эдгар Мирзоян
Хор Жриц

Славою Огненной свыше дарованный,
Вечным Туманом и Тайной окутанный,
Древним заклятьем Богов околдованный,
Юноша в Древе, ветвями опутанный!

Вечно младым и печальным он кажется;
С лика прекрасного, слезы лишь катятся.
Силой земной, Он сильнее привяжется,
Если от древа вмиг путы попятятся.

Хор Жрецов

Знает Он Тайны Богов Светлоликих,
Тайны всех родов далеких и близких;
Малых причин и последствий всех диких,
Грезы великих, но чувствами низких.

Держит Он Свиток деяний двуногих,
Свиток идей всех, могуществом светлых!
Знает Он срок наказаний всех строгих,
Знает он ход всех желаний заветных! 

Хор Жриц   

Сила Небесная в Древе все копится,
С силой земною в оковы сплетается,
Время наступит и Радость воротится;
К Сроку Великому, Власть утверждается!

Станут Младенцами кроткие, мудрыми,
Змиями грозными - Истину чтущие!
Встанут блаженные, с мыслями чудными,
Встанут Светлейшие, к Свету зовущие!

На фотографии древнейший платан Схторашена, возрастом в 2030 лет.

Примечание:

Во всех Учениях Мира упоминается о Грядущем Спасителе человечества. Так, у авестийцев сказано о Саошъянте, у ведических ариев и буддистов – о Майтрейе, у христиан – о Грядущем Христе. В древнейших армянских преданиях сохранились слабые намеки на Грядущего Спасителя, они были записаны в ряде христианских легенд об истории Армении. В одной из них, составленной Мовсесом Хоренаци, упоминается о внуке Ара Прекрасного Анушаване Сосанвере, который, из-за своей чрезвычайной одаренности, был посвящен в священную рощу платанов.
Необходимо сказать, что этот миф, так коряво пред-ставленный, основан на сокровенных Писаниях. Известно, что Заратуштра Спитамэн говорил о трех великих Спасителях – Саошъянтах, которые с каждым циклом воплощаются на Земле. Последний Саошъянт будет самым великим и воплотится на планете в образе Астват Эрета – Творящего Праведность. Он рожден будет в священном озере Ворукоша от семени всех Заратуштр и от Непорочной Девы, олицетворяющей Мудрость и Чистоту (Аредви Сура Анахита).
Проводя этимологический анализ имен Анушаван и Сосанвер, можно заметить, что первое имя восходит к пехлевийскому «Анширван», что значит справедливый, тогда как второе имя состоит из двух корней «соси» и «нвер», что в переводе с армянского буквально означает «Дар Платана». На самом же деле под именем Сосанвер кроется больший смысл, нежели просто дар платана. Платан в глубокой древности в Армении был священным деревом самого Арамазда (Ахура Мазда) и часто персонифицировался как Арамазд. Таким об-разом, проводя идеологический анализ данного имени, мы видим, что оно означает Дар Арамазда. Прибавим первое имя Ануширван, или Анушаван к имени Сосанвер и получаем полное истинное значение: Справедливый (Праведный) дар Ахура Мазды. Астват Эрета – Воплощающий Праведность, также имеет тоже значение, ибо в образе Саошъянта сам Ахура Мазда должен возвестить свой «последний» дар нашему человечеству, когда грядет срок. В современных представлениях, Анушаван Сосанвер в Армении олицетворял цикличность в росте растений, но это всего лишь экзотерический, т.е. открытый смысл данной легенды, тогда как скрытый – тесно связан с Саошъянтом Авесты. Таким образом, можно заключить, что Ануширван (Анушаван) Сосанвер посредством Целостности – Хаурватат, которая олицетворялась священным Древом Жизни в образе платана , становился Саошъянтом (Сосиоштом) – Бессмертием – Амерватат.

 Мирзоян Э. А. "Мистерии Древней Армении", гл. XI "Ануширван (Анушаван) Сосанвер и его связь Саошъянтом"