1 июня- Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Галина Николаевна Николаева
       Сегодня, в четвертую субботу по Пасхе, Православная Церковь празднует Собор святых новомучеников, в Бутове пострадавших. Это переходящее празднование было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 сентября 2003 года.

       На окраине района Бутово на юге Москвы находится бывший полигон НКВД, где с середины 30-х и до начала 50-х гг. были расстреляны и похоронены десятки тысяч людей. Из них несколько сотен были в последнее время причислены к лику святых как мученики.
       Бутовский полигон именуют Русской Голгофой. Бывшая дворянская усадьба, превращенная в 30-х годах в "спецобъект" НКВД, где в 30-х годах производились массовые расстрелы людей.
       Бутовский полигон - крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Достоверно не известно, сколько людей здесь погибло. Сегодня известны только имена 20 761 человека, расстрелянных в течение 14 месяцев с августа 1937 по октябрь 1938 года, поскольку сохранились их списки, а полигон функционировал с 1934 по 1953 год.
       Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова № 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сент. о борьбе с «врагами народа», в т. ч. с «церковниками». Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: «тройки» Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - «двойки».

       На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион «Динамо», Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Бутовский полигон осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии.
       Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось.

       На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную; с августа 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, например, 28 февраля 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовск полигон привозили только для захоронения.
       Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными.
       Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне - уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники.

       В январе 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в феврале-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов.
       Большинство казненных на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.
       Как правило от ареста до расстрела доходило всего от 2 до 8 дней. Возраст расстрелянных от 14-16 летних мальчишек и 80-летних стариков. В основном истребляли мужскую часть населения -19 903 человек. Полуграмотных крестьян, ставивших крестик вместо подписи, обвиняли в контрреволюционной террористической деятельности, в то время как они и слов таких не знали. Они не понимали, за что их взяли и куда везут. Наверное, так и умирали, не поняв, что происходит.

       Особое место среди пострадавших занимают чада Русской Православной Церкви священнослужители и миряне. За период с 8 августа 1937 до 19 октября 1938 года, 940 из них расстреляны как исповедники православной веры, в большинстве своем это священники, среди них замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана).
       За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян: псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа. В числе казненных в Бутове «церковников» - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.

       Из этого числа к настоящему времени причислено к лику святых Русской Православной Церкви 322 человека.
       Первым был прославлен священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский, самый старый – ему было 82 года.
       Это только те, о ком сейчас известно поименно. А о многих мы еще не знаем, и о тех, кто пострадал в этот период самых массовых репрессий, и о тех, кто погиб здесь в иное время.
       В 1950-х годах расстрелы прекратились, и сотрудники НКВД посадили на полигоне яблони, чтобы как-то его прикрыть. Но люди инстинктивно избегали этого места, а яблони никогда не цвели!
      
       Начиная с 1992 г. московская общественная группа по увековечению жертв политических репрессий (группа М. Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, составлялись краткие биографические сведения для будущей «Книги памяти».
       Весной 1993 г. полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его южной части была установлена гранитная мемориальная плита.
       Весной 1994 г. на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящен 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д. М. Шаховского, чей отец, священник Михаил Шик, был расстрелян в Бутове.
       Усилиями общины из родственников репрессированных по проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен в 1996), настоятелем которого стал священник Кирилл Каледа, внук расстрелянного здесь священномученика, протоиерея Владимира Амбарцумова.
       Начиная с 1994 г. горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь священномученика Серафима (Чичагова) игумения Серафима (Чёрная).

       В 2007 г. был построен еще один храм – белокаменный шатровый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских.         
       И яблони зацвели... в тот день, когда была отслужена первая литургия в храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских Бутовского мемориала.
       Это был особенный, судьбоносный день. В связи с торжественным историческим событием подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром, главой Русской Зарубежной Церкви, было совершено их совместное богослужение в Бутовском мемориале.      
       Событие было приурочено ко дню рождения Царя-мученика Николая II и произошло оно 19 мая 2007 года. Великая радость была на небесах в тот день!  Яблони цветут с того дня каждый год и яблоки зреют на них.
       Богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом проходит под открытым небом.
      
       7 августа 2007 года на Бутовском полигоне установлен Поклонный Крест, изготовленный на Соловках и перенесенный в Москву крестным ходом. Этот крестный ход связал две Русские Голгофы - Соловецкий лагерь и Бутовский полигон. В Москву Поклонный Крест был принесен 6 августа. В Новоспасском монастыре было совершено ночное богослужение, после которого Крест был провезен вокруг Москвы по Московской кольцевой автодороге. 7 августа Крест был доставлен на Бутовский полигон и установлен на возвышении из камней рядом с недавно освященным новым храмом Новомучеников и исповедников Российских.
       8 августа в этом храме была совершена Божественная Литургия, затем молебен у Поклонного Креста. После чего была совершена панихида по жертвам массовых репрессий на самом полигоне у Поклонного Креста, установленного там в 1994 году. Богослужение возглавил архиепископ Истринский Арсений, ему сослужили епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, а также множество духовенства. Огромный храм был полностью заполнен молящимися, а некоторые молились на улице у храма.

       Большой Поклонный Крест, установленный ныне на Бутовском полигоне, был изготовлен в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре мастером Георгием, который вырезал уже не один Поклонный Крест для Соловков. Высота креста с голубцом — 12,5 м, ширина — 7,6 м, изготовлен он из сибирского кедра, сосны и кипариса. Крестный ход с этим Поклонным Крестом начался 25 июля от Соловецкого монастыря и проследовал по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому каналам, которые строились руками заключенных ГУЛАГА.
       Вся земля по берегам этих каналов пропитана потом, слезами и кровью. Эти берега сплошь покрыты захоронениями погибавших здесь во множестве людей. Крестный ход везде встречали местные жители во главе с духовенством, молились у Поклонного Креста, приносили цветы. Где-то теплоход просто забрасывали цветами. Служились молебны Кресту, панихиды по жертвам репрессий. Была совершена панихида на месте массовых расстрелов 1937-38 гг. в урочище Сандармох, где захоронены останки более 7 тысяч невинно убиенных.
       «Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Бутовские, Церкве нашея похвало и украшение».

       Этот храм во многом уникален - и архитектурой, и росписями, и, в частности, тем, что в притворе храма находится музей новомучеников Бутовских. На стенах большое количество предсмертных фотографий, с которых сосредоточенно смотрят на нас люди, сделавшие свой последний и самый главный выбор в жизни, ...“смотрит соль моей земли в ожиданье Воскресенья” (матушка Людмила Кононова). Их иконы видно дальше, на стенах самого храма. Икон новомучеников более пятидесяти. Есть иконы, где по 5 и по 10 святых новомучеников, расстрелянных в один день.
       Нет нигде в мире такого захоронения, где бы находились мощи такого числа святых -332, канонизированных поименно. А сколько их еще не открыто.
       Посещение Бутовского мемориала сильно меняет людей. Здесь, на этой земле, политой их кровью, они передают нам эту силу - до конца, до крестной смерти хранить верность Богу.

       Да не видела я, да не ведала я,
       Как костьми дорогих засевались поля,
       Как стонала по детям родная земля,
       Да как жены и матери выли,
       Когда их по ночам уводили...
 
       Вот бы дверцу открыть в этот “тихий приют”,
       Где за правду усердно лежачего бьют!
       Где дела чрезвычайные походя шьют
       И народным врагом весь народ признают!
 
       Но напрасно искать следопытам следы,
       Ни куста, ни креста, ни фанерной звезды,
       Ни холма, ни приметы в глухой стороне,
       Где мой дед не отпетый взывает ко мне.
 
       На сторонке моей каждый третий убит!
       Да не уж-то не чуешь? Земля-то гудит!
       Им судила судьба только пепел и дым...
       И стенают кормильцы под спудом земным!
   
       Мне б в тот адский закут хоть слезу уронить,
       Братьев, дедов, отцов убиенных обвыть!
       В час последний на них хоть глазком поглядеть
       И виновных узнать и невинных отпеть!
 
       (Слова из песни Людмилы Кононовой)

       «Из известных сейчас мест, говорит и отвечает на вопросы настоятель протоиерей Каледа Бутовского храма Новомучеников и Исповедников Российских, - где священнослужители и миряне пострадали за православную веру, как это ни может показаться странным, в Бутове больше всего таких пострадавших. Сейчас в Бутовский синодик, т.е. в список тех людей, которые погибли здесь за исповедание православной веры, включено 940 имен. Даже на Соловках это число меньше. На канонической территории Русской Православной Церкви нет больше места, где бы в едином месте почивали бы мощи такого количества святых.
       В Бутове в общих рвах лежат и святые, праведники, и преступники. Есть свидетельства о том, что тех офицеров, которые принимали участие в казнях, тоже здесь расстреливали, скидывали и клали в те же самые рвы. И это большой урок нам: у Господа, перед лицом смерти они все оказались едины. Этот момент, с моей точки зрения, богословски еще не осознан, не осмыслен. Но ведь и на Голгофе были разбойники.
       Есть еще одно сходство. Ведь апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 13.12) говорит о том, что так как тела жертвенных животных сжигались вне стана, то и Христос пострадал вне врат града: Он был выведен за пределы Иерусалима. Бутово тоже вне врат, границ города, но около города».

       - Еще интересное сравнение: мученики первых веков христианства своим подвигом веры победили, можно сказать, Римскую империю, преобразовали, возродили ее. Мученичество на Руси сейчас, в XX веке, было масштабным, но в то же время оно ни к каким заметным результатам не привело. В 1943-м году прекратился подвиг свидетельства кровью, но Церковь фактически была порабощена, над ней был установлен жесткий контроль, и о мучениках не вспоминали вплоть до того, как режим сам не рухнул. И только сейчас начинает всё это возрождаться, люди начинают понимать смысл мученичества, и то далеко не все, и очень мало тех, кто до конца это осознает. В чем же тогда подвиг новомучеников? Ведь они не смогли ни разрушить государство, ни возродить народ.

       «Я не совсем согласен, - говорит протоиерей Кирилл. - В их подвиге, и в том, что режим рухнул, и в том, что происходит теперь, есть настоящее чудо. Притом, что большая часть населения сейчас нецерковна, по всей стране воздвигнуто небывалое количество храмов, монастырей.
       Такого храмового строительства Россия никогда не видела. Да, можно возразить, что очень часто, к сожалению, это только внешние стены. Но тем не менее, для того чтобы поставить эти стены, нужны достаточно большие ресурсы, не материальные, а духовные.
       Это настоящее чудо Божие, и я глубоко убежден, что это происходит и благодаря подвигу мученичества тех людей. Ведь они сами говорили, что будет время, когда советская власть кончится и храмы будут снова воздвигнуты на Руси. Это говорили очень многие.
       Когда в первый раз я увидел дела пострадавших, был удивлен очень близкими ответами, общему настроению, четким формулировкам: “Советская власть, как и любая власть – явление временное”. И об этом говорили не только люди образованные, но и самые простые бабушки.
       Совершенно спокойно неграмотные старухи в лицо своим мучителям говорили, что все это послано за грехи народа, но придет время, когда все изменится.

       - Но возникает другой вопрос: достойны ли мы их подвига? И сможем ли мы использовать это, их подвиг, во благо нам, во благо нашим детям, во благо нашего отечества? Достойны ли мы этого?
               
       "Во-первых, должна быть вера. Необходимо возрождение церковности. Настоящей церковности, а не псевдоцерковности, когда мы по каким-то дням или каким-то событиям посещаем церковь. Теперь уж, слава Богу, нас за это не исключат из института, из школы не выгонят, и даже если какая-нибудь учительница или начальник будет что-то говорить, мы можем это простить, понимая, что очень больших последствий не будет. Нужна действительно вера, нужна любовь, нужно единение между людьми, которого, к сожаленью, нет.
       Я общался с одним таким священником-исповедником отцом Василием Евдокимовым. Он родился в российской провинции, в городе Козлове Тамбовской губернии, в 1902 году и говорил: “Кирюша, ты даже не можешь представить себе, какой счастливой была жизнь в России до 1917 года”. Понятно, что у него детское восприятие было, мы всегда детство воспринимаем очень радужно, если каких-то сильных потрясений нет.
       Но, тем не менее, я у него спросил: “А почему, что такого было особенного?” В России всякие сложности были, экономика и тому подобное. И он дал характеристику тому, что было хорошего, и чего сейчас нет. Люди доверяли друг другу. А сейчас этого нет. Этого, к великому сожалению, нет даже внутри церковной жизни, этот порок, разделение мира сего. Мы разобщены».

       - Но возникает мысль о том, что нам, потомкам мучеников, очень тяжело обращаться к ним в молитве, потому что мы часто еще и потомки тех, кто виноват в их убийствах. Ведь многие люди в то время так или иначе соучаствовали в этих преступлениях, по крайней мере, не противились им. Солженицын, например, утверждает, что в преступлениях советского режима совсем не виноваты только те, кто погиб сопротивляясь.

       «Несомненно, эта проблема есть, - говорит Кирилл. - Ответственность за происшедшее в России лежит на всем русском народе, в разной степени, конечно, но тем не менее. В конце концов, помещиков в 17-м, 18-м году избивали именно простые наши русские мужики, а не кто-нибудь там. А насаждала атеизм интеллигенция, и в семинариях считалось “высшим классом” исповедовать атеизм. Поэтому были случаи, когда там убивали преподавателей. Это считалось шиком – в семинарии исповедовать атеизм. Вот и доисповедовались.
       Вместе с тем, наверное, есть какая-то другая сторона. Я часто теперь возвращаюсь к фразе, которую сказал Владыка Сергий Солнечногорский, теперь митрополит Воронежский, когда освящал крест на полигоне: “Здесь каждый нес свой крест. И те, которых расстреливали, и те, которые расстреливали”.

       К великому сожалению, мы тоже ошибаемся. Каждый про себя это может сказать. Да, слава Богу, Господь не поставил нас с вами перед таким выбором как идти или не идти работать в ЧК. Перед таким шагом мы бы понимали, что должны будем если не расстреливать, то, во всяком случае, совершать определенные действия, которые принесут страдания людям. Но каждый из нас все равно идет на какие-то компромиссы. Насколько мы можем принести покаяние в наших грехах?
       Ведь сотник Лонгин, который распинал Христа, покаялся и стал святым, и теперь мы ему молимся. И есть примеры, я знаю случаи конкретных людей, которые, оказавшись в органах, потом по-настоящему раскаивались. Я не говорю о том, что нужно признавать их святыми, но они принесли покаяние. А сейчас тяжесть нашей ситуации заключается именно в том, что большинству населения этой одной шестой части света, мягко говоря, по барабану, что произошло 70 лет тому назад. Эта теплохладность страшна. Эта бездуховность, очевидно, нас ведет к гибели как народа, государства".

       - Зачем нам, нашему поколению эти тяжести? Те, кто пострадал, те, кто расстреливал – они уже свое вынесли, кто раскаялся, кто нет, а мы теперь – новое поколение, у нас свои проблемы, экономика, вступление в ВТО, у нас интеграция в мировое сообщество. Зачем нам этот подвиг мучеников? Зачем нам эту тяжесть с собой нести?

       «Потому что дерево, - говорит отец Кирилл, - когда растет, питается от корней. Если эти корни больны, то дерево гибнет. Если какой-нибудь крот или кто-то еще корни подгрызет, то дерево засохнет. Вот и мы таким же образом засохнем, если свои корни отрежем. Человек не может жить без корней. Именно это делали турки, воспитывая башибузуков – они отрывали человека от корней, воспитывали его роботом, марионеткой.
       Если мы хотим быть марионетками в руках ВТО, еще кого-нибудь, то, действительно, зачем нам все эти проблемы – они нам не нужны. А если мы хотим быть людьми – у нас найдется столько вопросов об этом.
       Вот меня недавно спросили: “Начав заниматься этим местом, посвятив ему жизнь, Вы ушли в прошлое. У Вас нет будущего?” Я ответил, что категорически не согласен. Я как раз этим занимаюсь для того, чтобы у нас у всех было будущее».

       - Почему сейчас в православных книжных магазинах немного книг о новомучениках. Как будто верующие ими интересуются относительно меньше, чем, например, преподобным Серафимом или митрополитом Антонием. А ведь здесь, рядом с нами, такой источник безценного опыта и святости?

       «Это, во-первых, слепота, ведь сказано: никакой пророк не принимается в отечестве своем (Лк.4;24). Вот они рядом, и нам кажется, что в них что-то не так. Даже задавали вопрос: “Ну какие же они святые?” Действительно, какой святой, не знаю, какой-нибудь батя, в деревне служил, кадилом махал, и потом его взяли и расстреляли. Он вот от Христа не отрекся, напоследок сказал, что ваша власть кончится. Какой подвиг он совершил?
       Вот отец Михаил Успенский на Преображение накормил прихожан яблоками из своего сада. Его за это забрали. “Как же ты, батя, пропагандой занимаешься?” Ну как можно это сравнить, скажем, с Антонием Великим? Яблоками только накормил. Так в том-то все и дело! Потенциально никто из нас того, что сделал и преподобный Сергий или преподобный Серафим, как бы мы лбом полы ни обивали, кланяясь, сколько бы мы книг богословских ни прочли, не достигнет. Они изначально были другими. Да, у них были искушения, но они выдержали эти искушения, совершили то, что мы не сможем совершить.

       А эти люди, новомученики – такие, как мы. Но у них хватило мужества следовать за Христом. Несмотря на то, что было трудно, несмотря на то, что у них были семьи, они за них переживали. У них уводили коров, которые кормили их детей, а они благодарственные молебны за это служили. Вот отец Александр Парусников. Он в Раменском служил. У него одиннадцать человек детей было. Корову у них увели, а он пришел и сразу, как узнал, говорит: “Надо молебен служить”. Матушка ему: “Саш, да ты что?”
       А он детей поставил на коленочки и стал святителю Николаю благодарственный молебен служить. После этого у него более чем в течение года каждое утро на крыльце корзинка с двумя бутылками молока и буханкой хлеба стояла. Дети смотрели – не смогли увидеть. Подсматривали, по ночам дежурили – кто ставит – и не смогли увидеть. А ему потом в квартиру поселили чекиста какого-то с открытой формой туберкулеза. И о. Александр каждый год потом детей своих хоронил. И он, тем не менее, не отказался, не ушел. Они были очень похожи на нас. Вот в этом замечательность их подвига».

       - Но можно сказать, что между их подвигом и нами лежит не так уж много времени, а живого до нас практически ничего не дошло. Подвиг закончился, и вот ощутить его как свой, чтоб он был нам передан – этого почти нет. Даже в семьях, в которых родители были мучениками, исповедниками, часто просто молчали, про их жизнь ничего не рассказывали.

       «С одной стороны, я согласен, - говорит отец Кирилл, - потому что я видел, как в Бутовский храм пришли несколько человек, стали говорить о том, что их дедушка монахом был и, может быть, он здесь пострадал – его где-то расстреляли. Подняли материалы – оказалось, что их дедушка был архиепископ Владимирский – Николай (Добронравов), очень известный богослов. А с другой стороны, и не скрывалось.
       Например, я всегда знал, что, дедушка мой где-то пострадал за то, что он был священником, что у моих товарищей тоже кто-то пострадал. Эта была реальная жизнь. Жизнь среди тех людей, которые все это вынесли. И когда папа (протоиерей Глеб Каледа, в советское время долгие годы тайно был священником) пришел и сказал о том, что он тайно рукоположен во священники, мы это приняли совершенно естественно. Это не было чем-то экстраординарным. Хотя понимание того, какие могут быть последствия, не только для него, но и для нас – оно тоже было. Поэтому корни – они есть».

       - На какой почве возможно принятие этого прошлого, осознание XX века, подвига мучеников, возрождение церковности? Ведь все распалось, ничего почти нет?

       «Этот вопрос как раз очень сложный. Действительно, если говорить по большому счету, была огромная страна, и она словно ушла под воду. Атлантида. Остались только вершины гор. Так, отдельные островки в безкрайнем океане. И сейчас может произойти так, что очередная буря затопит и эти островки. Наверное, наша задача сейчас – понять, спокойно осознать, что происходит. Мы должны понимать, что если мы хотим, чтобы что-то осталось от этой удивительной культуры, от этой России, нам нужно строить дамбы вокруг островов, а то мы очередной цунами не сможем пережить.
        Дамбу, в первую очередь, в смысле духовном, нравственном, и как раз должно быть очень четкое осознание наших корней».

       - Еще говорят, что для русского человека момент, наверное, очень болезненный, потому что всем Бог дал отца, мать, брата, Бог дал отечество. Бог может и забрать – и то, и другое. Но искони на Руси получилось так, что у нас особенной была именно любовь к своему отечеству, к отеческим гробам.   Вот сейчас, не дай Бог, какая-то волна, мы не сможем выдержать. Сейчас, действительно, государство слабое, народ вымирает катастрофическими темпами. Еще одна волна – с юга, с востока, изнутри, пытаются использовать молодежный порыв, куда-то направить. и предрекают, что скоро уже революция. И задают вопрос: «Будет ли Россия - эта вера, этот путь - без государственного образования?

       На это отец Кирилл сказал: «Не знаю. Но давно уже сказано, в 1917 году Максимилиан Волошин писал:

       С Россией кончено…
       Напоследях Ее мы прогалдели, проболтали,
       Пролузгали, пропили, проплевали,
       Замызгали на грязных площадях,
       Распродали на улицах: не надо ль
       Кому земли, республик да свобод,
       Гражданских прав? И родину народ
       Сам выволок на гноище, как падаль.
       О, Господи, разверзни, расточи,
       Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
       Германцев с запада. Монгол с востока,
       Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
       Чтоб искупить смиренно и глубоко
       Иудин грех до Страшного Суда!

       Тот же Волошин говорил о том, что “минет все, Европа и Россия”. Мы должны понимать, что Римская империя кончилась и Византия кончилась. К великому сожалению, мы сейчас живем на таком перепутье, когда очень может быть, что и наша цивилизация кончится. И мы тогда одни из последних. Но, если Господу будет угодно – все может возродиться.
       Дело в том, что от нас это зависит, от того, как мы себя будем вести. Причем не в том, чтобы ходить демонстрациями, а именно четкой организацией своей жизни на основе Православия».
 
       - Спасет ли страну, и возродит ее, если какая-то часть общества будет молиться и ходить в церковь?

       «Когда Господь шел истреблять Содом и Гоморру, то Авраам спросил у Него: “Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников”. Господь сказал: “Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город”. И Авраам стал постепенно уменьшать количество праведников, ради которых будет спасен город, и только после числа десять в Библии сказано: “И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом” (Быт.18,23 –33).
       Так что ответ на вопрос находится во власти Господа Бога. Он примет решение, когда Он перестанет говорить с нами и наступит Суд.

       Тропарь, глас 4
       Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи,страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

       Кондак, глас 3
       Днесь новомученицы Российсти в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь.

       Кондак, глас 2
       Новии страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное прошедши, страданиями дерзновение приимшия, молитеся Христу на вас призревшему, яко да молящиися вам в час испытания веры их, мужества дар приимут  Образ бо есте нам, лобызающим стопы ваша, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть, от любве Божия разлучити вас не возмогоша.

       Ин тропарь, глас 4
       Цвети Российскаго луга духовнаго в годину лютых гонений дивно процветшии/ новомученицы и исповедницы безчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшии, молитеся Ему, яко насадителю вашему, да избавит люди Своя от безбожных и злых, да утверждается же Церковь Русская кровьми и страдании вашими/ во спасение душ наших.

       Величание
       Величаем вас, святии новомученицы и исповедницы Бутовские, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
               
        Молитва святым Бутовским новомученикам

       О святии бутовские мученицы и вси исповедницы и номученицы российстии, во всяком возрасте и сословии за Христа пострадавшие, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшие и венец жизни от Него приявшие.
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениях и пропастех земных в горьких работах и всяких скорбных обстояниях образ терпения и непостыднаго упования мужественно явили есте.
       Ныне же в раи сладости наслаждающися пред престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
       Сего ради мы недостоиные молим вас святые сродницы наши, не забудете земнаго отечества вашего, грехом Каиного братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззакониями отягоченного.
Умолите Господа сил да утвердит Церковь Свою непоколебимую в мире сем многомятежном и лукавом.
       Да возродит в земли нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира, да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и Святый, присно с вами славящии Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

       СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ БУТОВСКИЕ И ВСЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

       Помяни, Господи, души рабов Твоих, убиенных в Бутове, прости им вся согрешения вольные и невольные и даруй им Царствие небесное.   

            
Составлено по материалам:
http://www.sedmitza.ru/text/694734.html
http://www.pravmir.ru/butovskij-poligon-russkaya-golgofa/
https://www.babyblog.ru/user/Sena77/3098669
http://tsarskiyhram.ru/all-resource-list/tropar02
http://www.hram-ks.ru/butovo_hram.shtml