Итоги турнира-1 Жемчужина-вака Мейдзи. Луна

Золотой Город
                Итоги ТУРНИРНОГО ЗАДАНИЯ
                http://www.stihi.ru/2016/03/26/624

3.1. Заданием ПЕРВОГО ЭТАПА Турнира является создание цельного образа, близкого к переводу вака императора Мэйдзи «Луна»(см. 1.3; 1.4), через написание  цепочки из четырех(4) стихов-вака с акцентами на ракурсы описывающие:

1.  Визуальную ассоциацию: пейзаж, ситуацию, место
2.  Звуковую ассоциацию
3.  Кинестетическую( телесную, чувственную) ассоциацию
4*. Синтетический стих, имеющий несколько акцентов-смыслов, в том числе из тех, что описаны в пунктах 1-3  и возможно, с отражением течения времени, места, истории, духовного опыта
Стих императора Мэйдзи(перевод с японского на английский Ф. А. Петера; перевод с английского Н.А. Балановской)

Луна*
Глубокие изменения происходят
Потому что так много людей
Покинули этот мир
Только луна в осеннюю ночь
Всегда остается все той же

1.4. Лейте Совушка. О подстрочнике. http://www.stihi.ru/2016/03/26/624


              Стихи, набравшие наибольшее количество баллов по номинациям этапа голосования

                1 подход (визуальная ассоциация)

издавна луна
осенней ночью светит
так же как сейчас
покидают люди мир
луна как была, так и есть
      (Маргарита Пчёлка)

                2 подход (аудиальная ассоциация)

осенняя ночь
тихо ропщет листвой
молчит лишь луна
тихо смотрит вслед она
уходящим в мир иной
      (Агата Кристи 3)

                3 подход (кинестетическая ассоциация)

даже свет луны
не проникнет в царство тьмы
безжалостен мир
снова осенней ночью
души землю покидают
        (Агата Кристи 3)

             ***
Осенний ритуал.
Луна страж непреклонный
Сопровождает
Душ череду, покой свой
долгожданный обрести.
        (Тамара Лагунова)

                4 подход (синтетический стих)

через лунный свет
в небе проходят ночи
как люди сквозь тьму
всё приходит-уходит
лишь луна неизменна
        (Маргарита Пчёлка)


                РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ

1. Карине Саркисян не засчитано, так как в голосовании не участвовала
2. Николай Шу__________________ 66  баллов   4 место
3. Маргарита Пчёлка_____ 97+1пчс= 99  баллов   2 место
4. Агата Кристи 3 _______95+3пчс= 101 балл    1 место?
(Не предоставлены рецензии. Условие турнира не выполнено)
5. Тамара Лагунова ______83+2пчс= 87  балл    3 место



             Итоговый отчёт и комментарий по призовым баллам первого турнира Золотого города

1. 1 место - 1500 баллов победителю Агате Кристи 3
(В связи с тем, что Агата Кристи 3 не выполнила важное условие турнира, не предоставила рецензии конкурсных работ, то баллы перечислены не будут)
2. 2 место  - 1000 баллов призёру Маргарите Пчёлке.
(по её заявке баллы остаются на конкурсной странице)
3. 3 место  - 500 баллов призёру Тамаре Лагуновой.
(по её решению баллы остаются в фонде Золотого Города)

        Поздравляем всех конкурсантов и ждём дальнейшего активного творческого участия!
                Следите за нашими анонсами!




                РЕЦЕНЗИИ К СТИХАМ

                1 подход (визуальная ассоциация)

1.Карине Саркисян http://www.stihi.ru/2016/03/27/4910
Луна повисла
Когда ей было скучно
Полнолуние
Раскрыло свой круглый глаз
Появился интерес

(От Николай Шу) Что до рецензий:
1.Стихи Карине понравились, но плохо передан смысл Вака императора.
2.У других смысл передан, но раз я должен поставить оценки, то я и выбрал по своему ощущению.
3.Я не профи, чтоб делать детальный обзор стиха, а если так уж сильно надо, то пишите, может что и вымучаю.

(от Тамары Лагуновой)Получилась визуально-кинестетическая вариация
\Когда ей было скучно\ олицетворение луны  в вака не приветствуется. \Полнолуние раскрыло свой круглый глаз\- возможно ли так сказать?
 Даже вольным переводом затруднилась бы назвать, так как очень далеко от исходного стиха
Отдельные строки, отдельные образы, нет слияния. По форме вака требуется в две строфы

(от Маргариты Пчёлки)текст не соответствует вольному переводу, но поэтичность образов интересна)

2.Николай Шу http://www.stihi.ru/2016/03/27/10043
Когда влюблённых
Под сакурами мало,
Луна всё также,
Мир светом заливает,
Веками в осень, ночью.

(от Тамары Лагуновой)Почему такое условие « когда влюбленных мало», а когда много?- не обосновано. Избыточный  знак (,)в последней строке и здесь же много временнЫх  членов предложения: веками, осень, ночью

(от Маргариты Пчёлки)текст не соответствует вольному переводу, но фантазия автора очень романтична.

3.Маргарита Пчёлка http://www.stihi.ru/2016/04/08/5410
издавна луна
осенней ночью светит
так же как сейчас
покидают люди мир
луна как была, так и есть

(от Тамары Лагуновой)Многовато служебных слов\ так же как\ , \ как была, так и есть\,  два раза \луна\
издавна луна
осенней ночью светит
В первой строке  слово \издавна\ - (абстрактная категория)  вступает в противречие  со словами \осенняя ночь\ ( конкретная категория) .3й строки и повтор в пятой \луна  как была, так и есть\ и освободилось бы место из 2х строк-целая строфа.

4.Агата Кристи 3 http://www.stihi.ru/2016/04/14/3532
царица луна
в осеннем безмолвии
вечно сияет
жизнь людей быстротечна
в этом мире подлунном

(от Тамары Лагуновой)Изящная вариация, я бы сказала больше синтетическая

(от Маргариты Пчёлки)("царица луна" и "в осеннем безмолвии" - доля вымысла превышает долю фактографичности)

5.Тамара Лагунова http://www.stihi.ru/2016/04/24/7355
Ночью осенней
плывут вереницей
тени и тени
покинувшие бренный мир
лунной дорогой уходят

                2 подход (аудиальная ассоциация)

1.Карине Саркисян http://www.stihi.ru/2016/03/27/4910
Луна молчала
Когда шумела глупость
Луна молчала
Когда кричала низость
Запела слыша любовь

(от Тамары Лагуновой)Хорошо выбраны слова , несущие звуковые ассоциации.  Однако нет  двухчастной формы ( длинная и короткая фраза), а есть три части, поэтому не вака, а следует отнести к свободному стиху. Краткая форма стиха не поощряет повторы слов и даже однокоренных слов.  Когда делаем повторы, то теряем возможность развивать идею или действие: слишком короток стих, чтобы расточительно распоряжаться сколь ограниченными, столь же и драгоценными ресурсами , которые дает форма вака. Стих просится в другую номинацию- верлибр, скажем.
 Мысль автора далека от исходного стиха

2.Николай Шу http://www.stihi.ru/2016/03/27/10043
Ушедших людей
Шёпот, звук лунной ночи,
Течёт мира путь,
Звёзды и луна в небе,
Живым, всё так же светят.

(от Тамары Лагуновой)Выдержана тема исходного стиха.Есть присутствие звукового контекста. Но есть много лишних знаков (,). В первых трех строках нет слияния в одну мысль.\Ушедших\ - прошедшее время
Попробовала написать по, вами обозначенной, теме:
Уходящих людей
шёпот осенней ночи
в путь провожает.
Звёзды и луна в небе
живым всё так же светят.

(от Маргариты Пчёлки)Это не вака – нет цезуры. Написано одним предложением.

3.Маргарита Пчёлка http://www.stihi.ru/2016/04/08/5410
осенняя ночь
тишиною пленяет
и лунным светом
молча уходят люди
принося перемены

(от Тамары Лагуновой)Хорошее стихотворение. Особенно понравилось слово \пленяет\- и можно продлить его действие во вторую строфу. Слово \уходя\- не специфичное, а в императорском  стихе \уход в мир иной\, здесь потерялся.

4.Агата Кристи 3 http://www.stihi.ru/2016/04/14/3532
осенняя ночь
тихо ропщет листвой
молчит лишь луна
тихо смотрит вслед она
уходящим в мир иной

(от Тамары Лагуновой)Отражены  аудиальные аспекты.  Однако \Молчит-тихо- тихо\ повтор. Немного плоско и несовместимо: \тихо смотрит вслед она\. Может быть что-то вот так: \безмолвно провожает уходящих в мир иной\
 Есть рифмы: листвой- иной, луна- она.

(от Маргариты Пчёлки полное рецензирование)
1. форма 5-6-5-7-7(рифмы есть, цезура есть )
2. какэкотоба нет
3. присутствует определение времени года - осень, время суток - ночь.
4. юген в стихе передан очень мистически. "тихо ропщет листвой" " вслед она
уходящим в мир иной". В стихе имеется наличие аудиальной ассоциации по условию  турнира, но "молчит лишь луна" и "тихо смотрит" сравнения метафоричные и в них доля вымысла превышает долю фактографичности. И как вообще можно смотреть ТИХО? А смотреть громко можно что ли?
5. дух гёсэй Мейдзи частично чувствуется.
Стих оставил хорошее впечатление и близок к вольному переводу.

5.Тамара Лагунова http://www.stihi.ru/2016/04/24/7355
Осенняя ночь
Страж молчаливый луна
Кажет дорогу
Оставившим мир сей
Суетный и неумолимый

(от Маргариты Пчёлки)Это не вака. И «Страж молчаливый луна Кажет дорогу»..- очень метафорично и неестественным языком описано.

                3 подход (кинестетическая ассоциация)

1.Карине Саркисян http://www.stihi.ru/2016/03/27/4910
Чувствую луну
Делая неверный шаг
Чувствую луну
Коль проявляю шаткость
Луна не дай разбиться

(от Тамары Лагуновой) Как достоинство отмечу, что стих  несет  кинестетические ассоциаций и  образы, он  своим посылом адресуется и чувствам, и к телу. Краткая форма стиха требует подхода крайне «экономичного». Здесь имеем: луна- три раза, Чувствую луну - два раза. Вопрос такой:\Делая неверный шаг\ и \Коль проявляю шаткость\ слишком ли различаются по смыслу?
   Хочется, чтобы мы все поняли, что слишком мало слов ( слогов) в вака для того, чтобы их расточительно повторять. В такой форме возрастает ценность отдельного слова. Если убрать повторы, то освобождается место для новой еще дополнительной мысли  Проходил бы в номинации свободного стиха, т к  далек от формы вака, так и  от исходного стиха.Если бы это был свободный стих, верлибр, то были бы оценки выше.

2.Николай Шу http://www.stihi.ru/2016/03/27/10043
Не видно в полях
Людей, только луны вид
Осенью прежний.
Могилы освещая,
К любви зовёт живущих.

(от Тамары Лагуновой)Старание автора создать кинестетическую версию не слишком удались, тк начало очень визуальное   через слова\ видно- вид- освещая \ и только любовь адресована к чувствам.  Как второй минус, \видно, вид\  являются повторами.
\Не видно в полях
Людей, только луны вид\.Слово \людей\- принудительно не в своей строке
Стоящие рядом \Могилы освещая\ и
\К любви зовёт живущих\ как- то сильно напрягают контрастными противопоставлениями могилы( смерть)- любовь, вызывает ненужные ассоциациями.
 Как вариант:
Не видно людей.
Только луна над полем
Стелет свой путь
Мимо могил ушедших,
Где тишина и покой

3.Маргарита Пчёлка http://www.stihi.ru/2016/04/08/5410
зрелая луна
в ночь Цукими Мацури
не одинока
и в изменчивом мире
что приходит уходит

(от Тамары Лагуновой)Понравился стих. Использованы два какэкотоба- зрелая ( оно же и кинестетическое) и Цукими Мацури- осенний праздник любования луной. Только не поняла почему \не одинока\?  А с кем она - в стихе не говорится. И нет дальше развития этой мысли и она повисает недосказанной. А хотелось бытой недосказанности, которая  развивает и продолжает размышления о созданном образе.
Чтобы усилить цезуру поставила бы (-) \что приходит - уходит\

4.Агата Кристи 3 http://www.stihi.ru/2016/04/14/3532
даже свет луны
не проникнет в царство тьмы
безжалостен мир
снова осенней ночью
души землю покидают

(от Тамары Лагуновой)Драматическая версия. Интересный космогоничный поворот событий.Как минус- третья строка по смыслу тяготеет ко второй строфе, но не согласовалась с ней. Как возможность согласования:
даже свет луны
не проникнет в царство тьмы
безжалостный мир
снова осенней ночью
души с земли забирает

Несмотря на замечание понравилось -9 и авансом ПЧС

5.Тамара Лагунова http://www.stihi.ru/2016/04/24/7355
Осенний ритуал
Луна- страж неизменный
Сопровождает
Душ череду покой свой
долгожданный обрести

                4 подход (синтетический стих)

1.Карине Саркисян http://www.stihi.ru/2016/03/27/4910
Луна молчала
И наблюдала землю
Ощущая боль
Грустила о древности
Всё же смотрела вперед

(от Тамары Лагуновой)Выбираю этот стих  и его оцениваю. Минус: Олицетворение Луны ( луна как природное тело не может ни грустить, ни радоваться) для этого в вака и существуют две строфы: 1. Описание природы». 2.Человек и его чувства. В данном стихе три строфы, поэтому стих распадается на отдельные мысли и не дает ощущение единого образа. И автор далеко отклонился от исходной мысли Мейдзи.

Синтетический стих 2- 
Луна с мольбою
И слезами просила
У Бога любви
Стойкости сердца духа
Шаткость протопала прочь

Еще раз повторюсь, что в вака не используется такой прием как олицетворение. Луна  не может ни грустить, ни радоваться, ни просить с мольбой ) для этого в вака и существуют две строфы: 1. Описание луны, как природное явление и во второй, возможно, найти, как это может быть созвучно  человеку и какие рождает  чувства.
\Стойкости сердца духа\= вопрос так сердца или духа. Известно, что эмоция сердца- радость, а стойкость это больше отнесу к духу.
Можно ли так сказать \Шаткость протопала прочь\? Если бы оценивала, как свободный  просто свободный стих то поставила бы  выше,а поскольку это не вака,то стих без оценки , выбираю первую синтетическую версию. И далека от исходного стиха.

2.Николай Шу http://www.stihi.ru/2016/03/27/10043
Свет в небе луны,
Любви дар, огонь в сердцах,
Солнечных дней вид,
Теней в том игры вижу.
Лишь светотень живая.

(от Тамары Лагуновой)Есть присутствие  чувственного и  визуального ряда.
Обращение в первой строке \Свет в небе луны\-  Это инвесия читается как НЕБО ЛУНЫ. Ряд   повторов однокоренных и смысловых слова: свет, огонь, солнечных, светотень и опять же тень- светотень .
Множество образов  \свет луны\ и \солнечных дней\; \огонь\ и \тень\- все вместе не сливаются в один смысл идут как перечисление. Может быть не стоило брать их столько, а лучше меньше, но развить мысль точнее.
Нелогичное утверждение, даже если его грамматически правильно записать/Теней в том (  ТОЙ) игры(Е) вижу\ -Теней в той игре не вижу -( мое) по смыслу противоречит следующей фразе: \то светотень живая\. Светотень- это игра света и тени. То есть, тени не могут играть между собой, если они не перемежаются светом.

3.Маргарита Пчёлка http://www.stihi.ru/2016/04/08/5410
через лунный свет
в небе проходят ночи
как люди сквозь тьму
всё приходит-уходит
лишь луна неизменна

(от Тамары Лагуновой)Понравился стих. Проходят- приходят- уходят несколько однонаправлено, можно поискать и чуть объемнее сделать.

4.Агата Кристи 3 http://www.stihi.ru/2016/04/14/3532
круглая луна
неизменно издревле
радует осень
в величии природы
новый смысл обретаю

(от Тамары Лагуновой)Диаметральное настроение, чем у вашего кинестетического стиха, светлое и легкое. Только \неизменно издревле\\-как- то перебор. Как самостоятельный стих понравился. Но потерялась печаль и мысли об уходе а вместе с ними и юген.

5.Тамара Лагунова http://www.stihi.ru/2016/04/24/7355
По новолунью
Пятнадцатая ночь.
Огромная луна,
Сияя серебристым телом,
Плывет в нефрите вод.

                5 подход (определение лучшей цепочки)

(от Карине Саркисян)Мне понравились все цепочки, и больше всех- цепочка Тамары Лагуновой.
Тамара! Здравствуйте! В рамках конкурса, и в то же время с большим удовольствием, хотелось отметить, что мне очень понравились Ваши вариации на тему ваки императора Мэйдзи.
С уважением: Карине
Все Ассоциации очень тонко философичны и оригинальны. Спасибо!!!
 
(от Николая Шу)Цепочек Вака не вижу.

(от Маргариты Пчёлки)Цепочек вака нет

(от Агаты Кристи 3) нет сведений

(от Тамары Лагуновой)Если  оценивать номинацию "цепочка" , то можно сказать, что именно как единого смыслового развития  и цельности цепочки нет ни у кого. И это понятно. Задание конкурса - близкий перевод. Это может означать, что все стихи в цепочке должны быть об одном и том же.  Само развитие мысли не заложено в задании. Если оценивать присланные на конкурс последовательности стихов по критерию наиболее удачного попадания в тему, воплощение темы и общего впечатления, то я бы отдала первенство Агате Кристи с оценкой в 9 и ПЧС
Цепочку Пчелки как сильную и выразительную- в 8 баллов
Как интересную цепочку по переданному смыслу я оценила бы цепочку Карине. Однако мешает дать высокий балл то, что по форме стихи не вака, а скорее свободный стих. Если ее представить где-то на другом конкурсе в этой номинации , то она бы получила  более высокие оценки.  А в конкурсе вака- 7
Цепочку Николая Шу 6.


                Примечание (из рецензированных сообщений)
1.
Солнце моё!!!
Примите мои извинения! Меня смутила сложная форма голосования. Во всяком случае, мне она кажется сложной.
Признаюсь, всю жизнь неважно писала отчеты на работе и получала взыскания. Это один из моих недостатков. Простите ещё раз!!!
Мне так приятны Ваши конкурсы!
С уважением: Карине
Карине Саркисян   11.05.2016 18:33

2.
Такое голосование занимает слишком много времени и отпугивает участников, потому их так мало! Как я могу писать рецензию на чей-то стих, если сама пишу первый раз и совсем в этом не специалист? Чисто интуитивно я могу назвать понравившийся мне стих, но может как раз тот, что не понравился, и есть лучший!
Агата Кристи 3   11.05.2016 20:18

3.
Именно голосование и учит писать стихи. Стоит только один раз вдуматься. Беда века - нежелание думать. И свалить на проги работу, которую кто-то бы делал. Правильно ты написала, о каком качестве стихов в турнирах можно говорить, если не умеешь их даже оценить и проанализировать? Самодостаточный поэт поэтому и не пойдет на конкурс, так как к его работе будут не благоговейно прикасаться. И тогда какой контингент в конкурсах набирается? Пишущие и оценивающие непрофессионалы? Для оценивания предоставлен 21 стих! Из них сначала отделить те, которые являются вольным переводом. Из оставшихся определить вака. Это легко. Глаза только боятся. А потом и баллы выше 3 ставить по критериям. А критерии автор должен знать, так как соблюдая их должен писать стих.
Солнце Моё   12.05.2016 07:03

4. Золотой город ( Солнце Моё)
       Заявка в турнире является согласием на условия его проведения по положению!!!
"Такое голосование занимает слишком много времени"(Агата Кристи 3)!
Но ведь выбор участия сделан ВАМИ!

5. Золотой Город (Тамара Лагунова )
   В завершение турнира хочу сказать:
Спасибо вам, дорогие гости, за  участие в нашем первом конкурсе. Мы рады, что наше предложение литературного турнира вызвало читательский интерес. К счастью, он не ограничился числом действующих участников, были и те, кто просто по стечению обстоятельств не смогли принять участие в этот момент, но обещали вернуться. Не все прошло гладко, без задоринки. Если что-то и произошло не по плану, скажем временнЫе задержки, то это лишь из-за того, что мы старались собрать и первоначально организовать нашу, надеюсь, заинтересованную читательскую аудиторию. Выражаю искреннюю благодарность  моей коллеге: Солнце Мое (Светлана) -за то, что ты первоначально и, практически, безупречную подготовила описание всех процедур на этапах конкурса. А еще за создание особенного красочного дизайна итоговой таблицы, которая своей эстетикой окончательно сняла все страхи и напряжения по поводу сложностей процедуры голосования. Мы набираем свой опыт и ищем свое лицо. Понравились вам наши эксперименты, предлагаем поделиться в комментариях,а самое главное, узнаем, встретив вас в числе постоянных участников дальнейших турниров. Удачи вам и до скорых встреч! ТЛ.