Творчество Есенина. Путь мастерства статья

Владимир Сафонов
Творчество Есенина. Путь мастерства.

Разбирая архив умершего отца, неплохого поэта, наткнулся
на потрёпанный сборник стихов Сергея Александровича
с дарственной надписью боевых друзей. Год издания 1976.
Листая, радостно обнаружил что стихи собраны в книжки
в том порядке в каком издавались:
"Радуница" 1916 год. 10 страниц.
"Голубень" 1918 год. 26 страниц.
"Преображение" 1918 год  28 страниц.
"Сельский часослов" 1918 год. 22 страницы.
"Трерядница" 1920 год. 12 страниц.
" Исповедь хулигана" 1921 год. 11 страниц
"Москва кабацкая" 1924 год.  6 страниц.
"Страна Советская" 1925 год. 14 страниц.
"Персидские мотивы" 1925 год. 21 страница.
"Стихи последних лет" 1924-1925 годы.
Тонкие книжки в тетрадном формате, но всё же книжки!
Цветаева, бывало, писала стихи на листочках, сшивала
их и отдавала на продажу, чтобы заработать на хлеб.
Сергей мечтал о такой книге чтобы на переплёте прочитать
свою фамилию... Однако отвлёкся.
 Пришла мысль проследить рост поэтического мастерства
поэта от книжки к книжки. В частности поэтическую речь,
коей главным образом являются сравнения и  метафоры.
Думаю это подтолкнёт пишущих на оранжирование стихов.
( Не на воровство, разумеется)

1) "Радуница"

В шапке облачного скола,
в лапоточках словно тень... (Микола)

Злые скорби, злое горе
даль холодная впила...

Наклонивши лик свой кроткий,
дремлет ряд плакучих ив,
и,как шелковые чётки,
веток бисерный извив...

Заневестилася кругом
роща елей и берёз.
По кустам зелёным лугом
льнут охлопья синих рос.

Тучка тенью расколола
зеленистый косогор.
Умывается Микола
белой пеной из озёр.

Вот такая резьба по слову...

2) Голубень

Несу, как сноп овсяный,
я солнце на руках. (Октоих)

Плечьми( плечами. авторская вольность)
трясём мы небо,
руками зыбим мрак.
И в тощий колос хлеба,
вдыхаем звёздный злак.

шумит небесный кедр
через туман и ров,
и на долину бед
спадают шишки слов.

О красном вечере задумалась дорога,
кусты рябин туманней глубины...( Осень)
изба- старуха челюстью порога
жуёт пахучий мякиш тишины.

Какой Мандельштам, какой Пастернак? Рядом не стояли!

3) " Трерядница"
Уже в этой книге Сергей уходит от соревнования на
лучшую метафору (победителем!) Стихи становятся не
колючие, мягкие, нежность впереди.

Я последний поэт деревни,(Мариенгофу)
скромен в песнях досчатый мост.
За прощальной стою обедней,
кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем
из телесного воска свеча
и луны часы деревянные
прохрипят мой двенадцатый час.

4) Исповедь хулигана

Не каждый умеет петь.
Не каждому дано яблоком падать к чужим ногам...

Я всё такой же.
Сердцем всё такой же.
Как васильки во ржи  цветут мои глаза.
Стеля стихов злачёные рогожи,
мне хочется вам нежное сказать.

(Вот он, настоящий Есенин-неповторимый!!!)

Я хочу быть жёлтым парусом
в ту страну, куда мы плывём. (Красивая инверсия слова!)

5) Москва кабацкая

Исчезли колючие приёмы. Нежность и грусть.
Есенин нашёл свою рубашку(по его выражению.)

Не жалею, не зову не плачу,
всё пройдёт, как с яблонь белый дым.
Увяданья  золотом охваченный,
я не буду больше молодым. (А я всегда плачу,
когда читаю эти строчки...)

После он скажет, что искусство для него не  узорные
построения,  а самое необходимое слово того языка
на котором он хочет себя выразить.

Из изложенного следует: во всём нужно чувство меры.
Без украшений нельзя, но и до крайности доводить
плохо.

Рад буду если эта статья кого-то порадует,
кому-то поможет.

Ваш Владимир Сафонов.