Деша Бандха Читтасья Дхарана

Николай Турчанинов
                После семинара Д.Демина в "Пране"

Деша-Бандха Читтасья Дхарана*
Связь вниманья с умом – постоянна,
Читто вритти ниродха**, йогины, -
Среди шторма – спокойны, как льдины.

Деша-Бандха Читтасья Дхарана,
Мудрый йогин – встает очень рано,
Чтоб все вритти, прошли сквозь - ниродха, -
Не должно быть дыханье коротким.

В позах важно быть сукхам и стхирам,*** -
Делай йогу с улыбкой и с миром,
Кундалини буди неустанно,
Чтоб с достоинством встретить Нирвану.

Но, нельзя быть к себе слишком строгим, -
Это также уводит от йоги,
Отрешенность, должна быть – вайрагья,
Чувствуй землю, и в позе и в шаге!

Не спеши собираться в санньясу****,
Регулярно иди на абхьясу*****
И откроется к знанью дорога,
Читта вритти ниродха – всем йогам!
    Май 2016г.

*деша-бандха читтасья дхарана , Йога Сутры, авт. Патанджали, Глава 3
деша-бандха – концентрация внимания на внутреннем или внешнем объекте читтасья – субстанции разума дхарана – концентрация.
Во время дхараны ум фокусируется на каком-то объекте в теле или вне его и удерживается там.
**Читто вритти ниродха – успокоение деятельности сознания, - там же, ЙС, Глава 2. Остановка разума: управление (ниродха) течением мыслей (вритти) в уме (читта).
Вритти необходимо усмирить путем свадхьяи, джняны (самоизучение от клеток до глубин существа и от глубин существа до клеток). Осознать карана шариру, внутреннее существо (дживатман), можно лишь по остановке клеш и вритти
***сукхам  стхирам (асанам) - там же ЙС 1.2. стхирам - необеспокоенное; сукхам - удобное; асанам – сиденье, т.е. асана – удобное и неподвижное положение (тела)
****Санньяса -  (деванагари — «отречение») — этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном.
*****Абхьяса это действие, выраженное в непрерывности практики, вайрагья – отрешённое отношение к её «плодам». Йога сутры предписывают развивать абхьясу и вайрагью