Экипаж. Взгляд из зала

Елена Ивановна Мартынюк
31 мая, в день закрытия сезона Дома кино, удалось посмотреть фильм режиссера Николая Лебедева «Экипаж».
Не раз приходилось видеть аналогичные «ходынки». Поэтому, когда без двадцати начало (а может, и раньше) свободных мест уже не было, не раздумывая, в вечернем платье, черных лаковых шпильках, одна из первых присела на ступеньку в проходе. Смотрели на меня, помахивающую веерком, мягко говоря, как на… Но потом и эти места стали дефицитными.
На первых рядах сидят многие знаменитости, перечисление которых нецелесообразно. «Свободные» зияющие красные места заботливо огорожены газетками, сумками, пиджаками для опаздывающих (а потом и вовсе не пришедших) друзей. Тщетны уговоры освободить свято место. Даже пассажиры лайнера в фильме были дружелюбнее друг к другу.
Возле меня пристроилась подмосковная пара – сын-юноша и молодая мама, которая ему под спинку подкладывает сумочку. Спрашивают, две ли серии, успеют ли на электричку. А вот девушка, которая явно опоздала, а теперь отчитывает парня: «Куда ты меня привел!?» На аншлаговый фильм, милая. «Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет, уже посадку объявили на долгожданный самолет» (Ю. Антонов), вернее выход съемочной группы. Пилот-режиссер Николай Лебедев (кстати, играл пилота-инструктора) под аплодисменты объявляет каждого. VIPы – В. Машков и Д.Козловский ныне на новых съемках, и далече. Но остальные участники заняли всю сцену. Аж три госпожи Яковлевы – Елена, Александра и Екатерина. Сергей Газаров от волнения все время жевал жвачку. Его же герой – начальник авиакомпании – как раз человек собранный, респектабельный. Вот сыгравшая роль Александры Агне Грудите (не в честь ли Александры Яковлевой это имя дали сценаристы?), Сергей Шакуров (отец главного героя), Сергей Кемпо (бортпроводник – хорошая фраза фильма: «В небе все профессии – мужские»), прекрасная Ксения Георгиади, фигуристая Ирина Пегова, композитор фильма Артём Васильев…
Итак, звучит его великолепная музыка (живой оркестр п/у С. Скрипки) – тревожная, волевая, победная. Дальше она будет вторить звукам катастрофы – лязгам, громам, трескам, вою и свисту ветра, рокоту пропеллера… Или они ей…
Взлетаем. Зал-самолет набирает высоту. Интерес нарастает. Сюжет захватывает. Семейные и рабочие конфликты, любовь, удачные реплики, сопровождаемые аплодисментами: «Ну, вот мы и дома!» - радуется пилот Алексей Гущин (Данила Козловский), когда поднялся в небо. Действительно, «Только в полетах живут самолеты,/ Только в полете растет человек (опять цитирую Ю. Антонова).
Недаром пожелали приятного просмотра. Интересно, хорошо видно. Но я в своем более чем «эконом-классе» начинаю испытывать онемение конечностей. Моя шпилька туфли кого-то достала. «Извините ради бога». Когда хлопала, потеряла веер. Ищу. Дама наискосок справа (она же на сиденье – мягком, красном, насиженном) мне: «Какая вы беспокойная!» Замираю, группируюсь, зачем-то кладу руки сзади на шею, прижав голову. И правильно. Уже не рано. Начинается турбулентность. В кульминации наши герои – один - приверженец инструкции, опытный и требовательный (Леонид Зинченко –  Владимир Машков), другой - бескомпромиссный новичок – (Алексей Гущин – Данила Козловский) – оказываются в ситуации на грани. Они уже бывали в таких киноэкстримах: Машков вообще на «Краю», Козловский на хоккейном поле, где анестезией: «Тебе не больно, Харламов!», а девизом: «Играй, как Родину защищаешь!»
Но кульминация затянулась. Явные воздушные ямы сценария. Очень долго (полчаса, больше?) поливает огненная лава разбушевавшегося вулкана. На борту курить нельзя (начало конфликта), а строить заводы в опасной зоне и посылать туда на работу россиян можно?
Все трещит, ломается, взрывается, несется, сметая на своем пути. Но потенциальные пассажиры все же остаются живы. Как они выжили-то? В любом случае (компьютерно или реально снято) всем актерам и статистам надо дать премию. Режиссер вообще герой.
«Сердце стучится загнанной птицей,/Перегоняя отпущенный век». Не замечаю даже, как трепещет осиновым листом мой найденный веер. Соседка просит махать в ее сторону. Мама из Подмосковья трясет из флакона таблетки. Из зала крики: «Шакуров, молодец!» - «Да это Машков!» Шакуров потом тоже будет молодец.
Подняты темы отцов и детей, вседозволенности чиновников и чьего-то раболепства перед ними, следования инструкциям или обход их в нештатных ситуациях, спорности поговорки «После драки кулаками не машут». Но уж больно нарочита сцена, когда Гущин-старший подходит к своей квартире, а на ступеньках спит только что приземлившийся его герой-сын. После такой драмы кусок в горло не полезет, а из отцовской авоськи торчит докторская колбаса. Но он, в век компьютеров печатающий на машинке, как отец, всегда современен (немного поможет – дальше сам – вспомним Болконского-старшего). Показался банальным каламбур: «В тюрьму сядешь!» - «Нам бы сначала на землю сесть». Жаль, не развили ниточку пассажиров-молодоженов. Она без него в грузовую корзину не пойдет (как и Роуз в лодку – «Титаник»), а он? Не дали ему возможность показать себя геройски, только обнимался, как попугай-неразлучник.
В жанре блокбастера и лучших традициях Голливуда фильм «Экипаж» Н. Лебедева совсем не клон «Экипажа» А. Митты, о чем режиссер предупредил вначале. Как и две «Иронии судьбы» Э. Рязанова - два разных фильма. Да, все мы летели в одном самолете, сопереживали героям, аплодировала пилотам при приземлении, но такого единения, как на «Легенде № 17» испытать не пришлось. Фильмы-катастрофы - «Титаник», «Метро», «Экипаж» А. Митты, которому в титрах идет благодарность, хочется пересматривать. Там множество психологических портретов, обнаруживающих свою сущность в трагедии, много схожего с судьбой любого человека. А на эту картину я вряд ли пойду повторно. Увидела, услышала, восхитилась, оглохла. Молодцы! Все «ружья» стреляли. Даже «акробатическое» мышление сына первого пилота (Сергей Романович) помогло подкинуть идею перебраться из одного самолета в другой. Сочной была режиссерская находка, когда в диспетчерской при обсуждении полета сотрудница (как раз Александра Яковлева, кстати, не только актриса, сыгравшая в фильме «Экипаж» - 1979, но и почетный железнодорожник России!) говорит: «Не надо им мешать!», ее оппонент произносит: «Вы не были в такой ситуации», на что Александра-Тамара, сыграв даже глазами, отвечает: «Вы уверены?!» Одна фраза, но сколько в ней мудрости, опыта, трагизма… Вообще, крупные планы хороши. Очень понравился образ второго пилота Саши Кузьминой. Целеустремленность, ответственная работа сделали ее героиню до срока мудрее своего избранника. Но «срок» пришел и уравнял влюбленных. Нет, я еще раз схожу на этот фильм.