Азы православия. Миром и елеем...

Лариса Геращенко
Одно из имен Спасителя – Христос- в переводе с греческого означает ПОМАЗАННИК. Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Араама и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх.40,15), Самуил помазал на царство Саула (Цар.10,1), Илия – Елисея на служение пророка (3 Цар.19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, Елеопамазание стало достоянием всех её членов. В наши дни оно совершается перед купелью Крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание всего тела (лба, груди, ушей, рук и ног) имеет несколько смыслов.  1). Знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветки с плодоносной маслиной. 2). Говорит о умирание греха, ибо раньше усопших намащали елеем. 3).Придает силы для  дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, которые перед схваткой мазали тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Елеопамазание за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословление, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молебственным призыванием того, кому совершается служба.

От обычного Елеопомазания необходимо отличать Танство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными.  Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуют семь (7) раз.

И еще одно помазание в  Церкви имеет силу Таинства – помазание святым миром – благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих символ многоразличности христианских добродетелей. В храме святое миро хранится только на Престоле алтаря.

Миропомазание совершается сразу после крещения. На лоб. глаза, ноздри. уши, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник ставит капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Это таинство не повторяется, как и Крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его вторично.

Известно, что мирянин имеет право креститься «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое Крещение непременно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же Таинство,  по существующей практике, присоединяют к Церкви представителей некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

(Источники)
Июнь, 2016 г.