Деревенская Сага

Михаил Кошляк
События которые я попытаюсь здесь изложить о том, как жила деревня в сороковые-роковые
и период правленя Н.С. Хрущева.Страшное время-страшные времена происходили в нашей забытой богом ,но не властью деревне КОРМОВИЩЕ Алтайского края. Все действующие лица уже давно покинули мир земной, а получили ли иной-  этого я не ведаю. Как только стал
себя осознавать, начал впитывать в себя вокруг происходящее.Печка в прихожей с рогачами разного размера , рогачи, деревянная кадушка для питьевой воды и привязанная кружка на шнурке, окно перед печкой и лавка, да в углу стол. Над входной дверью были палати из толстых досок на них мы и гужевались.Печка иногда была теплая,чаще с утра и до обеда,а в трубе постоянно пел песни ветер.На печи всегда находилась лампочка Ильича
склянка с посным маслом и фителем и она освещала нам место где старший брат-Федор читал сказки,иногда рассказывал страшилки про живорезов и пел жалобные песни от которых я часто плакал.Так и засыпали на печи, спали покатом все четверо вряд ,а укрывались одной рядюшкой, просыпался один и просыпались остальные. Старший спал с младшим ему было около года , а я и средний брат Вовка вместе друг подле друга.
Тот кто спал с краю замерзал и пытался залезть в середину, потом кто -то другой лез в середину и так всю ночь. Вставали рано- "голод не тетка"- поднимал нас,затевалась борьба доходило и до драки, особенно Вовка часто поддавал мне, а я терпел он был старше меня на два года.
   Наченался день - мама кормила нас и уходила на работу, а мы оставались и ждали ее до самого вечера, старшие разбегались кто куда, а я оставался с малышом. Когда приходили письма от отца их читали мама и старший брат, а мы слушали.В них просьбы к маме - сохранить сыновей и мама старалась.В доме не осталось ее вещей все проели ,а есть всеравно хотелось. Спасала Шурка-кормилица наша корова,молоко пили парным после дойки
и уталяли голод. Выручала и бабушка Наталья иногда приносила чугунок картошки и это была радость.Часто мама плакала от отчаяния,но несла свой тяжкий крест матери-женщины.
Мы подрастали и как говорят: "маленькие детки-маленькие бедки", а потом они становились все больше и больше. Начали ходить в  школу и не хватало обуви и одежды,
по этой причине я просидел год дома и учился от братьев на слух.Они учат, а я запоминаю так и приобщился к усному народному творчеству.Помню голодный 1947-й год
в городе отменили карточки, а у нас подмели все амбары и вывезли пшеничку куда подальше.Деревня жила на картошке и молоке, мясо не ели и держали только корову ибо налоги были жесткие и за недоимку могли и посадить или отправить на исправительные работы.Вышел закон Президиуа Верховного Совета СССР от 4-го июняя 1947 года" Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественнго имущества"-
В народе его прозвали "закон о трех колосках", а есть закон-найдутся и нарушители.
Первыми ласточками были:Левка Тюменцев и Ульяна Кириенко,которые отхватили по "прять лет по ногам и рогам"-это значит пять лет отсидки с порожением права голоса.
Маму мою подвез с бригады уполномоченный да прямо к конторе,там и вытресли у нее в кармане пшеницу, вмешался школьный учитель мой дядя и делу не дали ход.
   Мама тогда сказала:"подыхайте с голоду,а красть больше не буду."Трудно далась зима 1947-1948 годов, но выжили. Братья уже закончили по четыре класса и седели дома,а я еще ходил в 4- класс и после окончания остался дома.Вышел указ о переростках детях-войны и мы переехали, вернее пешком добрались до чужой деревни,где должны были учиться.В 1953-м году брата Вовку забрали в ФЗО,а старшего брата призвали в Армию так оба с 6-го класса ушли в люди.
Мы с мамой после Сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1953-го года вернулись в свою деревню, нам сняли недоимку и выдали 750 рублей-это были большие деньги в то время.
Началась Цилинаи я после 7-го класса уехал в Казахстан на Целину, потом Армия, учеба в вечерней школе-медаль за учебу и за Цилину,  Университет, Академия наук, защита диссертации,к.ф. н.,доцент,профессор философии, 40-лет Вузовской работы и иммиграция. Так закончилась деревенская Сага. И всеровно, я благодарен судьбе, которая
всегда была благосклонна ко мне. Несу свой крест в центре Европы, тяжелый он, но он мой и нести его надо, коль так распорядилась власть, бросив нас после развала Союза на произвол нацианалистам, там они и спросили, за то, что деды наследили.Спасибо Австрии, которая приняла, защитила и дает жить!