***

Ирина Яманова Кромплевская
  Учитель, по отношению детей к своим ученическим обязанностям, как через лакмусовую бумагу, воспринимал те перемены, которые происходили в жизни нашего общества. Очень скоро тревога в детских глазах  сменилась полным равнодушием Это было страшно. Страшно,когда ребёнок сидит в классе спокойно,никому не мешая, и он ничего не видит, и ничего не слышит. У большинства пропал интерес к знаниям.Резко снизилась успеваемость. После отмены школьной и пионерской формы, учащиеся получили возможность приходить на занятия в одежде, которую могли приобрести им  родители. Школа превратилась в подиум моды,где одежде, бижутерии,макияжу предавалось первостепенное значение.Требования детей к своим неимущим родителям, вызывали страшные семейные конфликты, в которых дети не хотели быть хуже других, а родители не имели возможность, исполнить естественное желание своего чада.В коллективе учителей, как и в детском происходили аналогичные преобразования. И вскоре,  храм знаний и науки играл не совсем  предназначенную ему роль. Появилась новая форма обучения- репетиторство. Обычная задача репетитора-ликвидация безграмотности(ликбез)! Родители платили деньги, а государство иной раз задерживало зарплату месяцами, и роль школы в жизни нашего общества не стала играть первостепенное  значение. Этот важный период в становлении личности каждого,когда формируется характер, был передан другим инстанциям. Мне очень жаль многих-очень талантливых ребят, которые оказались ненужными нашему обществу.
  Такими же ненужными оказались и оба старших мои сына, с дипломами инженеров холодильного оборудования и криогенной техники. Без денег,которые не смогли скопить их родители-учителя, воспитавшие их троих, невозможно было найти работу в стране,где на глазах  умирала промышленность и сельское хозяйство. И вышла на базар интеллигенция страны,пополняя коллективы базарных деятелей. Сколько умов, чести и совести было выплеснуто на базарные площади нашей прекрасной Родины!? И как не хватает нам тех, кто смог бы в столь трудный для всех час, возглавить и повести нас в светлое будущее, где  слышны  смех детей и  почтение старших, вынесших на своих плечах нечеловеческие послевоенные и послереволюционные испытания. Где слава поверженных героев,зовёт наших детей и внуков в светлое будущее!