Княжна Лариса. Сказка, часть 1

Марина Стародуб
НАПИСАНО И ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ ДРУЗЬЯМ ЛАРИСЕ И НИКОЛАЮ, В КОНЦЕ 90-Х ГОДОВ...

 Давным-давно, в небольшой избушке, что стояла на краю Заброшенной деревеньки Великого Царства, родилась одна маленькая девочка... Семья была большой и бедной, поэтому, появление девчурки на свет, ставшей в семье девятнадцатым ребёнком, никого даже и не обрадовало. Только отец, лишний раз тяжело вздохнул, да и забыл, будучи постоянно занятым то небольшим хозяйством своим, то бесконечными перебранками с не молодой ужу женой, давно уставшей нищеты и большого количества детей.
 Отведя порой душу на бедной женщине, мужик плёлся в ближайшую корчму, где спускал последние деньги и возвращался домой поздно...
 Подрастая, малышка видела вокруг себя только голод, да грязь, что совсем не мешало ей носить пышное имя Гортензия, данное пьяным отцом, в честь хилого, едва расцветшего тогда, единственного цветка в заросшем крапивой саду.
 И вот, однажды, когда стала она статной и красивой, как вешняя яблонька в диком саду, девушкой - увидел её у колодца и полюбил всем сердцем молодой Принц. Стали они часто встречаться. Гортензия похорошела ещё больше. Многие отчаянные парни начали добиваться расположения юной прелестницы. Теперь, Гортензии посвящались баллады и подвиги, окружали, летели вслед и всюду сопровождали восхищённые слова и взгляды. Мир её наполнялся чудесными метафорами и неожиданными эпитетами!
 Всё происходящее она уже с удовольствием принимала, как должное, не замечая того, что многие женщины, особенно замужние и раньше не баловавшие девушку своим вниманием, теперь и вовсе стали избегать её. Гортензия была счастлива.
 Поэтому, когда вдруг узнала, что ненаглядный красавец её, не только женился, из очень важных политических соображений, но и уехал жить в соседнее государство - поверила не сразу.
 Распахнутое для любви сердце, вдруг сёжилось, буд-то защищаясь. Оно кричало и плакало, но его никто не слышал. Павшее, оно зачерствело...
 Гортензия, сама не зная, зачем, всё ещё боролась за себя. Потужив, она стала встречаться с другим юношей, немного по проще...
 И снова ей пришлось горько плакать, когда вся деревня шумно гуляла на свадьбе у молодца.
 Хоть и была Гортензия женщиной видной, богатого приданого, которое делает столь желанной любую невесту, у неё не было.
 "Избранники" стали являться один за другим. каждый любил искренно, но все уходили рано, или поздно.
 Когда же умерли родители, дети подели между собой всё не многое, оставив несчастной перекошенную, неухоженную избёнку и разбрелись по белу свету, кто куда...
 Вот тогда-то, многие мужчины совсем осмелели  и начали заходить в осиротевший дом  даже без приглашения. Женщины Гортензию по-прежнему не любили, но уже, как-то, беззлобно.
 С тех пор прошло много лет. Несчастную женщину давно начали стесняться. Молодые, да и не молодые люди подыскивали себе подруг среди подросших девочек. Гордую когда-то красавицу, прозвали презрительно "Бабкой", хоть жила она совсем одна, никаких внуков у неё и в помине не было.
 И забыла она тогда своё чудесное имя, данное в честь печального цветка в одиноком саду. Ушла далеко в лес. Поселилась в заброшенной избушке, построенной, зачем-то на куриных ногах. Назвалась Ягой. и так заплесневела в ней, что даже Смерть её не брала...
 Цари, тем временем, сменялись президентами, где раньше деревья росли - дорог понаделали. Сильно мир изменился. Пропали последние бескорыстные дела и поступки. 
Исчезло всё, что не могло принести доход людям. Только Любовь всё ещё продолжала посещать кое-кого, да и то, более по-старинке являлась, потому, что распоряжались ею люди корыстно и жестоко.
 Вот, поселилась она однажды в доме, на берегу реки, где жила княжеская дочка, красавица Лариса. Полюбился той Ларисе умный Николка, что свет людям делал. Войдёт, бывало, в дом, повозится в светлице, задует свечи... Хозяева, глядь - уже лампочка электрическая горит, рядом счётчик тихонько ворочается - для прядка. За такое умение сам Царь позвал Николу к себе на службу. Дорогой кафтан даровал с царского плеча. И все секретные провода и радиоволны государства доверил...
 Тут-то и повстречал умный Никола красавицу Ларису. Не долго думая, разогнал всё бесчисленное множество её женихов, да своих сватов к неё заслал. А юная княжна, наперекор всей родне своей, замуж за него пошла и любовь с собой взяла. Продавать не стала: "Святись, милая, наполни наш дом счастьем!", - говорила.
 Тогда-то и родился у них Князь наследный. Красивый удался, умный. На радость родителям. Только радость их была не долгой. Не углядела молодая княжна, на радости, за своею Любовью. та и погасла. И оказалась свет Лариса со своим умным Николой впотьмах. Возгордился, видно, он службою своею, да почётом. Вот и вышло, что дома-то у них всегда светло было, а в душе николиной такая тьма поселилась, что даже сам перестал туда заглядывать, чтобы не заблудиться.
 Князь молодой, к тому времени, уж женился и уехал за тридевять земель государственными делами заниматься. Такой умный удался.
 А княжна свет Лариса потужила впотьмах николкиной души, потужила, узелок не большой собрала, перекрестилась перед Образами Светлыми, да в путь и отправилась. Идёт полем, идёт лесом, через реки переправляется, пустыни пересекает, моря, да горы позади себя оставляет. Всё добрых людей, по пути, спрашивает, как Любовь свою снова зажечь можно? Только никто ей ответить не может. Забыли все про Любовь. Кто продал, кто сменял, а кто и вовсе на порог не пустил. Да тут ещё мода пошла на искусственную. Никаких тебе хлопот. Да, красивую, такую делать стали, всех цветов радуги, даже с узорами. Любуйся, пока батарейка не сядет!..
 Смотрит народ на княжну - диву даётся: и зачем такой красавице, да умнице, в наш просвещённый век, пустые хлопоты понадобились?..
 Дошёл про то слух и до Царя. Велел он доставить путешественницу во дворец, а,как предстала пред ним, так и спрашивает: "Скажи, добрая странница, ты ли по белу свету ходишь, с ветрами в горах да морях, пустынях да лесах разговоры опасные о Любви ведёшь? Ты ли добрый мой люд напрасно тревожишь?"
 "Я, мудрый государь, - с поклоном отвечает Лариса, - не прогневайся слову дерзкому, пожалей меня, молоду жену добра молодца, научи, как помочь горю горькому!.."
 Услыхав те слова, Царь сошёл с трона своего, приблизился к княжне молодой, взял её за руки белые, да и говорит: "Возвращайся-ка ты домой, раскрасавица. Тот огонь любви не всегда ясным бывает. А силу имеет великую. Как бы не пожалеть тебе потом. Лучше, я сам прикажу Николе провести в ваш дом такой яркий свет, какой есть только в царском дворце! Знаю я, он мастер большой. Ты тогда любой другой свет быстро забудешь..."
 "Нет, не заменит свет Любви никакой другой, - со вздохом отвечает свет Лариса, - в каждой душе есть такие закоулочки, которые только ей одной и доступны, великий государь..."
 "Тогда, оставайся ты жить во дворце. Будешь наставницей детей царских. Смирись, красавица!.." - настаивает Царь.
 Пригорюнилась тут княжна, да всё на своём стоит: "Отпусти ты меня, Царь-государь, не суди. Не зажечь мне Любовь во дворце. Путь не лёгкий предстоит, только Смерти я не боюсь, хоть и не ищу её. А, коли выпадет мне вернуться - стану служить тебе верой и правдой."
 Царь в те времена умный был и справедливый. Хоть и жаль ему было расставаться с княжной, велел отпустить и, как воину, дать в дорогу коня из царской конюшни, да припасов в дорогу побольше. А ещё, в знак особого расположения, повелел одному слуге, из собственной свиты, её повсюду сопровождать и охранять.
 Поклонилась Лариса в пояс Царю, вскочила ловко в седло коня царского, да только её и видели...
 А слуга тот, за то, что его не своей волей Царь с мягких подушек и от пышных хлебов, в дорогу трудную отправил - так невзлюбил госпожу свою новую, что решил погубить её, а коня и подарки  царские - себе забрать. Вот и стал он всем небылицы про Ларису рассказывать. Удивляется молодая хозяйка, отчего это вдруг, многие люди ей верить перестали?.. Да, не отступается от своего: "Надо мне Любовь  свою зажечь светлую!"
 Вот, раз, подъезжает она ко широкому полю. Видит - битва идёт не на жизнь, а на смерть. Не испугалась молода княжна, оставила в лесу слугу своего бесталанного. Подъезжает ближе и видит: ранили князя Воеводу, войско растерялось, а нечисть вражеская только этого и ждала. Повылезала, кто из лужи грязной, кто из канавы вонючей. Вот-вот одолеют ратников!.. Не стерпела тут молодая странница, подняла шлем воина убитого, убрала под него свои косы русые, подхватила знамя из рук слабеющего ратника, коня горячего пришпорила, да и повела то войско на врагов поганых!
 Всех прогнала. Ни одного не оставила. Разве, что пленных.
 Приказал тогда раненый воевода привести к нему ту женщину, что смогла его войско на врага повести и знамя при этом не замарать. Протянул ей руку свою могучую, спрашивать стал обо всём приветливо. А потом и говорит: "Я всю жизнь врагов разных бил. Много видывал. О самой Смерти ведаю... А про Любовь?.. Да ещё, про то, чтобы зажечь-оживить её можно было - про то не слыхивал..."
 Тут один вражонок пленённый бухнулся им прямо в ноги, да, как завопит: "Отпусти меня, бесстрашный Воевода, я за это укажу дорогу верную, где узнать про погасшую Любовь можно!"
 Удивился князь отважный, обрадовался: "Ну, смотри, коли окажется, что соврал - из под земли достану!" - говорит. А уж тот, маленький, знай себе благодарит, да кланяется.
 Мудрый воин на прощание и говорит  свет Ларисе: "Ты оставь своего слугу непутёвого здесь. Я тебе взамен Оруженосца своего дам. Он за честь сочтёт тебя сопровождать. А с этим - я сам знаю, что делать надобно, за его чёрные дела..."
 Распрощалась княжна с князем, да с дружиною его верною. Взяла с собой Оруженосца верного и коня себе свежего, запасы в дорогу пополнила, вражонка в седло к себе усадила, да и отправилась, куда ей тот указывать стал.