Про книги

Ася Крафт
Книги…
   Книги были в моей жизни всегда, сколько себя помню.  Мама говорит, что я впитала любовь к чтению с молоком матери.  Она читала всю беременность мной  и  весь, пусть и недолгий, период кормления грудью. И все мое детство.  Да и юность с молодостью тоже.
  И брат читает, и дедушка.
  У меня просто не было шансов.
  Помню дедушку. Он сидит за своим массивным письменным столом в спальне и читает мне вслух сказки Пушкина.  Особенно помню «О попе и работнике его Балде». Дедушка всегда использует оттуда  присказку «рассказывай деду про болдову победу…», когда хочет спросить, как у меня дела и может ли он мне чем-то помочь.  Деда… мой лучший помощник по жизни!
  Наверное, именно дедушка читал мне «Сказку о царе Салтане» в таком юном возрасте и так часто, что я просто этого не помню. Но зато помню  ее наизусть.  Практически целиком.
   А вот тут мне года три. Я сижу на горшке в конце длинного коридора между дверьми в ванную и туалет. Прямо напротив, за километры от меня, входная дверь. Справа и слева двери в комнаты.  На темно-зеленом, местами вытертом линолеуме, вокруг меня разложены книжки. Они занимают все пространство небольшого коридорчика между комнатами. Тонкие, толстые,  большого и маленького формата, с цветными и черно-белыми картинками. Я «читаю», как и все трехлетние дети: смотрю на картинки и рассказываю все, что в голову придет.  Приходит мама: «Настенька, хватит, вставай уже!» А я отвечаю совершенно серьезно: «Не могу, мамочка – меня тяжелый камень ко дну тянет!».
Годам к пяти я уже умела читать сама.  Мне хотелось узнать быстрее, что будет дальше; о чем новая книга; не зависеть от взрослых, у которых вечно какие-то дела были.
До школы я жила то у дедушки с бабушкой,  то у мамы и брата.  Дедушка и бабушка жили в  небольшом двухэтажном  розовом доме на 16 квартир посреди города.  Дом с обособленным двором, огородами и огромным простором для беганья, лазанья и любопытных открытий  в окрестностях.
 Мама и брат жили в  одной из ячеек каменной коробки посреди спального района.   В серой многоэтажке. Там тоже был двор, но гуляла я там редко.
С другими детьми я почти не играла ни у дедушки, ни у мамы.
Девочек я не понимала, считала их глупыми.  А мальчишки, мои братья,  видимо, считали глупой меня и не брали в свои игры, хотя мне с ними нравилось больше, чем с девчонками.  Я бегала по окрестностям у бабушкиного дома, варила суп куклам из песка и травы, разбиралась в отношениях между куклами и плюшевыми игрушками.  Я залезала на верхушку  каштана во дворе и качалась там, на тонкой макушке, на уровне крыши дома, смотрела вниз сквозь листву на дедушку, который   выходил меня звать домой,  но не мог найти, и наслаждалась своей смелостью и хитростью. 
Я читала. Читала сказки и рассказы, стихи, загадки, повести, детективы. Сочиняла  сказки, рассказики и стихи.  Сама с собой. И мне было хорошо, весело и интересно.
Книги были моей семьей. Многие из них я зачитывала до дыр, знала наизусть, но все равно продолжала читать.
Запах книг  -  до сих пор один из  моих самых родных и любимых запахов.
 
  Мне было около шести лет, когда брат взял меня за руку и привел записываться в библиотеку.  Помню мою первую библиотечную книгу. Это была «Муфта, Полботинка и Моховая борода».  История про трех необычных человечков.  У книги была небесно-синяя обложка с  нарисованными на ней деревом и героями.



 С тех пор я буквально поселилась в библиотеке:  брала по четыре – пять книг за раз и приходила за новой партией через два- три дня.
Книги стали не только моей семьей, но и друзьями: они меня учили, поддерживали, воспитывали, радовали.  Я смеялась и плакала с ними.  Я исследовала новые миры и  расследовала загадочные преступления, я влюблялась и ненавидела, возмущалась и торжествовала победу вместе с книгами и их героями.
Том Сойер и Гекльберри Финн, Маленький Принц, Гаргантюа и Пантагрюэль, Герда и Кай, Красная шапочка, Синяя борода, Золушка, Красавица и Чудовище, Кот в сапогах, Паучиха Шарлотта,  Карлсон, Пеппи Длинныйчулок,  Винни Пух и все-все-все, Чук и Гек, Незнайка, муми-тролли, Дениска – герой рассказов Драгунского… Всех и не перечислишь!
Вместе с ними я училась  наблюдать, выделять характеры, отличать плохое от хорошего, сочувствовать, понимать и принимать других, верить в лучшее и думать своей головой.
Потом я стала взрослеть, и  лет с двенадцати книги на моей полке появились другие: «Динка прощается с детством», «Дикая собака динго», «Человек-амфибия», «А зори здесь тихие», «Черный обелиск», «Голова профессора Доуэля», «Уроки французского», «Альпийская баллада», «Горячий снег», «В списках не значился», «Евгений Онегин», «Сердца трех»  и многие-многие другие.
 С этими книгами я училась любить и ненавидеть, восхищаться и презирать; судить о людях по делам, а не по словам, училась видеть и чувствовать красоту; удивляться новому и понимать старое.  По  этим книгам я изучала себя, других людей и всю гамму чувств, на которую мы способны.  Герои книг помогали мне расти, становиться девушкой, взрослеть, переживая кризис за кризисом.
Однажды я увидела в зале нашей с мамой и братом квартиры на полке новую книгу в  блестящем твердом переплете.
Это была книга брата. Я взяла ее, прочитала первые несколько строчек…и очнулась часа через три, перевернув последнюю страницу и увидев слово «конец».
 На обложке значилось: Стивен Кинг, «Темная половина».               

Это была революция в моей жизни читателя.
С того момента, как я прочитала первые строчки «Темной половины», Стивен Кинг с его захватывающими историями, емкой прорисовкой характеров, монстрами  из тумана и чудовищами, таящимися глубоко внутри каждого из нас, прочно обосновался в моем сердце. Он учил меня реальной жизни, увлекая все дальше в выдуманные миры, к невозможному.  Он подарил мне ощущение волшебства обычных вещей, он помогал мне вытеснять плохие эмоции,  заставляя  меня переживать страх, гнев, ужас, отвращение и  напряжение страницу за страницей его нескончаемых книг.  И да -  разумеется, он не переставал учить думать. Думать нестандартно, своей головой.
 Очередной этап  развития меня как читателя был обозначен  поистине, не побоюсь этого слова, Великими произведениями: «Мастер и Маргарита», «Унесенные ветром»,  «Преступление и наказание», «Лезвие бритвы», «Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери», «Анна Каренина»…
Более тонкие характеры, сложные жизненные ситуации,  запутанные сюжетные линии; более глубокие вопросы на более значимые ответы. Намного более серьезное понимание красоты, любви, зла и добра, гармонии и уродства, справедливости и бесчестия.  Эти произведения позволили мне самостоятельно задуматься над вопросами смысла жизни и смерти, материального и духовного, любви и страсти, рассудительности и безумия,  женственности и мужественности…
 О многом заставили задуматься.  И не однажды.  Первые две книги в списке стали моими настольными. Я  перечитывала каждую уже больше десяти раз. И каждый  раз нахожу что-то новое и интересное.
«Мастер и Маргарита» меня успокаивает.  Ее я обычно читаю осенью, когда грустно.
А история Скарлетт хороша весной, когда хочется любви, ярких переживаний.  Или когда нужно со своей любовью разобраться. На ее ошибках  и победах я очень многому научилась в отношениях с мужчинами.
Разумеется, это не полный список того, что я прочитала. 
 Пройдусь просто по авторам: Булгаков, Достоевский, Толстой, Гоголь, Чехов, Пушкин, Есенин, Маяковский, Хармс, Осеева, Драгунский, Стивен Кинг, Маргарет Митчелл, Туве Янсон, Астрид Линдгрен, Джек Лондон, Макс Фрай,  Михаил Веллер, Стругацкие, Беляев,  Носов, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Паустовский, Асадов, Редьярд Киплинг,  Тургенев, Салтыков-Щедрин,  Куприн, Островский, Фет,  Горький,  Лермонтов, Грибоедов,  Заходер, Гришковец, Кристофер Мур, Павел Санаев, Братья Гримм,  Шекспир, Лопе де Вега,  Мигель де Сервантес,  Толкиен, К. Дж. Ролинг,  Жюль Верн… сил перечислять больше нет!

Книги помогают, книги учат, книги воспитывают.
Книги дарят самые разнообразные эмоции.
 Книги развивают воображение, фантазию, мышление, чувство юмора…
 Читайте книги! Любите книги!
 И они ответят вам любовью.