А. Ю. Аврутин. Выразить невыразимое

Наталья Малинина
Стихи Анатолия Аврутина:
http://www.port-folio.org/2011/part38.htm

ВЫРАЗИТЬ НЕВЫРАЗИМОЕ
 
И всё Бога пытаю: « Я – божий?..» А Господь отвечает: «Как знать..»
 
Представленная подборка являет собой не срез творчества, как обычно говорят, а разрез – сердцевину яблока. Зерно яблока – та самая духовность, которой, как принято считать, всегда выделялась русская культура: лирический герой, проживая в закрепощённой действительности, отвечает ей раскрепощённым сердцем, а не структурированным разумом. В поэтике Анатолия Аврутина идее противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные испытания: временем, новоязом, и любым пост-ново-измом. Основную тему творчества этого замечательного поэта составляют мучительные терзания духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании самого себя. Жизнь личности. В русской литературе есть целая коллекция именных эмоций и качеств, определивших выражение её лица: достоевское хождение по краю, лермонтовская тоска по справедливости в несправедливых условиях, баратынская рефлексия, толстовские поиски доброты, простоты и правды, пытка сомнением во всём и вся, пастернаковское жизнелюбие, блоковское «чувство пути», необходимости расставаний и проч. Поэзия Анатолия Аврутина удивительным образом соединила в себе всё перечисленное; она покоряет меня, как «выпуклой радостью узнаванья», так и прозренческим «предчувствием истины».
 
Обостренный интерес к национальной культуре, тончайшее ощущение всех оттенков духовной жизни - дали возможность поэту создать своеобразный художественный мир и разработать самобытный, искренний, честный, а, главное, вневременной способ его изображения. Я бы определила этот мир как «актуальная классика сегодняшнего дня». Глубокое чувство совести, потребность нравственной красоты – это дух и нерв представленной подборки. А как же глубоко переживает лирический герой свою причастность к родным корням! Автор видит Родину такую, какая она есть - святую и грешную, неправую и праведную. Она схвачена «терпким словом» поэта во всей невыразимой сути и смути своей, и некуда ей деть себя, и некуда деться от неё певцу этой сути и смути. Разве что посметь отразить в тех самых «терпких словах с горьким привкусом мёрзнущих вишен».
 
Нынче колокол бьет… Что-то теплое гонит по венам.Кто-то мимо прошел, на снегу не оставив следа…И так жаждешь сказать о мучительном и сокровенном…Но ведь колокол бьет… И не скажешь уже никогда…
 
…Да ведь сказали же, Анатолий Юрьевич!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

***

Не закрыта калитка…
И мох на осклизлых поленьях.
На пустом огороде
разросся сухой бересклет…
Всё тревожит строка,
Что «есть женщины в русских селеньях»…
Но пустуют селенья,
и женщин в них, в общем-то, нет.

У столетней старухи
Белесые, редкие брови,
И бесцветный платочек
опущен до самых бровей.
Но осталось навек,
Что «коня на скаку остановит…»
Две-три клячи понурых…
А где ж вы видали коней?..

Поржавели поля,
Сколь у Бога дождя ни просили.
Даже птенчику птица
и та не прикажет: «Лети!..»
И горячим июлем
Всё избы горят по России,
Ибо некому стало
в горящую избу войти…

(А.Ю. Аврутин)