Take Five, history

Лалея Пиктат
Take Five – известный джазовый стандарт, написанный Полом Дезмондом (Paul Desmond)
и впервые исполненный ансамблем Дэйва Брубека (Dave Brubeck). Название на армейском
сленге означает кратковременный отдых («пятиминутка» по-нашему), и, кстати, пьеса при
заданном темпе (176) звучит ровно пять минут. Название также подразумевает размер 5/4,
поэтому иногда так и переводится: «Пять четвертей», и  дружеский жест: «Держи пять!».
Довольно редкий размер 5/4 встречается в произведениях того же Брубека, в классической
музыке (Н.А.Римский-Корсаков), в советской эстраде: Я.Френкель («Эх, сколько видано…»),
А.Колкер («Красивые слова»). Также нельзя не отметить главную тему для шести фильмов
 «Миссия невыполнима» (by Lalo Schifrin). По композиции Take Five – сложная трёхчастная
форма: тематическое изложение (зкспозиция) – 28 тактов (4+8+8+8), средняя часть (трио) –
26 тактов и реприза – 28 тактов. В заключение звучит кода из девяти тактов (8х4/5+1/4).
Оригинальная тональность – миb-минор, удобная и для альтсаксофона (in Es), на котором
играл  сам Дезмонд, и для инструментов in B (труба, саксофон тенор), и для пианистов тоже.
Мной использовано переложение для гитары и ф-но в тональности ми-минор. Первые четыре
такта задают исходную ритмическую пульсацию на гармонии Em – Bm7 (тоника – минорная
доминанта), для голоса я предлагаю текст: серд-це мо-ё рвёт-ся, или нотами первой октавы
и малой: ми1-соль1 ми1-соль1 си-ре1. Следующие три 8-митактовых периода – простая трёх-
частная форма. Экспозиция и реприза в ней мелодически – короткие повторяющиеся фразы
на фоне исходной гармонии, что и отражено в моём тексте. Средняя её часть более развита и
мелодически, и гармонически (отклонение в тональность субмедианты –До-мажор). 26 тактов
трио на гармонии Em – Bm7 обычно играют ad-libitum, и на джем-сейшн можно слышать их
повторение в виде вариаций на одном или на разных инструментах. Пока здесь предполагаю
инструментальный проигрыш (26 тактов паузы в вокальной партии), но напрашивается идея
мелодекламации в сопровождении мелодии или одного только ритма. Были бы эти стихи
о счастливой любви, можно было бы заполнить 26 тактов звуками а-ля Гейнсбур :). Текст
у меня есть, но чужой, – нужно спросить автора. Реприза из 28 тактов в оригинале повторяет
экспозицию, хотя мне встречались и вариации. В моём тексте репризы есть и то, и другое.

              ***

Сердце моё рвётся.
Сердце моё рвётся.
Сердце моё рвётся.
Сердце моё...
         Хочу на пять я быть с тобой
         четвертей, четвертей, четвертей.
         Тону в любви я с головой
         от страстей, от страстей, от страстей.
Как я хочу,
боже мой, как хочу,
быть с тобою хочу,
ну, хотя б на треть, хотя б на треть.
В этой любви,
безответной любви,
в этой страстной любви
буду я гореть.

:::

Окончательный вариант: http://www.stihi.ru/2017/02/10/2673