Ч. 2 От Тильзита до Бородино. Предисловие

Николай Гульнев
Русский народ, Богоносец и Страстотерпец, как его называют, ради своего спасения принёс великую жертву. Понимая, что многие хотят стать во главе общины, в том числе и негодные люди, русский народ призвал на княжение начальника варяжского отряда Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Так ли это или не так, нам нечего умалять своё историческое достоинство, и вместе с Гением-Ломоносовым опровергать т.н. Норманскую теорию. Англичане же не рвут на себе волосы оттого, что герцог Нормандии высадился в Англии и, разбив при Гастингсе войско англосаксонского короля Гарольда Второго, стал английским королём.
Жертва русского народа принесла свои плоды. Рюриковичи создали Великую Русь! Потомки рюриковичей создали Московское Княжество, а позже - Московское Царство. А каких деятелей дала эта династия! Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий, Иван Грозный. Вы можете себе представить, чтобы нынешние серые мышата и непонятные «чёртики из табакерки», типа Горбачёва. Ельцина, Путина, Медведева, Жириновского и пр. могли свершить то, что свершили Рюрик и его потомки!? Пожалуй, нет! И я с вами соглашусь!
Однако со временем великая жертва русского народа обернулась против самого русского народа. После смерти последнего царя из династии рюриковичей, сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича в 1598 году, началась эпоха случайных правителей, самозванцев и смуты. Иван Грозный прекрасно знал, что он наследник великих династий, но, вместе с тем, сожалел, что не добил боярскую вольницу:

Царь сам ведёт своё веретено,
Царь сам горит державными трудами –
Нет! Никому при власти не дано
Вершить Закон благими господами!
И я своим Законом не играл,
А я судил! Судил в порыве строго,
И Трон Державный я не воровал,
А помнил счёт с Владимира Святого!
И в этом прост высокий пересказ –
И слава в нём, и вековая мука:
Боярин мне и Церковь – не указ,
Мне Бог один Свидетель и Порука,
Он Светоч мой и он же – Судия,
Он мой Спаситель в царской круговерти,
И только я! Поймите – только я
Держу ответ пред Ним до самой смерти!
Оставьте блуд и вывод воровской –
Судить вы поздно в дерзости явились,
И знайте! Царство собрано Москвой –
Здесь по Закону предки воцарились!
Не разбирали в спешке – «что, почём!»
Но знали взлёт своей и вражьей скачки –
Прошли с огнём, нередко, с калачом,
По всей удельной, бешеной горячке!
Мы подрастаем! Это – не черта,
Мы хорошо проучены и биты –
За мной Иваны, Невский, Калита,
За мной Донской и все Митрополиты!
...Как многое под корень сведено,
Как многое погибло в крутояре –
И где оно – опричное звено?
Его уж нет, но есть они – бояре!
Ну, как же так? Я вроде торопил,
Я ж пролетел кровавой колесницей?
О, не сумел! И всё же не добил
Боярский род карающей десницей!

К чему это я? Иван Грозный даёт в своём монологе ответ – он царь по праву родства! Он ни от кого не зависит, и готов держать ответ за все свои деяния только перед Господом. И это важно, и это было так на самом деле!
И, если первый из династии Романовых, Михаил, получивший трон в результате многих компромиссов, был зависим от своих родителей и ближнего окружения, то его сын – Алексей, вёл вполне самостоятельную политику. Фактически он подготовил реформы Петра Великого. Со смертью Алексея Михайловича началась борьба за трон между малолетними Петром и Иваном с одной стороны, и Софьей – с другой. Как известно, победил Пётр. Пётр, несомненно, вел самостоятельную политику. Он в чём-то повторил Ивана Грозного, заставив боярских детей и их родителей трудиться во благо Отечества. Со смертью Петра Великого его соратники и участники его реформ просто предали своего Монарха, отказавшись от многих задумок и предначертаний. И можно с уверенностью сказать, что где-то до 1825 года, до воцарения Николая Первого, ни один монарх на русском троне не был самостоятельной личностью. Политические решения принимались с учётом мнения и выгоды вельможной челяди, в лице гвардии, богатейших дворян и ближнего окружения.
Если Пётр Великий пытался преодолеть отставание от Европы безбожными, но необходимыми реформами, то со времён Екатерины Первой отставание от Европы только нарастало. Многие войны велись без особой необходимости и без пользы для России. Народ нищал, властная челядь жирела, Россия постепенно откатывалась в своём политическом и экономическом развитии на задворки истории. К чему это привело – мы знаем. И Александр Первый, развернувший политику России в пользу Англии, также не был самостоятельной личностью. Если поражение под Аустерлицем можно считать за ошибку, то поражение при Фридланде – это уже диагноз бездарности Государя. После Тильзитского мира Александр зависел от Наполеона, от Англии и от ближнего окружения. Он сам загнал себя в капкан безысходности и должен был теперь заплатить за выход из тяжелейшего положения ещё большей кровью русского народа и обнищанием России. Реформы, которые он предполагал проводить с восшествием на трон, были отложены лет на пятьдесят. Там и только там следует искать последующие провалы и потрясения, которые постигли Россию через сто лет.