День России на Шинокских водопадах

Иван Друг
Прелюдия
----------------

Прелюдия – это вступительная часть к музыкальному произведению. Вслушайтесь: пре-людия, что-то там про людей. Я даже хотел написать «про-людия», но довольно удачно наступил на горло собственной песне.

По устоявшейся уже привычке, заблаговременно выяснив у нашей Золотой Рыбки – Тани – про наличие длинных выходных, задумался: куда-бы сигануть? Разведданные гласили: в нашем турклубе «Скала» будет поездка на Шинок, и группа уже набрана. О, а мы тоже хотим! Можно к вам пристроиться? Мы хорошие, мы на своей машинке! Нам милостиво разрешили.

Четыре пассажирских места заполнились легко. Довольно легко появилась и вторая машина: сын, невестка, внучка. Это несколько напрягло, потому что был крайне желателен домик, с которыми на Шинке большая труба – их там раз-два и обчелся. Но нашли. А как там с погодой? Погода в горах менялась как настроение у девушки на выданье. Будем следить.

Гром грянул буквально дней за десять до отъезда – у основной группы изменились планы и они не едут. Да что же это такое! И мы кинулись опрашивать всех своих родственников и знакомых. Помните, как сквайр Трелони набирал команду? Команда набралась легко, «стоило только намекнуть, что мы отправляемся за нашим сокровищем…». Так было и у нас, стоило только сказать, что мы едем на водопад, который больше Ниагарского – и это сущая правда.

Ибо видимая часть Ниагарского водопада всего 21, а общая высота его каскадов – 53 м. А у нас первый водопад – 10, второй 28 и третий – аж целых 72 м! Ничего себе! А в чем дело? А дело в том, что Ниагарский водопад знаметит своей могучестью, он рекордсмен по расходу воды! Вот, надо уметь правильно сравнивать!

Камень, брошенный в общество, расходился социальными кругами, количество участников возрастало лавинообразно, и остановить эту лавину мы уже не могли. Вечерами мы с женой с ужасом наблюдали, как вдруг из небытия появлялся очередной родственник или старый знакомый и слёзно умолял его взять с собой и тем самым осуществить мечту его далёкого детства. Ни уговоры, ни пугалки про клещей, броды, крутые склоны и даже ночёвки в палатках никого не останавливали: люди почуяли запах дефицита и очередь стремительно росла.

Участники были самые разные, опытные и не очень, некоторые ни разу не ходили в поход, но полные решимости бежали в магазин и моментально закупались самой современной снарягой. В том числе был кандидат в команду, недавно переехавший из другого города и по этой причине имевший только одну рубашку и брюки, но страстно горевший желанием увидеть это эпохальное чудо природы.

Вот первоначальный список, переданный в клуб:

Туристы первой категории:
1. Иван (ваш покорный слуга)
2. Его жена
3. Его дочь
4. Подруга его дочи

Туристы второй категории:
1. Его сын
2. Его невестка
3. Его внуча

Туристы третьей категории:
1. Его коллега по работе-1
2. Его коллега по работе-2
3. МЧ подруги дочи

Туристы четвертой категории:
1. Сестра жены
2. Муж сестры жены
3. Подруга сестры жены

Осознали масштабы моей наглости? Попросившись на птичьих правах, я еще втащил с собой добрую дюжину человек!

На нас свалилось множество забот. Каждому надо было рассказать про поход, ответить на все вопросы, коему разнообразию я не уставал удивляться. А также придумать, где брать недостающую снарягу. И мы безропотно занимались всем этим сизифовым организаторским трудом, а ответить в духе: «Так у нас принято», как обычно отвечают в подобных случаях орги, мы не могли.

Однако ж, после многих консультаций и согласований, когда уже было всё разрулено и придумано, не успели мы вытереть пот со лба, как нас настигла другая напасть: народ стал массово отказываться. У великого множества людей обнаружилась тысяча и одна причина, по которой они всё-таки не смогут в этом году реализовать хрустальную мечту своего детства.

Окончательный список гласил (заодно и познакомимся):

1. Иван
2. Ольга, его жена 
3. Зоя, его дочь
4. Люба, подруга его дочи
5. Ирина, подруга жены
6. Татьяна, сестра жены

Кроме Ирины это все опытные путешественники, проехавшие вместе не одну тысячу км. Вот стоило ли весь огород городить… Все мы из Новосибирска, кроме Татьяны, жительницы республики Алтай.

Из Новоалтайска добавились Зина, Настя, Жанна.

Из Барнаула нам дали Романа – он руководитель, а также на все руки мастер – водитель, отличный повар, гид, и прочая, прочая, прочая.

Практически перед отъездом вдруг из засады выскочили еще парочка претендентов, но мы, уже «измученные нарзаном», им просто отказали без всяких последствий. А где вы были раньше, дорогие мои?


11 июня, СБ. Старт
--------------------------

Из Новосибирска мы выехали в 4:40 по местному времени. Разница между Алтайским краем и Новосибирском один час, причём не в нашу пользу, хорошо, что хоть и в последний момент, но мы это вспомнили и немножко погрустнели. Зато у нас появился прекрасный оправдательный повод в случае опоздания заявить, что мы думали, что время «Ч» назначено по новосибирскому времени.

Некоторые, особо внимательные алтайцы это заметили и стали предлагать во избежании путаницы пользоваться московским временем, но были легко смущены предложением перейти на UTC.

Доехали без приключений (и это хорошо), практически в расчётное время. А потом долго что-то собирались, кучковались. Воспользовавшись неразберихой, умял тарелку свежей окрошки, за что отдельное спасибо гостеприимным хозяевам.

Едем в Бийск, захватив в Новоалтайске Настю и Жанну – микроавтобус заполнен.

После долгих дискуссий в Бийске прикупили всё необходимое для ПВД, как-то: мангал, шампуры и т.д.

Едем в сторону Белокурихи, проезжаем удивительное место – здесь Бия и Катунь сливаются, образуя реку Обь. Жаль, нет времени подъехать к этому месту поближе.

В Новотырышкино нас ждёт Татьяна на своей машине, без проблем встретились.

Погода нас балует, дождя нет. Любуемся окружающими красотами – здесь удивительный альпийский пейзаж, зелёные-зелёные холмы. Недалеко от Белокурихи над горой в восходящих потоках кружат дельтапланеристы, как какие-то огромные птицы.

Небольшой перекус у стелы на границе Солонешинского района и опять в путь. Постепенно дорога ухудшается, наконец, асфальт ухудшается настолько, что вообще исчезает. Пыль, тряска. Но у нас есть великая цель, и мы мужественно терпим все невзгоды.

Мы почти у места. Смотрим по сторонам. Странно, но здесь практически совсем отсутствуют турбазы. Есть, конечно, турбаза «Денисова пещера», но она слишком пафосная для таких бродяг, как мы. Поэтому масса народу стоит просто на хороших полянках у реки, и мы следуем их живому примеру.

Нашли подходящее место, есть и дрова, и даже деревянный туалет (спасибо строителям), благодаря которому отсутствуют следы человека. Но бдительные очи наших спутниц обнаружили следы коровьи, проще говоря, кизяки, и сморщили носики. После недолгих препирательств консенсус был найден и мы установили аж целых четыре палатки. Поскольку Рома был у нас единовластный командир, то в командирской палатке он и жил единолично.

Дружно собираем дрова, и немного потрудившись, набрали необходимое количество – на всё время.

Готовлю костровище – сооружаю странную конструкцию из двух рогулек и перекладины, причем укрепляю их костровым тросиком. Рома проверил, одобрил. Сам он занят двумя мангалами, на одном будет шашлык, на втором – скумбрия в фольге. И то, и другое удалось на славу, пальчики оближешь. А чем мы их запивали, я, пожалуй, умолчу во избежание.

Улучил момент и искупался. Вода по колено, холодная и мутная. Но мы научились её процеживать через новую рабочую перчатку и получается это у нас довольно сносно.

Я захватил с собой веревку, спусковое устройство, жумар, обвязку, и пока готовится ужин, тренирую девушек всем этим пользоваться.

Уточнили планы на завтра, для ускорения завтрашних сборов сварили кашу.

Гитару по недосмотру забыли, и для поднятия настроения за ужином развлекаю девушек игрой на комусе и на зелёном луке, чем вызываю бурю восторга.

А что там ещё было после ужина – не могу знать, поскольку довольно рано отрубился.


12 июня, ВС. Водопады 
---------------------------------

Кто рано ложится, тот рано встаёт – рано утром проснулся, выспался, спать не получается, как ни крутился. Пришлось вставать. А солнце уже довольно высоко. Все спят. Но что это? Люба с Зоей, уже выползли из палатки, разводят костёр и готовят завтрак.

Позавтракали, собрались, поехали. В лагере остаётся Ольга, потому что у неё ещё не совсем восстановилась нога после перелома. Остальные полны решимости.

Едем до с. Каракол, любуемся заснеженными вершинами, доезжаем до окраины, останавливаемся.

Тут же подвергаемся досмотру со стороны местного жителя под предлогом: «Нет ли у вас сигаретки». Рома проявляет профессионализм переговорщика, в результате местный житель вполне дружелюбно относится к нашему вопросу – «Нельзя ли здесь нам поставить машину?». Довольные вываливаемся, строимся и дружным строем маршируем по дороге.

Дорогу преграждает изгородь с воротами. Рома смело их открывает и по джентльменски пропускает девушек. Его воспитанность была замечена, и Настя ему кротко говорит: «Спасибо!», а Рома, напряжённо думая о чём-то своём, вдруг изрекает: «Спасибо скажете, если назад вернёмся!». Удивляюсь, разве ж можно девушек так пугать, но как же он был прав!

Солнце светит ласково, тишина, благодать, птички поют. Иду и радуюсь, как нам повезло, что с нами такой опытный проводник, много раз бывавший в этих местах, как вдруг Рома встает как вкопанный.

– Что, Рома, что?

– Дык… не туда идём…

– Точно не туда?

– Да…

А девушки уже ушагали далеко вперёд. Бегу, ору, машу – возвращаю. Немного троллю Рому, что, мол, не пора ли тебе спасаться бегством. Но Рома невозмутим – извиняется и мужественно объявляет, что мы ушли не туда…

Возвращаемся, проезжаем туда. Едем, до куда возможно, ставим машину возле дороги и уходим.

Идти нам около восьми км, и это, оказывается, всё-таки в одну сторону.

Дорога идёт практически всегда в гору, также частенько надо преодолевать разнообразные препятствия: грязь, ручьи. Цветут огоньки и другие, возможно, краснокнижные цветы.

Вот Настя под руководством Ромы смело преодолевает ручей, видимо, Пихтовый. Но тут подъезжает на УАЗике-буханке Костя – Ромин приятель и всех остальных перевозит, за что ему спасибо.

Скорость у всех разная, но потихоньку добираемся до перевала.

Удивительно, но на перевале стоит машина. Как же они сюда заехали?

С перевала открывается красивый вид на окружающие высоты. Все горы здесь меньше двух тысяч метров, тем не менее, на них лежит снег.

Перевели дух, пофотались и пошли вниз.

Поначалу было просто, но очень быстро тропа превратилась в козлинную. Кто мог прыгать, как горная козочка, быстро ускакали вперед, у остальных скорость передвижения резко упала. Поэтому мы группу разделили: Ира, Настя и Таня идут со мной на главный водопад, остальные с Романом ещё на два водопада, которые ниже по течению.

В некоторых местах провешивал веревки, и девушки ей пользовались. Вода была высокая, даже пришлось бродить, и местами было не очень приятно пробираться по крутым скалистым склонам.

Но мы все благополучно достигли цели и были награждены величественным зрелищем.

Ира захотела искупаться в водопаде, и даже одела купальный костюм. Но где там купаться? Вода высокая, льёт очень мощный поток, да и как подобраться, непонятно. С одной стороны карабкаться по мокрым скалкам, или надо как-то перепрыгивать на другую сторону. Объяснил ей это, и она благоразумно отказалась.

А тут и наша основная группа подошла. Народ в полном восторге залез по скалкам под самый водопад. И я вместе с ними, да и искупался, со всей осторожностью в краешке воронки, в спокойной и мелкой воде.

Перекусили, и в обратный путь. На удивление, подъём пошёл гораздо успешнее, и мы поднялись довольно быстро и без особых проблем.

Перекусили на перевале и пошли на спуск. Прохожу метров двести и, вспоминая, предупреждаю, чтобы на спуске не расслаблялись и шли осторожнее. «Поздно!» – кто-то мне отвечает. «Тётя Таня подвернула ногу». Ну вот… Осматриваю больную. Больная себя таковой не считает, от бинтов и костылей отказывается и продолжает идти, правда, медленнее, чем обычно.

Иду замыкающим. Нас догоняет на УАЗике всё тот же жизнерадостный Костя, подсаживает в буханку к своей группе и везёт до ручья. На ручье снимает цепи и переговаривается с Ромой. Тихо Роме сообщаю, что тётя Таня подвернула ножку и предлагаю её подвезти до нашей машины. Костя рад помочь, однако никто не хочет ехать, все хотят проявить героизм. Шагаем дальше.

Наконец, вот и наш ми-ми-микрик, в целости и невредимости.

В Караколе зашли в магазин, выбор скудный, и все дружно решили ехать в с. Чёрный Ануй. Рома припросил у продавщицы пару вёдер питьевой воды и наполнил канистру. Потом девчонки со смехом рассказывали, как они подставили Рому. Продавщица спрашивает, а кто из вас Ромина жена. И кто-то так смиренно ей говорит: «Да все…». Гм, странная шутка. Рому здесь знают и летом он сюда собирается со своей семьёй. Вот смеху-то будет…

Я в Ануй не поехал – а пошёл скорей в лагерь, будем с женой готовить ужин. Но Оля уже практически всё приготовила. Мне досталась истинно мужская работа – искупаться и завалиться отдохнуть, что я и проделал с нескрываемым удовольствием.

Наконец и основная группа подъехала с новыми праздничными припасами, и пошло веселье!

За ужином засиделись, прям как на завалинке, щелкали семечки и пели, самые разные песни. Особой популярностью пользовались песни с упоминанием Ромы, настоящим хитом вечера стала песня «По аэродРому…». Рома каждый раз вздрагивал, и это страшно всех забавляло.

Не забыли мы и про праздник, сегодня День России, и несколько песен были про Россию.

Я до конца не сидел, мне завтра за руль, и как только глаза стали слипаться, отполз на своё законное место.


13 июня, ПН. Денисова пещера
--------------------------------------------

Утром, уже по традиции, первыми встали Зоя с Любой и стали разбираться с завтраком. Молодцы!

Потихоньку подтянулись и все остальные. У Насти какие-то вещи в микрике, а Рома спит, будить его никто не решается, пусть спит, ему нас везти. Однако ж когда решили, что всё, и я пробил ложкой по кружке сигнал к завтраку, оказалось, что он уже давно не спит.

Собираем имущество. Зоя, Люба и Ира сворачивают палатку. Никогда не видел ничего подобного!

Едем в Чёрный Ануй, заправляемся. Заправка – две цистерны на пригорке, из них самотеком бежит топливо. Заправщица отмеряет объем ГСМ пластиковой канистрой и водитель сам заливает себе в горловину… ой, т.е., конечно же, не себе, а в своё транспортное средство. Точнее, в бак своего транспортного средства. Тут главное не запутаться, куда и что лить.

Во время войны Горный Алтай дал 26 Героев Советского Союза, которые родились или были призваны из республики. Из них двое родились в Чёрном Ануе – согласитесь, что для села в 500 чел. это  немало.

Мы едем на экскурсию в Денисову пещеру. Платим по 45 р с каждого уха и слушаем профессиональную лекцию. Очень интересно, несмотря на то, что основной раскоп ещё закрыт на зиму. Именно здесь, в Денисовой пещере было сделано эпохальное открытие – открыто ни много, ни мало – ещё одна ветвь человечества, наряду с кроманьонцами (это мы) и неандертальцами (вымерли). Назвали эту ветвь – человек денисовский.

Экскурсовод Володя с удовольствием показывает артефакты, спрашиваю – подарите по штучке? Володя улыбается, нет. Но вон там, на входе, можете поискать, если что найдёте – ваше. Странно, но почему-то никто не ринулся перерывать породу.

Проехали немного дальше и зашли на Караму – это открытый раскоп. К сожалению, археологов там не было и пообщаться на темы вечности было не с кем.

Перекусили на границе Солонешного района, попрощались с тётей Таней – ей скоро сворачивать в Горно-Алтайск.

Затем в Новоалтайске попрощались с Зиной, Настей и Жанной. В Барнауле попрощались с Ромой, пересели на свою машину и домой.


Эпилог
----------

Жаль, что всё так быстро закончилось. Прошло совсем немного времени, а народ уже с такой ностальгией разглядывает фотки. Ну что сказать… Спасибо всем, все делали эту незаметную работу по наполнению добрым содержанием этих трёх дней, никто не остался в стороне. До новых встреч на Алтае!

PS Забыл написать, клещей сняли штук пять.

Новосибирск-Алтай,
11-13 июня 2016