Как правильно изучать русский язык

Вера Козарь 1
 
Грамматику русского языка нужно начинать изучать не с букв, а с высказываний. Не переворачивая язык вверх  дном, не раздробляя его на звуковые и словесные единицы, а подходить к нему как к огромному миру, в котором есть всё. Потому что наш язык – не отражение нашей жизни, а сама жизнь, идущая изнутри нас и окружающая нас со всех сторон. Мы сами внутри языка, и он внутри нас. Такой двойной парадокс. Вот почему человеку бывает так трудно произнести своё первое слово. А потом их становится больше и больше. Нет пустых слов. Все слова нужны.

Из слов мы выстраиваем свои высказывания, просьбы, обиды, горечи, счастье, выстраиваем ответы на вопросы и задаём вопросы сами. Можем даже повелевать при помощи слов. Повелевать, но не унижать и не гнобить. Мы многое произносим вслух. Но никогда не произносим теоретически оформленные предложения с подлежащим и сказуемым. Думает ли человек, когда говорит, что в его речи является глаголом, что существительным, что причастием, а где у него наречие? Конечно нет. Но, едва ребёнок разобрался – кто он и что он в этом мире, ему тут же словно ярмо на шею надевают чужеродные понятия, заставляют зубрить какие-то странные правила и напрочь отбивают любовь к родному языку.

Это можно сравнить с тем, как если бы  при изучении кузнечного дела ученика сначала бы погрузили  в таблицу Менделеева, внушили бы, что железо – это всего лишь её элемент, единица такого-то вещества, потом окунули бы в молекулярную физику, затем – в сопромат, чтобы ребёнок мог ярче представить, что из себя представляет момент ковки металла, когда он лежит на наковальне и по нему стучат молотом. Не правда ли, что это похоже на абсурд?

А почему тогда при изучении собственного языка маленькому ребёнку можно проделывать такой наисложнейший путь: сначала в фонетику, где любой звук, который из даёт любое живое существо, считается единицей языка, потом в периодическую таблицу Языка, где ему популярно вталкивают, что буква – это всего лишь её элемент, единица письменной речи, потом начинается лексический и фразеологический сопроматы, чтобы ребёнок ясно увидел – как происходит ковка металла языка, и как из словесной руды выбрать единственно верное стабильное и полновесное чугунное СЛОВО! А дальше – ещё глубже: информатика языка и программирование на уровне проектных институтов – программирование и синтаксис с пунктуацией  как элементы квазитронной стилистики в машинной лингвистике. И всё для чего? Не ясно ни кому.

Родители, одумайтесь – что делают с вашими детьми сегодня в школах!

Учителя, не переворачивайте  язык вверх  дном, не раздробляйте  его на звуковые и словесные единицы, подходите к нему как к огромному миру, в котором есть всё. Потому что наш язык – не отражение нашей жизни, а сама жизнь, идущая изнутри нас и окружающая нас со всех сторон.
15.06.16 г.