Юрий Лоза

Музыкальный Меридиан
Юрий Эдуардович Лоза (род. 1 февраля 1954, Свердловск) – советский и российский певец, композитор, автор песен.

Предки певца жили в Польше. Дед – Бронислав Павлович Лоза (ударение на первый слог), Лоза – не псевдоним, а настоящая фамилия. Его родители не имели отношения к музыке и сцене. Отец – инженер-конструктор, мать – бухгалтер. Детство провёл в Верхнем Тагиле. Когда Юрию исполнилось семь лет, семья переехала в Алма-Ату. В 13 лет стал играть на гитаре.

После школы Юрий Лоза поступил в Казахский государственный университет (Географический факультет), но бросил учёбу ради музыкального училища, был призван в армию. После службы в армии окончил Алма-Атинское музыкальное училище им. П. Чайковского.
В 1983 году Лоза переехал в Москву и подал документы в ГИТИС, но в институт не поступил.

Пел в ресторанах на разных языках. Играл в ансамбле «Калейдоскоп». С 1977 года стал работать в ансамбле «Интеграл». Ансамблем руководил Бари Алибасов, который в то время работал художественным руководителем в Усть-Каменогорском Дворце культуры металлургов (ДКМ). Позже ансамбль числился при Саратовской филармонии. В составе ансамбля Лоза участвовал в рок-фестивале «Весенние ритмы» (Тбилиси, 1980), ставшим знаковым явлением в истории советской рок-музыки.

За пять лет работы в «Интеграле» у Юрия накопилось более сотни собственных песен, которые никак не удавалось реализовать в рамках группы. Единственной популярной песней в то время стала песня «Заповедные места», позже исполненная ВИА «Ариэль».

Случайно Юрий Лоза в 1983 году знакомится с музыкантами группы «Примус» Александром Боднарем (гитара) и Игорем Плехановым (клавишные) и с их помощью и на технической базе «Примуса» записывает свой первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» (1983).

После завершения работы над альбомом Лоза забирает свою копию записи, но по стране распространяется вариант записи, где в самом начале голосом Боднаря сказано: «Для вас поёт свои песни группа «Примус».

«Когда я это услышал, – вспоминает Лоза, – у меня волосы дыбом встали. Почему вдруг «Примус»? Я не давал на это никакого разрешения, это мои песни, мои тексты, моя музыка, я всё спел и сыграл. В конце концов, я не являлся членом группы «Примус». Лоза порывает все отношения с участниками группы и придумывает версию, что «Примус» – это не название проекта, а в переводе с латинского, номер альбома, то есть «первый».

Позже Юрий Лоза становится участником группы «Зодчие», в которой также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 1980-х годов песни Лозы составляли основу репертуара «Зодчих».

Одну из своих популярнейших песен – «Плот» – написал в 1982 году, записал в 1983 году, но на альбом и к широкому слушателю она попала только в 1987 году.

Пожалуй, Лоза один из немногих примеров на нашей эстраде, когда человек сделал сам себя, пробился через все обстоятельства и передряги. И не отступил, не сломался. Что бы на его месте сказал другой, пять раз безуспешно поступая в ГИТИС на отделение режиссеров эстрады? Ну... что все блатные, что простому человеку в этот мир не пробиться. А Юрий Лоза очень рад, что не поступил, так как за все годы, пока готовился к экзаменам, прочитал гору литературы и таким странным образом получил образование, на которое и в учебном заведении рассчитывать не приходится – ведь и в театральном, и в музыкальном готовят узких специалистов. А Лозе всегда мало знаний. К слову, когда-то Юрий был перворазрядником по шести видам спорта, что, впрочем, не считает особенным достижением. У него даже была необходимость выбора между спортом и музыкой. Но профессионально, без любительства он стал заниматься именно музыкой. А из прошлых увлечений до сегодняшнего дня остались шахматы.

С 1987 года начал официальную сольную карьеру.
Песни Юрия Лозы были особенно популярны в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
Манеру исполнения певца можно охарактеризовать как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки.

С 1990 по 1991 годы работал администратором в рязанской филармонии.
В 1993 году Лоза создал собственную студию звукозаписи «Студия Юрия Лозы».

В 2003 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

В 2009 году опубликовал в Интернете пьесу «Культур-мультур».

Юрий Лоза личность (здесь можно было поставить промежуточную точку) на музыкальной арене весьма незаурядная. Его творчество нельзя назвать ровным, движение к мастерству поступательным, а музыкальный стиль обрисовать определёнными рамками. От психологически глубоких баллад к шутовскому балагану, от берущей за душу лирики к высмеивающей её же иронии. Иногда его бросает в крайности, иногда он пересекает грань, именуемую словом «мера», а порой и «вкус», но всё это можно списать на издержки натуры богатой, одарённой и не успокаивающейся. Несмотря на разноплановое авторство, Лоза практически никогда не остаётся в рамках одной песни. Чаще всего он мыслит песенной серией, объединённой циклом личных размышлений, точкой зрения и, наверное, более всего, настроением. В этом его честность. Он не верит приверженцам одного стиля, потому что человек это всегда разное настроение. Есть музыка «под чашечку кофе», под ходьбу пешком, под езду на машине, под танцы и под одиночество. Она не может быть одна даже у любителей определённого направления. Это как джинсы на каждый день, в которых, однако, не пойдёшь в театр.

В последнее время обрёл новый виток популярности, но больше скандальной, за счёт критических высказываний в адрес ряда известных личностей…

* * *

Из интервью, которому уже больше десяти лет (2004 г.):

Как вы относитесь к нынешнему увлечению «ретро», на волне которого с колоссальным успехом проходят концерты в стиле дискотек 80-х? Можно ли считать ваше возвращение на большую сцену данью этой моде?

– Я себя «ретро» не считаю, поскольку и не переставал писать песни, но если людям нравится старый репертуар – надо им это и давать, мы же для них работаем.

Вписываетесь ли вы в современный шоу-бизнес? Принимаете ли его правила?

– О современном шоу-бизнесе в двух словах не скажешь, но я стараюсь быть рядом, самое удобное место – «откидной стульчик в хит-параде»: никто не сгонит и можно посматривать на «тусовку» свысока. Сейчас на эстраде – поколение «пользователей». Если в 80-е годы все как-то пытались удивить собственной программой, песнями, все что-то изобретали, что-то писали, то нынешнее поколение композиторов и исполнителей пользуется наработанным до них. Они берут опробованное содержание, заворачивают в новую упаковку – и продают. Используют. Понятно? Поэтому сейчас, в данный момент, творцам живётся не очень хорошо, потому что новый материал никого не интересует.
Я пишу хорошую песню – а мне говорят: зачем ты её написал? Она не вписывается в формат, она никому не нужна.
Сейчас я написал великолепную песню про Новый год (прим. – «Вот и год прошёл»), которую не крутят в эфирах и которую не удаётся снять ни в одной новогодней программе. Потому что надо встать в очередь и заплатить деньги, чтобы показывать самого себя по телевизору. Абсолютно никого не интересует, какая эта песня – хорошая, плохая или вовсе не песня. Есть такое понятие, как эфирная сетка. В ней расписано, сколько надо заплатить за какой эфир в какой программе. Зато любая бездарь может раскручивать себя – были бы деньги. Появилось даже такое понятие, как «поющие кошельки». Так у нас говорят в России. Любовница богатого человека может стать популярной, даже если она без слуха и без голоса.

Расскажите, пожалуйста, историю создания вашей самой знаменитой песни «Плот» – вы же согласитесь со мной, что она стала вашей визитной карточкой?

– «Плот» написан, как и все остальные песни: писал, писал и – написал. В 1982 году, на ноге, у моря, на гастролях. Правда, дорабатывал я её потом ещё около года, поэтому она так «вылизана» с точки зрения стиля и формы. Я никогда не думал, что эта песня будет выделяться из остальных. Но так случилось. Видимо, она появилась в нужное время и затронула нужные струны. Это хорошая песня. Если б она была плохой, я б её не любил исполнять, но она хорошая – почему же её не петь?

Как сочиняются песни? Я понимаю, что это трудно, но опишите «момент истины в творчестве». Как рождаются строки песен, как к ним приходит мелодия? Я читала в вашей биографии, что в молодости вы сочиняли песни даже в тамбурах электричек. Какие сегодня вам нужны условия для творчества? Или вы остаетесь человеком неприхотливым?

– Я сочиняю, отталкиваясь от идеи: есть хорошая идея – есть повод работать, если находится достойная воплощения тема, то при должной усидчивости можно почти гарантировать хорошую песню.
А вообще сейчас сочиняются «фишки». Мне говорят знающие люди: сначала придумай фишку, а потом сочиняй песню. Фишка - это может быть какая-то фраза или возглас типа «джага-джага» или «муси-пуси». Вот такое надо придумать, потом к этому придумать ритм, чтобы «покатило». То есть «барабанная структура», потом на нее накладываются все остальные инструменты… Это если вы хотите сейчас раскручиваться в коммерческом плане. А если просто хотите написать песню, которую будете слушать сами, тогда пишите так, как мыслю я. А я раньше песни писал – да и сейчас пишу – по-другому. Сначала рождается идея, потом она воплощается в ритме, потом развивается в мелодии и в тексте.

Одиночество, на мой взгляд, – непременный удел творческих людей. Очень часто они бывают одиноки даже в многолюдной толпе, даже среди друзей, близких, родных и любимых людей. Как вы относитесь к состоянию одиночества? Любите ли вы это состояние?

– Сложно ответить на этот вопрос. Однозначно не получается. Для разных дел существует разная требуемая степень одиночества. Хемингуэй сказал: «Очень хорошо быть одному, но обязательно должен быть кто-то, кому можно было бы рассказать, как хорошо было одному». Сложно говорить об одиночестве. Одиночество – самое благоприятное состояние для творчества. Исполнять сочиненное лучше вместе.
Баллотироваться лучше от какой-то партии. Одному, допустим, невозможно заниматься сексом. В противном случае это уже называется по-другому. В общем, одиночество – это такое состояние, которое для чего-то – хорошо, а для чего-то – не очень.

Как вы относитесь к деньгам? Согласны ли вы с утверждением Жванецкого: «Деньги требуют, чтобы их тратили на женщин»?

– Деньги должны быть в количестве, достаточном для жизни. К сожалению, их всегда не хватает - в частности, на женщин.

Как вы отдыхаете? Существует расхожее мнение, что мужчина – раб трех «т»: тапочки, тахта, телевизор. Это и про вас сказано?

– Задающий вопрос уже знает ответ как минимум процентов на восемьдесят. Да, я люблю поваляться на диване, он уже принял мою форму; и всё труднее заставлять себя что-то делать сверх необходимого. Мужчина на самом деле – любой мужчина – любит уют и комфорт. Те мужчины, которые горят на работе, – ненормальные. Человек сам по себе достаточно ленив. Согласен со словами актера Стивена Сигала: «Я трудоспособный по необходимости, а ленивый до самозабвения».
Все абсолютно такие. Работают столько, сколько надо. По необходимости все работают – кто-то больше, кто-то меньше. Кто-то увлекается больше. Но сказать, чтобы творчество перешибало все остальное?.. Я считаю, что это – глупость. А ради чего работать? Чтобы сгореть на работе?

Но, может быть, для того, чтобы сочинять новые песни?

– Не знаю…  Жизнь сама по себе самодостаточна, в ней столько всего интересного! Поездки, новые места, новые люди, встречи, разговоры, книжки…

Многие творческие люди подались в политику, хотя из успешных, по-моему, только Говорухин да Швыдкой. Как вы, не продумывали ли для себя возможность ухода в большую политику?

– Посмотрим, дальше видно будет. Исключать такое развитие событий нельзя. Я не очень люблю старых артистов. Когда старые артисты выходят на сцену и поют то же, что пели в молодости, это смотрится немножко неестественно. Уже подача не та, глаз по-другому горит, он сам не соответствует своим песням. Поэтому лучше в старости сидеть в окружении учеников, последователей, диктовать мемуары либо сидеть в Думе и надувать щеки. Надо заниматься чем-нибудь полезным – почему бы не политикой?

Что в нашей жизни вас еще не оставляет равнодушным? Чему вы искренне удивляетесь? Чем восхищаетесь? Что вас возмущает?

– Восхищаюсь все реже, удивляться почти перестал, возмущаюсь все чаще – по поводу и без. Я нормальный человек. Всеобщие человеческие ценности и мне присущи. Я, как и все нормальные люди, радуюсь, когда встречаю что-то красивое, и раздражаюсь, когда обижают слабых, не люблю, когда рубят деревья… И так далее.

Если бы вам пришлось составлять рейтинг собственных песен, какую бы вы назвали своей главной?

– В разное время разные песни нравятся больше или меньше. Наиболее любимы последние – они ещё не успели приесться.


ДИСКОГРАФИЯ:

Магнитоальбомы
1983 – Путешествие в рок-н-ролл
1984 – Концерт для друзей

Студийные альбомы
1984 – Огни эстрады (с группой «Зодчие»)
1985 – Тоска
1986 – Любовь, любовь…
1994 – Для души
1995 – Для ума…
2000 – Заповедные места

Виниловые диски
1988 – Что сказано, то сказано
1990 – Вся жизнь – дорога

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и ряда Интернет-источников)


* * *


CD 1. «ТЫ ПРИМИ…»

1. Я умею мечтать
2. Зима
3. Сто часов
4. Что сказано, то сказано
5. Не принимай
6. Как у других
7. Резиновые дни
8. Исполнительный лист
9. Стерва
10. Неотразимый (Ах, какие ножки!)
11. Пиво
12. Одиночество
13. Зачем?
14. Смерть
15. Опять
16. Полночный блюз
17. Июльской ночью
18. Мать пишет
19. Подожди
20. Любовь

Записи 1984-86, с гр. «Зодчие», кроме (18) – версия 90-х

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/-BZo-F6GsekvD

Размер архива: 109,7 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 38 сек.

* * *

CD 2. «ВСЯ ЖИЗНЬ – ДОРОГА»

1. Пой, моя гитара
2. Плот
3. Девочка в баре
4. «Жигули»
5. У меня мал папа
6. Итог
7. Я не хуже, чем все
8. Вокзальные буфеты
9. Цыганская душа
10. Память
11. Мой трамвай последний
12. Дорога
13. Ты был прав
14. Вот и прошёл год
15. Есть повод для печали
16. Детские глаза
17. Тоска
18. Огни эстрады
19. Город

Записи 1990-2003 гг.

кроме 17-19 – с гр. «Зодчие» (1984-85 гг.)

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/QWTC6JnlsgodD

Размер архива: 109,3 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 33 сек.