Константин Никольский

Музыкальный Меридиан
Константин Николаевич НИКОЛЬСКИЙ (1 февраля 1951, Москва) – российский и советский рок-музыкант, певец, гитарист, автор песен. Известен как сольной карьерой, так и участием в ансамблях «Атланты», «Осколки Сикорского», «Счастливое семейство», «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Фестиваль», «Воскресение», «Зеркало мира». Никольского называют «голосом поколения».

12-летним он начал учиться игре на входившей в моду шестиструнной гитаре в ДК имени Чкалова (курс Генриха Сечкина). Константин с удовольствием вспоминал о том, как собрал свою первую гитару из логарифмических линеек.

В 15 лет он стал ритм-гитаристом образованной незадолго до этого московской группы под названием «Крестоносцы». Лидером и солистом группы был барабанщик Александр (Алик) Сикорский. «Крестоносцы» исполняли в первую очередь песни The Beatles и The Rolling Stones. Познакомившись с Никольским, которого рекомендовал ему приятель (предыдущий ритм-гитарист покинул группу), Сикорский высоко оценил мастерство начинающего музыканта; кроме того, «голоса тонировали идеально».
Одобрил приход Никольского и администратор группы, старший брат лидер-гитариста Ивана Лактионова и сын известного в то время художника Сергей Лактионов (создание проекта некоторые ошибочно приписывают Юрию Айзеншпису). Так и возникла легендарная группа «Атланты», выступление которой в его школе вдохновило юного Андрея Макаревича на создание «Машины времени» (смена названия объясняется тем, что теперь у всех трёх гитаристов был очень высокий рост). Вскоре Никольский начинает писать свои первые песни («Ты девчонка хорошенькая», «Алёна», «Я думал о многом и разном»), а «Атланты» – петь на русском языке.

В 1969 году Никольский, окончивший физико-математическую школу (его родной брат стал профессиональным математиком), ушёл из института и отправился служить в армию. Потерявшие сразу трёх музыкантов «Атланты» (лидер-гитарист и бас-гитарист, поступив в Медицинский институт, стали играть в музыкальном ансамбле этого ВУЗа) были переименованы в «Осколки вертолёта Сикорского».

Служа на Украине в войсках ПВО и находясь на посту, Никольский сочиняет свою знаменитую песню «Музыкант» (первое название – «Венецианский музыкант»). Во время армейской службы были написаны антивоенная песня «Ты хотел увидеть мир» и патриотическая «Россия». Как это ни удивительно, но, когда Никольский вернулся в группу Сикорского, главным хитом был не «Музыкант» (1971), а «Ты хотел увидеть мир» (1969). «Именно во время нашего выступления было отключено электричество, концерт прерван, а запись, которую мы впервые решили сделать, испорчена. Помню, я уехал на дачу в мрачном настроении, а когда на следующий день решил прослушать запись концерта, то был поражён бешеной экспрессией песни „Ты хотел увидеть мир“, которую удалось записать целиком, а также рёвом зрителей. Впечатление было такое, как будто я по радио поймал прямую трансляцию концерта Джими Хендрикса или кого-то в этом роде, но только не советскую команду» (А. Сикорский).

Отслужив в армии, Никольский заканчивает курсы звукооператоров, становится звукооператором на Гостелерадио. Одновременно он, как уже говорилось, играет в группе «Осколки вертолёта Сикорского», затем переименованной в «Счастливое семейство», пишет новые песни, причем не только на собственные слова. Увлечение сборником французской поэзии в переводах Ильи Эренбурга приводит к созданию таких песен, как «Четыре дерева» (стихи народные) и «Голос» (стихи Анри де Ренье). Никольский отдаёт должное тому направлению нашей рок-музыки, которое уже начал Александр Градский и на котором будет основана знаменитая пластинка Давида Тухманова «По волне моей памяти».

В 1974 году Никольский стал ритм-гитаристом группы «Цветы», которая после выхода одной маленькой пластинки и записи второй поступила на работу в Московскую областную филармонию (по признанию А. Сикорского лидер «Цветов» Стас Намин часто и совершенно бескорыстно организовывал концерты и «Осколкам», и «Счастливому семейству»). Лидер «Цветов» знал Никольского, своего друга, ещё по институтским рок-тусовкам и его талант был очень близок к стилю, который Намин культивировал в группе, и Константин с Александром Лосевым, будучи одного роста, не только хорошо смотрелись, но и вместе пели. Однако Намин, который, к тому же, учился на филфаке МГУ, выразил недовольство большим количеством концертов и пригрозил уходом из филармонии. Эта организация зарабатывала на «Цветах» огромные деньги, осуществляя  гастроли по три концерта в день на стадионах и во дворцах спорта. Солистами помимо Александра Лосева были также Сергей Грачев, Константин Никольский и Александр Слизунов. Из-за непосильной работы, делавшей невозможным какое-либо творчество, начался конфликт с администрацией учреждения. Филармония отнеслась к этому совершенно спокойно, поскольку сохраняла за собой модное название. Намин, Никольский и клавишник Слизунов ушли. Затем министерство культуры запретило и группу, и само название «Цветы» как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».

Никольский теперь был профессиональным музыкантом, и в 1975 году Юрий Антонов пригласил его в свой аккомпанирующий ансамбль «Магистраль» (вместе с ним туда пришёл и Слизунов). Оттуда Никольский был уволен, поскольку не по своей вине сфальшивил, играя соло во время концерта (яркий свет прожектора ударил ему в глаза).

Однако долго искать новую работу Никольскому не пришлось – Намин уже воссоздавал свою группу (теперь под названием «Группа Стаса Намина» – оставшись без ансамбля, он самодеятельно выступал вместе с очень популярным в московской рок-среде «Удачным приобретением»; в Таллинском рок-фестивале 1976 года они участвовали именно под указанным названием и вскоре прекратили сотрудничество). Кроме того, Намин сделался неиграющим руководителем, и Никольский стал лидер-гитаристом; на ритм-гитаре играл двоюродный брат Намина – Александр Микоян (единственный, кто остался из «Удачного приобретения»). Приглашены были, кроме Никольского и Микояна, Слизунов и игравший в «Цветах» с 1971 года барабанщик Юрий Фокин. Пришлось, правда, искать нового бас-гитариста, поскольку вокалисту и басисту Александру Лосеву Намин не простил, как он выразился, штрейкбрехерства (простив, однако, «русского Бонэма» Фокина). Вскоре Лосев стал солистом ВИА «Красные маки». Солистом же «Группы Стаса Намина» стал Слизунов (в записи первой пластинки участвовал также певец Александр Заболотов).

В 1977 году выходит первая маленькая пластинка «Группы Стаса Намина», где главной была написанная Никольским и Слизуновым на слова Владимира Солдатова песня «Старый рояль». Она стала шлягером, а болгарская фирма «Балкантон» включила её в сборник «10 лучших песен года» (вместе с хитами Адриано Челентано, Донны Саммер и даже знаменитым «Отелем Калифорния» группы The Eagles). «Старый рояль» стал первой записанной песней новой группы, это удалось организовать в студии Дома звукозаписи в Москве на улице Качалова.

В 1978 году Фокин покидает «Группу Стаса Намина» и эмигрирует в США. Никольский посвящает Фокину «Ночную птицу» (первое название – «Прощание с другом») и тоже уходит. Хотя не только последний хит «Старый рояль», а и сочинённые лишь им одним песни иногда исполнялись группой. Ему было обещано, что некоторые из них будут включены в дебютный диск, но для второй маленькой пластинки записали только песни Намина.

Никольский стал участником ансамбля «Фестиваль», где записал свои песни – как ставшие впоследствии широко известными, так и малоизвестные («Счастлив певец», «Не грусти», «До свиданья, милый друг»). Их спел сам Никольский, а также солисты ансамбля Павел Богуш и Марк Айзикович.

Руководил «Фестивалем» композитор Максим Дунаевский, пригласивший Никольского в свой коллектив. «Фестиваль» записывал музыку к фильмам («Д’Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…») и много гастролировал по стране. На концертах «Фестиваля» Никольский пел свои песни.

Весной 1979 года, на фоне постоянных конфликтов в «Машине времени», у Сергея Кавагоэ появилась идея поиграть с Константином Никольским, с которым они дружили и песни которого ему очень нравились. Кавагоэ привлёк Евгения Маргулиса, и они начали репетировать вместе с Никольским его песни. Андрею Макаревичу увлечение основных соратников «талантом со стороны» было очень неприятно. На эту тему неоднократно возникали споры, но Кавагоэ и Маргулис заявляли, что никакого предательства тут нет, что Константин один, команды у него нет, поэтому они просто помогают ему довести его песни до ума. Поначалу они хотели делать группу с Никольским, но тот вдруг отказался.

В 1979 году возникает группа «Воскресение». Андрей Сапунов (он принимал участие в концертной деятельности «Группы Стаса Намина»), блестящий вокалист, в качестве своеобразного приложения к первому магнитофонному альбому в последний студийный день спешно записывает в сопровождении Кавагоэ и Маргулиса камерные версии таких песен Никольского, как «Музыкант», «Зеркало мира», «Поиграй со мной, гроза», «Я сам из тех…», «Ночная птица», «Когда поймёшь умом…».

Е. Маргулис:
«Когда мы записали первый альбом, то на пленке осталось свободное место. И, по-моему, Андрюшка Сапунов его к нам привел и напел. Так Константин начал «раскручиваться». А когда разбежался первый состав группы, Костя пришёл в Воскресение на готовое дело. Если бы не эта компания, никто бы его ещё долго не узнал. Мы с ним никогда особенно не дружили».
 
Исполнение своих песен Сапуновым Никольский раскритиковал и попросил не распространять эти записи (но было поздно: их уже начали распространять пресловутые пираты). В интервью газете «Известия» в 2007 году Никольский сказал, «что некоторые вокалисты иногда просто не понимали содержания песен, которые исполняли. Это плохо. Смысловые ударения не там ставили, слишком много красовались голосом. Андрей Макаревич всю жизнь без этого обходится. Молодец». Много лет позже не обошлось и без колких замечаний в сторону Макаревича, что тот так и не научился играть на гитаре.

Записи Сапунова Никольский критиковал и в буклете к сборнику своих песен «Музыкант» (2001): «Сапунов считал, что голос – это всё. И очень любил «А-а-а-а», мелизмы всякие… Я спорил: вот пять песен, мелодии у всех разные, а ты их одними и теми же мелизмами – раз, и словно мылом всё замазал… Мелодия – это вещь неприкосновенная. Даже Стравинский говорил: «Точность – синоним выразительности».

Тем не менее, после этих записей они сотрудничали – и в «Воскресении», и после его распада (по крайней мере, в одном совместном акустическом концерте, запись которого сохранилась).

В 1980 году Никольский и Сапунов едва не попали в новую группу Театра имени Ленинского комсомола, которая должна была заменить уходящий «Аракс» и исполнила перед худсоветом театра все партии в рок-опере Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». Однако готовилась новая рок-опера – «Юнона и Авось». Рыбникова и главного режиссёра Марка Захарова больше привлекла созданная Крисом Кельми группа «Рок-Ателье» (возможно, своим упором на клавишные, очень подходившим для «Юноны и Авось»).

К. Никольский:
«Я считаю, что после исполнения Сапуновым таких моих песен, как «Музыкант», «Ночная птица», и других, работа в «Самоцветах» для него явилась проблемой. Но, видимо, он как-то все погасил внутри себя, сказал: «Я профессионал, и мне все равно, что петь». Поэтому я и не работаю с «Воскресением». Рока не было, а Макаревич был и что-то пел, и так как он был единственным (а не лучшим), то мы и поимели то, что называется «Машиной времени». И «выстрелила» она потому, что люди не знали, кто написал «Музыканта». Рассуждали так: если песню поёт не ВИА, то это «Машина времени». А я всю жизнь эту ситуацию разгребал... Мои песни стали известны в Москве до «Воскресения». «Воскресение» получило оформленный вид году к восьмидесятому, а мои песни ещё в 70-х игрались на танцах, имели известность. Разные группы их играли, тот же «Аракс». Просили и брали мои вещи… В КГБ тогда приглашали поиграть несколько раз, в клуб на Лубянке (первый раз – когда была Олимпиада в Москве). Для КГБ пели все. Это они только с виду строгие да когда власти много получают, становятся другими, а в остальном такие же люди — музыку обожают и так же от неё «прутся». И буфет у них такой дешёвый… Хотя мне проще отыграть такой простой честный концерт, как сегодня, с входящими-выходящими зрителями, чем общаться с людьми в погонах. Путин? Да каждый человек от чего-нибудь прётся. Главное ему в этом не мешать, иначе мало не покажется…»

Первый состав «Воскресения» прекращает своё существование осенью 1980 года. Успех песни Алексея Романова «Кто виноват?», занявшей высокое место в хит-параде газеты «Московский комсомолец» (рубрика «Звуковая дорожка»), так и остался единственным масштабным успехом, а песню большинство молодых меломанов приписывало «Машине времени».

Между тем Никольский, которого обучение в ГМУ имени Гнесиных отвлекло от работы в «Фестивале», репетировал вместе с легко освоившим бас-гитару Сапуновым и барабанщиком Михаилом Шевяковым. В ноябре 1980 года он позвонил Романову, предложил тому присоединиться. Группа «Воскресение», вполне соответствуя своему названию, воскресла из пепла.

В конце 1980 года обновленное «Воскресение» уже давало первые концерты. Это был совсем другой звук и иная ориентация – более насыщенная и резкая. Произошло это не случайно. Никольский, прекративший гастрольную деятельность в составе эстрадных ансамблей и поступивший в Гнесинское музучилище, стал неформальным лидером группы и попытался наладить в ней учебный процесс.

«С появлением Никольского в команде началась серьёзная профессиональная работа, –  вспоминал звукооператор Александр Арутюнов. – По большому счёту, все, кроме Никольского, не были сильными музыкантами. Поэтому Костя постоянно требовал от остальных участников группы умения играть необходимый минимум и организовал репетиционный процесс таким образом, чтобы внутрь группы не проникал дух шары».

7-10 июня 1981 года в подвале приёмной комиссии старого здания МГИМО (Шевяков учился в этом институте) за три ночи был записан магнитофонный альбом «Воскресение 2». Туда вошли песни Никольского «В моей душе осадок зла» (в его исполнении), «Воскресенье» и «Один взгляд назад» (в исполнении Сапунова).

Заглавная композиция под названием «Воскресенье» была написана Никольским и датировалась 1978-79 годами. С неё, как правило, начинались концерты, и на альбоме она шла первой. Никольский к тому моменту отошёл от музыки Сантаны и не на шутку увлекся Dire Straits, у которых ритм в ряде композиций также обозначался с помощью регги. Альбом делался в два наложения – на инструментальную фонограмму писались вокал и соло-гитара, а в нескольких вещах сверху добавлялось ещё одно гитарное соло Никольского, причём звук снимался не с гитары, а с мониторов. Беда всей сессии заключалась в том, что звук в мониторах кардинальным образом отличался в наушниках у Арутюнова. Когда Арутюнов с Никольским приехали на телевидение осуществлять монтаж, они ужаснулись: на выверенной стационарной аппаратуре плёнка шипела, тарелки били по ушам, а вокал оказался попросту завален. Это был акустический обман среднечастотных мониторов, приведший к диспропорции звука по всему спектру частот. «Воскресение» оказалось ещё одной жертвой нестандартных линейных характеристик – в одном ряду с сотнями рок-групп, обманутых в стенах студий хрустальным звучанием сверхизысканных мониторов. Но Арутюнову всё-таки удалось спасти эту запись. На плёнке ORWO он сделал скорректированный моно-вариант, добавив при помощи эквалайзера низы на вокал и по возможности опустив высокие частоты. В таком сверхдоработанном виде плёнка пошла в народ – если не учитывать вариант с псевдостереофоническим звучанием, который неудачно попытались сделать спустя несколько месяцев на одной из радиостанций.

Сам оригинал альбома в 1983 году после ареста Романова и обыска в доме Арутюнова  был конфискован и оказался запертым в сейфах областного управления внутренних дел в Москве на улице Белинского. Однако Арутюнову удалось, казалось бы, невозможное – получить оригиналы обратно: «Когда увольнялся с телевидения, на мне числилось определённое количество плёнки, которую я обязан был вернуть обратно. Взяв на работе соответствующую бумагу о своих плёночных долгах, поехал в управление внутренних дел. Они вернули мне оригиналы, сопроводив этот акт документом о выдаче плёнок. После чего я рванул на такси домой, намотал на основание катушки необходимое количество ненужной пленки и вернул долг на телевидение. Таким обманом мне удалось сохранить оригиналы».

Последний курьёз, связанный с мастер-лентой, произошёл в начале 1990-х годов, когда московская фирма «Фили» решила выпустить второй альбом «Воскресения» на виниловой пластинке. Прослушав глуховато звучащую пленку, представители организации в гневе позвонили Арутюнову: «Что это ты нам подсунул?!» В поисках истины пришлось перезванивать Никольскому, который подтвердил подлинность ленты. «Всё правильно, – сказал он. – Оригинал 81-го года звучит именно так».

«Как звукорежиссёр я ощущал разницу между тем, что происходило у меня в аппаратной, и тем звуком, на котором записывалась группа, – отмечал Арутюнов. – Но в тот момент ни у кого не было времени, и мне было тяжело бороться с авторитетом Никольского, пытаясь убедить его обратить внимание на подобные расхождения».

Кроме того, Никольский блестяще исполнил все гитарные соло, а в песне «Один взгляд назад» выдал, видимо, лучший басовый рифф в истории русского рока.

«Именно этой записью миллионы граждан Советского Союза затирали головки «Электроник-302» и «Вёсен-204»…» (Артём Липатов, «Легенды русского рока»). Однако произошло такое не сразу.

К. Никольский:
«Я довольно немного нот играл, но достаточно стильно это было, вот и всё. Что, собственно, и делаю сейчас тоже. В своей изысканной манере».

 «Воскресение» не попало в десятку лучших групп «Звуковой дорожки», в хит-парад вошла только песня «Поиграй со мной, гроза», которую Никольский три года назад записал с «Фестивалем» (вошла именно в его исполнении и указывалась как сольная). Кроме того, «В моей душе осадок зла» из-за схожести голоса слушатели приписывали Андрею Макаревичу. Песни «Воскресения» стали звучать из окон уже после того, как группа распалась, когда Романов и бывший гитарист «Аракса» Вадим Голутвин создали новую группу, впоследствии получившую название СВ.

Один из последних концертов «Воскресения» того периода полулегально состоялся 28 марта 1982 года в ДК МЕХТЕХа, то есть электромеханического техникума (рядом со станцией метро «Новослободская» в Москве).

Никольский вернулся в «Фестиваль», принял участие в записи маленькой пластинки ансамбля и в 1984 году окончил Гнесинское училище.
«Фестиваль» прекратил своё существование, потому что возник оркестр Максима Дунаевского. Никольский пел на концертах под акустическую гитару, в 1984-86 годах исполнял несколько своих песен в программе группы «Галактика». Там он познакомился с барабанщиком Виталием Бондарчуком, вместе с которым организовал в сентябре 1986-го группу «Зеркало мира». При записи первого (и единственного) магнитофонного альбома Бондарчук играл на клавишных и популярном тогда ритм-компьютере («драм-машине»); в записи, кроме него и Никольского, приняли участие бас-гитарист Игорь Яшуков и бэк-вокалист Аркадий Березовский. В альбом вошли как песни последних лет, так и песни из репертуара «Воскресения».

Вскоре Бондарчук, придавший альбому элементы электропопа, уходит, чтобы заняться сольными проектами, а затем становится клавишником группы «Рондо», которая выступала вместе с «Зеркалом мира» в одной программе. В скором времени появляется новый состав «Зеркала мира»: Константин Никольский – гитара, вокал; Аркадий Березовский – вокал; Виталий Зайков (экс-«Фестиваль») – бас-гитара; Алексей Маслов –  ударные. В дальнейшем Маслова сменил Андрей Родин, потом из группы «ЭВМ» пришёл Игорь Костиков.

В 1986 году возник ансамбль «Старая гвардия». В его состав вошли Александр Сикорский (руководитель), Константин Никольский (гитара), Валерий Гилюта (гитара), Алексей Шачнев (бас) и Алексей Сикорский (ударные).

В 1987 году Никольский в числе прочих исполнителей записал голос и снялся в клипе на песню Криса Кельми «Замыкая круг». Однако с точки зрения 1980-х годов в СССР клипом это выступление назвать сложно. Кельми собрал 28 музыкантов самых разных направлений от рока до поп-музыки. В том же году вышел и альбом «Рок-ателье» «Замыкая круг», где была песня Кельми на стихи Никольского «Слушай ночь».

18 февраля 1989 года в Москве в спортивном зале «Дружба» в Лужниках прошёл концерт «10 лет группе Воскресение». Никольский выступал с составом: Михаил Шевцов (клавишные), Алексей Маслов (барабаны), Сергей Балакирев (бас-гитара), коллега Константина по Гнесинскому училищу, и Аркадий Березовский (звукооператор, вокал).
В конце мероприятия Романов, Никольский, Сапунов, Шевяков объединились и играли как в 1981-м.

К. Никольский:
«На Новый год с 1989-го на 1990-й занимал у соседки 500 рублей, чтобы что-то купить к столу. К счастью, почти сразу поступило предложение о концерте, я быстро отпел и отдал долг. Но помню этот смертельный страх: дочке 5 лет, и денег нет на еду. Мне 40 лет, и, видимо, надо приспосабливаться к другого рода деятельности, чтобы прокормить семью. Однако, к счастью, судьба распорядилась иначе…»

В 1990 году Никольский распускает «Зеркало мира» и начинает сольную карьеру. Он выпускает магнитофонный альбом; в записи приняли участие музыканты, с которыми Никольскому предстояло сотрудничать много лет, – последний клавишник «Зеркала мира», виртуоз электрооргана и фортепиано Михаил Шевцов, бас-гитарист и талантливый студийный звукорежиссёр Александр Кузьмичёв, барабанщик Игорь Костиков. Аркадий Березовский стал «поющим звукооператором». Фактически изменился только состав; Никольский по-прежнему исполнял свои песни с аккомпанирующей группой.

Через год была записана песня «Я бреду по бездорожью», давшая название альбому.
В 1992 году вышла виниловая пластинка, в 1994-м – компакт-диск.

В 1991 году на экранах транслировался клип «Гимн СССР» Игоря Угольникова, являвшийся заметным стёбом. Среди исполнителей: Игорь Угольников, Дмитрий Маликов, бит-квартет «Секрет» (без Максима Леонидова), группа «Несчастный случай», Константин Никольский, Александр Иванов, Сергей Минаев, Дмитрий Варшавский и другие.

Константин рассказывал: «Позвонил Угольников и совершенно интеллигентнейшим голосом говорит: «Константин, нам бы, понимаешь, нужно в клипе сыграть». Не то чтобы я там снялся. Чего я там сниматься буду? У них покрасивше ребята есть. Кабарэ-дуэт «Академия», например, там такой красивый парень. А там сыграть нужно было. Они просто до Клэптона не дозвонились, а следом сразу я. Нужно было что-нибудь в мягкой лирической манере, потому что Четвергов задвинул что-то под Гэри Мура, а я… под интеллигентов». Трек и видеоклип попали на альбом Угольникова «ОБА-НА!» 1996 года, лейбл «RDM».

В 1992 году состоялся первый релиз FeeLee Records – альбом «Воскресенье», для презентации которого в ДК Горбунова в Москве группа на один концерт воссоединилась в золотом составе Романов – Никольский – Сапунов – Шевяков.

В 1993 году был инициирован социальный проект «Песни для Тани М», призванный оказать помощь онкологически больным детям в Перми. Известные музыканты России бесплатно предоставили для сборника, появившегося в 1994 году, свои фонограммы. Константин Никольский – песню «От любви к любви». Несмотря на все сложности, когда сумма, вырученная с продажи дисков, оказалась небольшой, пермский Детский онкологический центр был построен.

В 1994 году фирма «ДЛ-ЛОТА» выпустила альбом «MCMXCIV» группы «Рок-Академия», где были две песни Константина: «Гроза» и «Вольный ветер», но пел их Сергей Шипилов, а Никольский играл на пластинке на ритм, лидер и акустической гитарах. Запись происходила в 1990 году на тон-студии «Мосфильм», сведением занимался бельгийский звукорежиссёр Жан-Марк Гёнс, а продюсером выступал Мишель Драшуссофф.

Тогда же была предпринята попытка восстановить «Воскресение» в «золотом составе» (Романов – Никольский – Сапунов – Шевяков).

12 марта 1994 года состоялось единственное выступление, а на следующий день Никольский и Романов провели в камерном зале Детского музыкального театра имени Н. И. Сац в Москве совместный акустический концерт, запись которого вышла потом на компакт-диске.

Об этом концерте Романов вспоминал: «К тому времени стало ясно, что вместе мы играть не будем больше никогда. Поэтому концерт в двух частях. Когда я понял, что выступление будет записываться на магнитофон, отступать было поздно, зал уже был полон. Впечатления за давностью стёрлись, осадок мутноватый. Всё было сказано и решено. Наверное, Константин Николаевич приглашал зрителей на концерты «Воскресения», не собираясь в них участвовать». Восстановление группы продолжилось без него.

А. Романов:
«В коллективе для работы надо, чтобы главным был кто-то один. Это удобнее. В случае коллегиального руководства это как бы неформальная группа, должно быть очень сбалансировано взаимодействие по ролям. Долго так не бывает. Потому что люди меняются, существует генезис личности. Очень долго никакой коллектив не в состоянии удержаться. Происходит какая-то текучка. Когда есть кто-то главный, вот, скажем, Константин Никольский или Питер Габриэль, уже неважно, кто играет на басу – Тони Левин или Саша Кузьмичёв. Кто-нибудь да будет играть на басу – была бы звезда. А когда равноправные коллеги, достаточно всё-таки просто хорошего отношения друг к другу. Оно устойчиво, это просто терпимость. Любят люди друг друга не за какие-то заслуги. Нам было просто интересно работать, когда были вместе. Но это была работа, хотя чистой воды самодеятельность. Я вообще не знаю: есть ли у него друзья, у Кости. У него очень много поклонников, но он очень сильно держит дистанцию с приятелями. Может быть, так и надо».

А. Сапунов:
«Разные системы координат у нас с Константином. Конкретнее ответить сложно, ибо начнёшь вдаваться в ненужные сейчас частности. Я, честно говоря, и думать не желаю о той ситуации. Разошлись в своё время – и слава Богу. Когда «Воскресение» в очередной раз собралось в 1994-м, меня Женька Маргулис замучил: «Давай, пой Костины песни, народу это надо…». Ну вот, я попел-потерпел тогда год и «завязал» с ними. Народу, наверное, надо, а я больше не могу. И, кстати, ничего, «Воскресение» и без них существует».

К. Никольский:
«Самое интересное, что между нами ничего не произошло. У нас была попытка возродиться в хорошем составе, но она ничем не кончилась. Ни скандала, ничего подобного не было. Единственное – я попросил «отцов-основателей» не петь в своих концертах мои песни. Потому что у меня был свой состав, и я с ним трудился. Эта история произошла году в 94-м. Ну, можно было исполнить мою просьбу? Но они продолжали их петь. Объясняли, что это для людей, публика просит. Я отвечал: ну скажите тогда людям, вот приедет Никольский и споёт, а в нашем репертуаре этих песен нет. Но, видимо, боязнь у них какая-то присутствовала, что если не исполнить песню «Музыкант» или, скажем, «Ночная птица», люди попросят вернуть деньги за билеты. Я, например, на просьбы сыграть песни «Кто виноват?» или «По дороге разочарований» всегда говорю, что их автор Алексей Романов и он их споёт, когда к вам приедет».

А. Романов:
«Косте удобно, чтобы он сам всё сочинил, аранжировки сделал, разложил вплоть до движений на барабанах. А остальные, мы то есть, хочешь или нет – играй, как сказали, потом притрётся. Буквально на первой же репетиции играем «Забытую песню несёт ветерок». Костя – Андрею Сапунову: «Что это у тебя на басу? Тут акцент должен быть». Андрей: «А мне вот в другом месте хочется акцент поставить». Костя брови поднял, замолчал, собрал свои «примочки» и ушёл. Мы с ним потом эту тему обсуждали. Он говорит: «Ну не могу я, вот вскипело говно, и всё». Такой характер у человека. Не могу сказать, что мы друзья. Но когда не заняты работой, всё душевно и замечательно. Когда он жил буквально через дорогу от меня, встречались часто. Переехал на «Академическую» – стали редко встречаться. Какой-то конфликт есть, но не между нами лично. Наверное, дело в «Воскресении», которое преследует и его, и меня. Нас на концертах просят сыграть «Ветерок», его – что-нибудь из «Воскресения». Это испытание, крест, с этим ничего не поделать.
Иногда все же возникала мысль: если Маргулиса заменить Никольским, как было в составе 1981-82 годов, и вернуть его песни? Но вряд ли это возможно – участники «Воскресения» испытывают к Никольскому неприязнь»

В сентябре 1995 года скрытый конфликт между составом «Воскресения» и Константином Никольским проявился в заявлении для прессы, в котором участники «Воскресения» возражали против использования им в своей pекламе названия группы, в то время как Никольский возражал против того, что его песни звучали на концертах «Воскресения».

«ДЛ-ЛОТА» издала ограниченным тиражом сингл «Коммерческий промах» (1995). 4 трека были записаны С. Шипиловым, К. Есиповым, К. Никольским, И. Кожиным. Диск является раритетом. Произведён во Франции.

В 1996 году Никольский выпустил диск «Один взгляд назад», состоящий из новых версий его старых песен. Почти все они входили в репертуар «Воскресения». Было только два исключения. Ранней песней «Птицы белые мои» открывался магнитофонный альбом «Зеркала мира», и с нею же (исполняя под акустическую гитару) Никольский в июне 1984-го дебютировал на телевидении. «Мой друг, художник и поэт», песня, которую многие считают лучшим произведением Никольского и которой он в последнее время обычно открывает свои концерты, была в 1978-м записана «Фестивалем» (её тогда спел Павел Богуш).

К. Никольский:
«Мелодию, кстати, потом Максим Дунаевский спёр для своей песни «Кленовый лист». Мы тогда вместе с ним работали в ансамбле «Фестиваль». Как-то в компании, естественно, выпившей, Дунаевский мне говорит: «Вот, сочинил новую песню». И поёт: «Кленовый лист, кленовый лист». А я говорю: «Постой, тут надо вот так играть». И показываю. А он мне: «Что это?» Я отвечаю: «Ну что же ты, это очень известное соло». А однажды Максим говорит мне: «Костя, у тебя такие песни замечательные, ты мог бы греметь на всю страну!» Я в ответ: «Да я и так гремлю потихонечку. Но, Максим, я –  человек из хорошей, но простой семьи, а ты сразу родился членом Союза композиторов. Стартовые условия разные, поэтому ты можешь писать что угодно, а я должен писать только хорошо».

В 1996 году был готов альбом группы «Адо» «Веди себя хорошо». Среди приглашённых музыкантов оказался и Константин Никольский, который записал соло в песне «Я тебя никому не отдам», но в первую версию альбома бельгийские издатели из MDC Records этот трек не включили, он был опубликован позднее, потому что через несколько лет весь материал частично пересвели в Москве для второго издания, появившегося в 2003 году.

В том же году вышло два издания группы «Аракс» – студийное «Old, But Gold!» с версиями песен «Один взгляд назад», «Когда поймёшь умом» и концертное «The best of Live 1981» (те же треки, но последний упомянутый назван «Из-под крана…»).

А. Морсин выпустил свой мюзикл «Снежная королева» (1996), на этот раз Константин Никольский был только соло-гитаристом в некоторых эпизодах («Видение», «Розовый сон», «Эпилог»).

В январе 2001 года в связи с 30-летием состоялся юбилейный концерт «Цветов» в ГЦКЗ «Россия» с участием музыкантов, работавших в группе в 1970 – 2000 гг., и друзей. Никольский, Слизунов и Александр Грецинин спели песню «Старый рояль». Также Константин сыграл на лидер-гитаре в композиции «Рано прощаться».

1 февраля 2001 года Никольскому исполнилось 50 лет. Юбиляр отыграл два аншлаговых концерта в ГЦКЗ «Россия». В числе гостей-участников были «Старая гвардия» Александра Сикорского, исполняющая только кавер-версии англоязычных песен (правда, Никольский и Сикорский спели дуэтом старую песню времён «Атлантов»), Юрий Лоза. Через месяц вышел двойной концертный альбом.

Никольский всегда очень сердился, когда в 1970-х годах его песни исполнялись вокалистами ВИА, в которых ему доводилось играть на гитаре. Именно поэтому однажды Константин решил поработать как следует над собой, чтобы свой материал исполнять самостоятельно и больше не пытаться никому объяснять, о чём он написал песню и почему её следует петь иначе.

Н. Пушкова:
«Для своих он достаточно открытый, а вот к чужим относится настороженно; не любит посторонних, старается не давать интервью, а если иногда какой-нибудь телепередаче удается пригласить его в эфир – потом он растерянно пожимает плечами и говорит, что «было неудобно отказаться, пришлось идти».

На одной пресс-конференции с Константином тот ругал певицу Натали за то, что та, на его взгляд, не очень достойно перепела «Птицы белые мои» (тогдашний продюсер Валерий Иванов рассказывал, что они у Никольского приобрели эту песню официально). Но Никольский жёстко реагировал – какой-то девчонке нечего трогать его творчество. На вопрос: «А как же Наталья Пушкова, которая спела две ваших песни?» Константин ответил: «Ей можно. Потому что это жена моего друга Кирилла Есипова из «Рок-Академии».

В 2004-м вышел сборник «Мне только снится жизнь моя», который открывали две новые записи, сделанные для готовящегося номерного альбома. Создавалось впечатление, что «главный меланхолик русского рока» уже давно живёт за счёт старых хитов, и надпись «новая песня» на обложке очередного «The Best» вызывает грустную улыбку. Композиции «Мне только снится жизнь моя» и «Облако» не показали другого Никольского. Но на новые аранжировки стоит обратить внимание. Хотя песни изменились незначительно, но благодаря чутким корректировкам зазвучали по-иному.

Ю. Лоза:
«Перед моим юбилейным концертом я пришёл на Первый и сказал, что неплохо было бы его показать (за мои деньги). Меня спросили о составе выступающих. Я сказал, что у меня будут Николай Трубач, Константин Никольский, Малежик… Естественно, на моем концерте не предполагалось ни Баскова, ни Киркорова, ни Пугачевой. Вот и ответили мне на телевидении, что концерт с незвездным составом они показывать не будут.
Несмотря на это, были изданы 2 CD и DVD под названием «Я умею мечтать». Композиция «Мятое лицо». Лоза объявил зрителям при выходе Никольского: «Петь отказался наотрез. Но, говорит, сыграю так, как никто не играл еще, честно. Послушаем». Импровизационные соло удались настолько, что под конец и после песни Юрий отметил: «Браво! Нет слов. Константин Никольский – самая умная гитара СНГ! Какой там Dire Straits! Никольский Константин!».

1-2 февраля 2006-го в ГКЦЗ «Россия» прошли концерты под названием «День рождения в лунном свете», посвящённые 55-летию Никольского. Были исполнены все песни, предназначенные для нового альбома, о чём Никольский сам объявил зрителям. Однако уже через несколько месяцев он оказался в больнице.

Проблемы со здоровьем, предынфарктное состояние на время прервали запись альбома, но в конце сентября 2007 года альбом «Иллюзии» вышел. Отказ от клавишных инструментов и участие в записи гитариста Игоря Кожина (товарищ бас-гитариста Кузьмичёва по металлическим группам «Раунд» и «Кардинал», затем игравший в «Лиге блюза», коллективах «Треф», «Torch») сделали звучание более жёстким. В «Иллюзии» вошли три песни с так и не вышедшего на компакт-диске альбома группы «Зеркало мира», известные по концертным дискам «Голос» и «Песня о песне», а также пять новых песен –  на стихи Фернандо Пессоа и самого Никольского. О единственной новой песне, где Никольским были написаны и музыка, и стихи («Утешь меня, судьба»), об её поэтическом уровне стоит сказать, что есть ещё порох в пороховницах. Новые песни по признанию самого автора в интервью газете «Известия» были написаны за три-четыре года до выхода альбома.

У Константина общечеловеческие идеи не стареют, а русский лиризм сочетается с западным подходом и исполнительским мастерством. Есть такой термин – evergreens, то есть нестареющие произведения. Можно смело сказать, что ими являются песни Никольского.

В 2007 году студия «Союз» издала сборник Константина Никольского «Антология». Он примечателен тем, что к альбомам «Я бреду по бездорожью…» и «Один взгляд назад» добавлены бонус-треки с концерта 2 февраля 2006 года в ГКЗ «Россия».
 
К. Никольский:
«По СТС сериал «Тридцатилетние», и мне звонили с предложением использовать в нём песню «Мой друг, художник и поэт». По мнению звонивших, я, наверное, должен был подпрыгнуть с дивана до потолка от счастья. Но произошло обратное. Во-первых, песню, которую сейчас можно услышать только на пластинках или на моих концертах, ежедневно в течение длительного времени крутили бы по телевизору и измочалили бы вдрызг. Во-вторых, была предложена какая-то смехотворная сумма (пусть все знают, ничего страшного) – тысяча долларов. За песню уже записанную, давно известную, для раскрутки которой не требуется ничего. Просто ставь в эфир – и всё. И за это, Константин, мы вам с нашего барского плеча даем тысячу долларов. Я спросил: «Сколько серий в сериале?». Они ответили: «Шестьдесят восемь». Вот, говорю, по «штуке» за каждую серию – тогда берите, а так – нет. Пошутил, конечно, чтобы отстали. На самом деле я просто не хотел отдавать свою песню в сериал».

Его друзья шутят: если бы Костя получал хотя бы по копейке за каждую песню, то давно бы уже стал миллионером.

Сейчас Константин Никольский даёт акустические концерты, а иногда выступает совместно с блюз-роковым гитаристом Леваном Ломидзе и его группой Blues Cousins. Не забывает также и старых друзей – например, Александра Сикорского и его «Старую гвардию», Алексея «Вайта» Белова и его группу «Удачное приобретение». Джемы с этими музыкантами пользуются неизменным успехом у московской публики.

На концерте во МХАТе имени Горького Никольский сказал, что у него есть желание выпустить «Детский альбом», состоящий из его юношеских песен. Туда могли бы войти «Ты хотел увидеть мир», «Россия» («Небо – купол синий, первый ливень по весне. Это ты, Россия, ты, Россия, снишься мне» – писал молодой Никольский, служивший в Киеве), «Спокойной ночи, дорогая миледи», «Летний дождь», «Я думал о многом и разном», «Воздушные замки», «Алёна», «Ты девчонка хорошенькая».

Возможен и новый альбом. В упоминавшемся выше интервью газете «Известия», опубликованном в сентябре 2007 года по случаю выхода «Иллюзий», Никольский сказал: «Я вот за прошлую неделю написал сразу три песни. У меня есть ещё какое-то количество незаписанных вещей, созданных в последние годы. Получается в сумме штук десять. Можно составить ещё один альбом, и старых композиций в нём уже точно не будет».

Впрочем, в этом же интервью Никольский, отказавшись от приписанной ему фразы «Новые песни пишут те, у кого старые плохие», заметил: «Но я действительно никогда не спешил, не стремился успеть за модой, не ставил задачи, что вот сейчас надо обязательно записать пластинку. Плохо делать не надо. Лучше посидеть, подумать, добросовестнее отнестись к предмету и затем уж предлагать материал слушателям. А то, знаешь, бывает так: музыканты выпускают что-то, чтобы слушали другие, а сами свою пластинку никогда не поставят. А я иногда и сам хочу своё послушать…».

Действительно, вряд ли можно найти ещё одного автора-исполнителя, у которого так мало записанных или хотя бы исполненных на концертах песен.

К. Никольский:
«Нет, слава Богу, никакого бизнеса у меня нет. Я говорю «слава Богу» потому, что, если придётся заниматься чем-то ещё, я скорее пойду доски строгать. Кстати, я сам делал гитары. Я двенадцать лет играл на гитаре, которую сделал сам. Я рисую гитары различной формы, потом их делаю. Правда, между появлением рисунка и самой гитары проходит лет пять-семь».

Своим любимым гитаристом Никольский назвал Гэри Мура (телеинтервью программе «Утро»). Влияние ирландской гитарной школы (первый гитарист «Thin Lizzy» Эрик Белл, Гэри Мур и другие) особенно проявилось в песнях «Я сам из тех…», «Ночная птица», «Цветок у окна». Этим влиянием творчество Никольского как гитариста, конечно, не ограничивается. В песне «От любви к любви» (альбом «Я бреду по бездорожью») соло записано при помощи двух наложений. В одной из партий нетрудно уловить сильное сходство с Марком Нопфлером, которое, впрочем, перекрывается другой партией.

Признание Никольского в упомянутом выше телеинтервью, что он, как ни странно, всегда спокойно относился к Ричи Блэкмору, показывает, что в мастерстве гитариста (и явно в музыке, поэзии) для него важнее техники душевность, энергетика, экспрессия, драйв. Также Константину нравятся Robben Ford, Jethro Tull, Эрик Клэптон, Джордж Харрисон, Би Би Кинг.

А. Бурлака:
«Его очень личные, порой проникнутые трагическим мироощущением песни… являются прекрасным примером союза мелодии и поэтического слова».

К. Никольский:
«Песня «Прошедший день» написана по своей же фотографии. Я выступал в 80-е годы в театре эстрады, один, садился на спинку стула – дико неудобно, и пел. При этом у меня было такое страдальческое лицо, мол, себе верю, и публика тоже. И вот смотрю на эту фотографию — человек с гитарой. О чём, думаю, он поёт?»

Спи, душа моя. Там долго не хватало чего-то… Кстати, эту песню не крутят по радио вредные дядьки и тётки, все эти ведущие программ. Они все время спрашивают у меня чего-нибудь новенького. Я им говорю: «Да возьмите мои старые альбомы, там полно песен, неизвестных вам!»

 «Я сам из тех» – эту песню, как признался композитор, он написал в совершенно особенном состоянии. «Никому такого не пожелаю. Жить не хотелось – это слабо сказано. Долго мучился, а потом написал песню – и всё прошло».  /«Комсомольская правда», 25.11.2009/.

20 ноября 2010 года в Перми Константин уточнил: в будущую пластинку войдёт песня «Я уйду» («Вечерняя дорога»), написанная в период 1983-84 гг. 5 декабря 2010 года на упоминавшемся концерте в Оренбурге Никольский заявил о готовности выпустить в следующем году свой четвёртый альбом, а также, что уже готов материал для пятого. 10 декабря 2010 года в Череповце музыкант рассказал, что новые песни будут, прежде всего, про любовь, потому что с годами это чувство стало для него отдельным от всех остальных.

3 февраля 2011 года, в связи с 60-летием, состоялся юбилейный вечер Константина Никольского «От любви к любви» в Московском международном Доме музыки. Были исполнены хиты, композиции c альбома «Иллюзии», а также неизвестные, никогда не исполнявшиеся на концертах песни.

Многие концерты в последнее время Никольский даёт в форме творческого вечера. Этот единственный в своём роде артист далёк от рекламной суеты, не появляется на музыкальных тусовках и фестивалях, что, однако, не мешает ему собирать на своих выступлениях полные залы в разных городах России.

13 октября 2011 года в Северодвинске по поводу выпуска нового альбома Никольский дал понять, что когда содержание созреет, тогда будет альбом. Песни для нового альбома есть, в том числе очень старые, написанные году в 85-м, но неизвестные. К этому стоит прибавить два новых инструментальных произведения для классической гитары.

10 декабря 2011 года в Донецке на вопрос – к какому жанру сам Константин причисляет свои песни, он ответил: «На мой взгляд, этот жанр так и называется – Константин Никольский». Из ответов певца также стало известно, что он не является поклонником футбола, романтичен, аполитичен и обладает тонким чувством юмора. С теплотой отзывался Никольский о музыканте Гэри Муре и даже сыграл инструментальную пьесу этого знаменитого гитариста.

В июне 2012 года, на концерте в самарской филармонии, Никольский прокомментировал 50-летие Виктора Цоя: «Знаком с ним не был. А к его творчеству отношусь не очень хорошо, потому что музыкального в нем ничего не вижу. По-другому воспитан – я не виноват». – Когда же наконец мы увидим вас на «Грушинском фестивале»? – спросила самарская поклонница. – Никогда, – ответил Никольский. – Ведь «Грушинский фестиваль» – это место, где собираются барды? Так ведь? Когда-то давно, в 1972-м году я работал на ТВ в отделе звукооператоров. Как и везде, в то время там была самодеятельность, клуб студенческой песни. И вот однажды на каком-то очередном выезде на природу я тоже у костра сыграл в кругу членов КСП под гитару одну из своих песен. Кстати, до сих пор её исполняю на концертах. На что мне сказали: «Иди домой уже!» И я пошёл. В продолжении темы музыкант взял два простейших аккорда и признался, что сейчас на этом далеко не уедешь. Обвинил современных бардов в том, что они на «голубом глазу» компилируют Окуджаву и Визбора и ничего нового не поют. – Да во всех жанрах сейчас беда, – махнул рукой Никольский. – У нас – Стас Михайлов. Всё! Хана настала! На фестивале «Рок над Волгой» таких соло-гитар не было, правда ведь? Я представляю исчезающий вид. Сейчас никто не хочет учиться ни на чём играть. Все хотят включить одну кнопочку и прыгать по сцене.

24 ноября 2012 года с успехом выступил вместе со своей 27-летней дочерью Юлией на XI фестивале «Дискотека 80-х» Rock&Dance в спортивном комплексе «Олимпийский» в Москве. Константин отметил: «Я продолжаю выступать, ездить по концертам. А с дочкой мне очень нравится выступать. У нас с ней очень хорошо звучат голоса, поэтому она вторым голосом очень хорошо справляется. Я очень рад, что она поёт вместе со мной и хочу, чтобы она продолжила петь. Моя музыка, конечно, не для дискотек, хотя её постоянно поют на разных танцах».

В 2013 году прекратилось сотрудничество с Игорем Кожиным.

В 2014 году, в связи с событиями на Украине, концерты в Киеве и Харькове были отменены.

22 марта 2015 года на шоу Владимира Матецкого «Встреча с Константином Никольским» на радио «Маяк» музыкант исполнил «живьём» только две песни – «Прошедший день» и «Птицы белые мои», сказав, что занимается сочинением инструменталов, сыграл их вместо хитов, негативно отозвался об Интернете и социальных сетях.

На концертах Никольский играет на электроакустической гитаре «Gibson Chet Atkins SST» с нейлоновыми струнами. В последнее время стал отрицательно относиться к фото и видеосъёмке из зрительного зала.

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ)


* * *


CD 1. «ОДИН ВЗГЛЯД НАЗАД»

1. Музыкант
2. Один взгляд назад
3. Ночная птица
4. Мой друг – художник и поэт
5. Птицы белые мои
6. Зеркало мира
7. Я сам из тех…
8. От любви к любви
9. Воскресение
10. Без цели и без расчёта
11. Растаяла дымка сквозная
12. Прошедший день
13. Ещё не сгустились тени
14. Спи, душа моя
15. Intro
16. Не уходи, мой друг

Записи 1991-96 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/O5bFg6e8siqYK
 
Размер архива: 145,2 МБ
Качество: МР 3 (256 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 46 сек.

* * *

CD 2. «…МЕЖ БУДУЩИМ И ПРОШЛЫМ»

1. Я бреду по бездорожью
2. Пред чертой меж будущим и прошлым /с гр. «Зеркало мира», 1986/
3. Опять до времени отложены дела /с гр. «Зеркало мира», 1986/
4. Куда суждено придти (Без цели и без расчёта) /с гр. «Зеркало мира», 1986/
5. Куда влечёт меня слепое счастье... (Облако) /с гр. «Зеркало мира», 1986/
6. Зеркало мира /с гр. «Зеркало мира», 1986/
7. Моё воскресение /с гр. «Зеркало мира», 1986/
8. За густой пеленой /с гр. «Зеркало мира», 1986/
9. В моей душе осадок зла
10. Иллюзии
11. Песня о песне
12. Пред чертой…
13. Только там
14. Цветок у окна
15. Мне только снится жизнь моя
16. В тишине заката
17. До свиданья, милый друг /с анс. «Фестиваль», 1978/
18. Утешь меня, судьба

Записи 1978, 1986, 1991, 1996, 2006-07 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/uTbajL05smvyS
 
Размер архива: 109,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 54 сек.