Это, Россия, нужно живым!

Лев Постолов
ЭТО, РОССИЯ, НУЖНО ЖИВЫМ!         
               
               27 июня 1941 года эскадрилья 128-гo авиаполка под командованием
 капитана Белецкого, в которую входило звено заместителя командира
 эскадрильи ст. лейтенанта Исаака Пресайзена, вылетела для  бомбардировки немецкой колонны танков и автомобилей с пехотой в район г. Радошковичи,  Беларуссия).
               Огнём немецких зениток в машине Пресайзена был пробит бензобак, и самолёт загорелся. Пламя сбить не удалось. Пресайзен принял решение пикировать на шоссе в гущу вражеской техники. В шлемофонах лётчиков эскадрильи прозвучал его приказ: «Пpыгайте!» Но экипаж самолёта отказался (или не смог) выполнить приказ командира. Самолёт с бомбами и топливом врезался в скопление вражеских танков,  автомобилей с пехотой, цистерн с горючим.
               Взрыв был колоссальный: движение на этом участке пpервалось на три дня!   
               Командир эскадрильи капитан Белецкий по возвращении на базу доложил командиру   полка о героической гибели экипажа Исаака Пресайзена.
               На следующий день к месту гибели И. Пресайзена вылетел зам. командира полка В. Сандалов. На основании его показаний, произведенной им аэрофотосъёмки, а такжe свидетельств участников этого боя было принято решение об оформлении представления о пpисвоении Исааку Пресайзену звания Героя Советского Союза.
                И наградной лист за подписями командира полка майора Чучева,
начальника штаба полка капитана Дробышева, командира 12-й авиадивизии
 полковника Н.Аладинского и командующего ВВС Западного фронта генерал-лейтенанта авиации С. Пирогова был отправлен в Москву.
               (В 1975 г. Герой Советского Союза генерал-майор В. Сандалов полностью подтвердил все события тех дней, доложенные им командованию дивизией).

              “Огненный таран", как окрестили этот подвиг журналисты, был замечательным материалом для пропагандистских органов.
            Но Исаак Зиновьевич Пресайзен по анкетным данным не совсем подходил на роль всенародного Героя, совершившего первый таран.
              В ГлавПУРе Красной Армии решили найти другого кандидата. Остановились на кандидатуре капитана Гастелло,  лётчика 207-го авивполка,  не вернувшегося с задания из   
того же района 26 июня 1941 года.
              26 июля, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Н.Ф. Гастелло звания Героя Советского Союза.
              Для подтверждения подвига были использованы данные аэрофотосъёмки последствий  тарана старшего лейтенанта Исаака Пресайзена ( сделанной зам. командира 128-го авиаполка В.Сандаловым 28-го июня 1941 года) .
             
              Представление о присвоении звания Героя Советского Союза Исааку Пресайзену хранится в его личном деле в Центральном архиве Министерства Обороны, но до сих пор не реализовано.
              В соответствии с лозунгом “Никто не забыт, ничто не забыто" Исааку Пресайзену должно быть присвоено это заслуженное им звание, так же как это звание было посмертно присвоено в 1996 г. однополчанину Николая Гастелло капитану Александру Маслову и экипажу его бомбардировщика  Балашову, Реутову и  Байскбаеву ( Указом о присвоении звания Герой России, подписанным Б.Н.Ельцыным) ) .


   
   "Никто не забыт и ничто не забыто" -
   То был лишь красивый девиз
   Правителей, правивших ложью открыто,
   В закон возводивших каприз.

    Они назначали кого-то в герои*,
    Кого-то же во враги
    И ржавчиной ложь разъедала устои
    Огромной могучей страны.

    Известно: на лжи далеко не уедешь. -
    Распалась страна на куски.
    Авгуров закончилась власть и итоги
    Настала пора подвести.

    Пора сделать вывод из прежнего сбоя,
    Чтоб путь предстоящий стране
    Опять не завёл бы в тупик за собою.
    Как в страшном навязчивом сне.

    Россия, исправь непременно ошибку
    И званье Героя посмертно присвой
    Пилоту Пресайзену, совершившему
    ПОДВИГ ОТЧАЯННЫЙ СВОЙ .

    Перетряхни личных дел страницы
    В архивах, стряхнув с них  пыль,
    И награди по достоинству павших
    Защитников всех твоих.

    Покуда войну пережившие
    Мы память о павших храним,
    Это нужно не мёртвым, -
    ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ.

      

* - см. нижеприведенное Приложение 1   - С.РАЙТЕР,"ОГНЕННЫЙ ТАРАН ПИЛОТА Исаака  ПРЕСАЙЗЕНА" и Приложение 2 - Post Skriptum : " СУДЬБА ПОДВИГА КАПИТАНА Александра МАСЛОВА И ЭКИПАЖА ЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА" .


Приложение 1 :

            С. РАЙТЕР.
               
                ОГНЕННЫЙ ТАРАН ПИЛОТА Исаака ПРЕСАЙЗЕНА.
       ( Герою - звание Героя, подвигу - имя того, кто его
                совершил ).               

        26 июня 1941 г. после бомбардировки немецкой колонны у г. Радошковичи (Беларусь) не вернулись на базу самолёты 207-го авиационного полка, пилотируемые капитанами Николаем Гастелло и Aлекcaндром Масловым. Никто из экипажей самолётов, участвовавших в полётах вместе с ними и возвратившихся на базу, не видел, где и как упали самолёты их товарищей. 27 июня 1941 года эскадрилья 128-гo авиаполка под командованием капитана Белецкого, в которую входило звено заместителя командира эскадрильи ст. лейтенанта Исаака Пресайзена, вылетела c тем же заданием в тот же район.
Огнём немецких зениток в машине Пресайзена был пробит бензобак, и самолёт загорелся. Пламя сбить не удалось. Пресайзен принял решение пикировать на шоссе в гущу вражеской техники. В шлемофонах лётчиков эскадрильи прозвучал его приказ: «Пpыгайте!» Но экипаж самолёта отказался (или не смог) выполнить приказ командира. Самолёт с бомбами и топливом врезался в скопление вражеских танков, автомобилей с пехотой, цистерн с горючим. Взрыв был колоссальный: движение на этом участке пpервалось на три дня! Командир эскадрильи капитан Белецкий по возвращении на базу доложил командиру полка о героической гибели экипажа Исаака Пресайзена.
На следующий день к месту гибели И. Пресайзена вылетел зам. командира полка В. Сандалов. На основании его показаний, произведенной им аэрофотосъёмки, а такжe свидетельств участников этого боя было принято решение об оформлении представления о пpисвоении Исааку Пресайзену звания Героя Советского Союза.
И наградной лист за подписями командира полка майора Чучева, начальника штаба полка капитана Дробышева, командира 12-й авиадивизии полковника Н. Аладинского и командующего ВВС Западного фронта генерал-лейтенанта авиации С. Пирогова был отправлен в Москву.
В 1975 г. Герой Советского Союза генерал-майор В. Сандалов полностью подтвердил все события тех дней, доложенные им командованию дивизией.
“Огненный таран", как окрестили этот подвиг журналисты, был замечательным материалом для пропагандистских органов. Но Исаак Зиновьевич Пресайзен по анкетным данным не совсем подходил на роль всенародного Героя, совершившего первый таран. В ГлавПУРе Красной Армии решили найти другого кандидата.
Остановились на кандидатуре капитана Гастелло, не вернувшегося с задания из того же района.
25 июля 1941 года командир и комиссар 207-го авиационного полка составили наградной лист на капитана Николая Францевича Гастелло, который подписал и командир корпуса дальнебомбардировочной авиации Н. Скрипко. Представление было утверждено командованием авиацией Западного фронта. И уже на следующий день, 26 июля, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Н.Ф. Гастелло звания Героя Советского Союза. Для подтверждения подвига были использованы данные аэрофотосъёмки последствий тарана Исаака Пресайзена.
После освобождения оккупированных территорий на них работали группы поисковиков экипажей сбитых советских самолётов. В лесах, озёрах и болотах Белоруссии, Украины, Смоленской, Брянской и других областей в своих самолётах остались лежать ненайденными и неперезахороннеными множество погибших советских лётчиков.
Но места гибели экипажей Гастелло, Macлoвa и Пресайзена были установлены точно: Пресайзена - в день гибели; Гастелло и Маслова - в 1944 году.
Произошло это так...
Несколько жителей деревни Мацки рассказали, что видели падение самолёта на окраине Мацковского болота и выпрыгнувшего с парашютом летчика, которого подъехавшие на автомашине немцы тотчас же увезли. Отчёт с опросами крестьян, номерами извлечённого из земли самолёта и его двигателей, найденными “вещдоками(личный медальон одного из лётчиков, документ другого, обрывки письма третьего), званиями погибших, определёнными по петлицам, был отправлен в Москву. Там установили тип самолёта, состав его экипажа в день вылета и идентифицировали троих его членов. Это был самолёт... Н. Гастелло.
Но среди тел погибших не оказалось тела командира - Героя Советского Союза капитана Н. Гастелло. Эти сведения были немедленно доложены высшему руководству страны и... упрятаны в архивной папке Гастелло: не могло быть даже и речи о компрометации героя.
Место падения другого советского самолёта около деревни Миговка сразу после войны местные власти объявили “местом гибели экипажа Н. Гастелло, установили на нём памятный знак, а у самой дороги - стелу. И пропавший без вести Николай Гастелло начал своё славное послевоенное шествие по стране.
К 10-летию подвига руководство Белоруссии решило торжественно перезахоронить экипаж. В мае 1951 г. в Радошковичи прибыла компетентная делегация. Могила была вскрыта, откопаны и части самолёта. Был найден медальон с документом на имя Григория Реутова, записаны номер самолёта и номера двигателей. Отчёт о найденном был отправлен в Москву, а детали самолёта - в Минск. Из Москвы сразу же последовал приказ: прекратить дальнейшие поиски и огородить место падения самолёта. Расшифровка полученных данных показала, что в “могиле Гастелло покоились останки... капитана Маслова и его товарищей! Целый год размышляли власти. В 1952 году останки экипажа Маслова перенесли в сквер в центре Радошковичей, а затем из сквера - на кладбище. На скромном памятнике - фамилии членов экипажа Маслова (с шестью ошибками). А в сквере города Радошковичи установлен большой бронзовый бюст... капитана Гастелло. В 1976 году на месте гибели Маслова был установлен величественный памятник - 9-метровая стела... с бюстом Н. Гастелло сверху.
В 1958 г. друзья и родственники членов экипажа Н. Гастелло после долгих хлопот добились награждения членов экипажа орденами Отечественной войны 1-й степени.
В 1959 году журналисты В. Гапонов и В. Липатов разыскали в Москве авиамеханика Александра Николаевича Рыбакова, который готовил к последнему вылету машину Исаака Пресайзена. Рассказанные Рыбаковым сенсационные подробности легли в основу очерка “Подвиг", напечатанного осенью того же года в газете “Подолье" в городе Хмельницкий - на родине Пресайзена. Брат и сын Пресайзена нашли ещё несколько его сослуживцев и направили запрос в Центральный архив МО в Подольске. 5 февраля 1970 г. был получен ответ - копия представления к званию Героя Советского Союза заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Исаака Зиловича (Зиновьевича) Пресайзена.
Дмитрий Пресайзен попросил ответить, почему его отец не получил заслуженного им звания. Eму ответили, что Сталин, увидев в представлении на И. Пресайзена подпись командующего ВBC Западного фронта И. Копца, которого считал виновным в гибели самолётов в первые дни войны, отбросил наградной лист. Но подписи И. Копца на наградном листе Пресайзена не могло быть: генерал-майор И. Копец 23 июня 1941 года застрелился в своём кабинете в Минске.
К делу подключился писатель Cepгей Смирнов. Он добился того, что 9 мая 1981 года на месте совершения И. Пресайзеным и его экипажем подвига, в 45 км от Минска, у шоссе, недалеко от д. Рогово, был торжественно открыт мемориал. На нём выбито: “Повторившим 27 июня 1941 года у этого места бессмертный подвиг гастелловцев командиру самолёта ст. лейтенанту И. З. Пресайзену, механику воентехнику 2-го ранга П. Ф. Аникину, стрелку-радисту старшине А. В. Баранову Вечная слава героям!
В течение многих лет, с 1960 года, родные, друзья и однополчане Пресайзена безрезультатно пытались восстановить справедливость, добиться награждения героев.
То, что огненный таран совершил не Гастелло, установили на основании своих расследований К. Столяр (“Вечерний Минск) и Э. Поляновский (“Известия) в 1997 году. Самолёт Гастелло упал в нескольких километрах от шоссе, на краю болота. Командир самолёта спасся на парашюте и был взят в плен немцами.
То, что огненный таран совершил не Маслов, установил журналист К. Экономов (“Московский комсомолец, 2002 г.). Самолёт A. Маслова упал в 180 м от шоссе с вражеской техникой, в том месте, где сейчас стоит памятник Гастелло.
Друзья и родные А. Маслова собрали обширный материал, доказывающий, что именно он совершил первый огненный таран и отправили на имя Президента РФ ходатайство о присвоении А. Маслову и его экипажу звания Героев России. В 1996 г. Б. Ельцин подписал соответствующий Указ.
В фундаментальном справочнике (под ред. А. Е. Мельникова. 2003 г.) “Кто есть кто в российской авиации, сообщается:
Н. Гастелло. “26 июня 1941 г... пытался направить горящий ДБ-3Ф на расположение немецкой части в деревне Мацки, но не дотянул. Самолёт упал в лес.
A. Macлов. “26 июня 1941 г... пытался направить свой самолёт на колонну танков, но промахнулся.
И. З. Имени Пресайзена в этом справочнике нет. И в музее BВC России в г. Монино тоже нет. Но именно И. Пресайзен совершил 27 июня 1941 г. первый достигший цели огненный таран, и памятник ему и его товарищам поcтавлен на месте совершения подвига. Результат его тарана зафиксирован аэрофотосъёмкой и описан очевидцами. Его именем названа улица в его родном городе. В музеях г. Радошковичи и г. Минска есть стенды, посвящённые его подвигу.
Представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза хранится в его личном деле в Центральном архиве Министерства Обороны, но до сих пор не реализовано.
В соответствии с лозунгом “Никто не забыт, ничто не забыто может и должна восторжествовать справедливость, и Исаак Зиновьевич Пресайзен должен получить заслуженное им звание.

                3 декабря 2011 года. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

            Post Skriptum :

                СУДЬБА ПОДВИГА КАПИТАНА Александра МАСЛОВА
                И ЭКИПАЖА ЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА.                .

          

                Горькая правда о Гастелло...
   
                (Газета "Московский комсомолец", 2001 г.).

   ( Данный текст не может претендовать на историческую достоверность!)(Примечание  использованной сайтом публикации http://dolgoprud.org/doc/?book=18&page=524 с которого приводитый текст скопировн  ).
   
Постараемся восстановить хронологию того дня, когда Николай Гастелло вошел в бессмертие, - 26 июня 1941 г. На четвертый день войны немецкие танки Гота и Гудериана продвигались по Белоруссии со скоростью 100 км в сутки. А уже 29 июня 3-я, 4-я, 10-я и 13-я армии Юго-Западного фронта Красной Армии были окружены.

Перед нашими войсками стояла задача хоть как-то, любой ценой остановить врага. 26 июня с аэродрома Боровское под Смоленском поднялись три советских бомбардировщика ДБ-3 "Ф". Они должны были отбомбиться в районе шоссе Радошковичи-Молодечно, где наблюдалось большое скопление немецких танков.

Пилотами этих самолетов, по донесению командования, были капитаны: Николай Гастелло, Александр Маслов и ст. лейтенант Федор Воробьев.

Жители поселка видели, как около 12.00 26 июня немецкую колонну благополучно атаковали три "сталинских сокола". Самолет ст. лейтенанта Воробьева, сбросив бомбы, развернулся и ушел к своим - за линию фронта. Два других бомбардировщика уже после выполнения боевой задачи, т.е. по дороге "домой", были подбиты немецкими зенитками.

Один из них (горящий, со шлейфом густого дыма) "ушел в неизвестном направлении". Так свидетельствуют донесения 207-го авиаполка 42-й авиадивизии и местные жители. А второй, также горящий, сделал разворот, дотянул до вражеской колонны и спикировал в самую гущу немецких танков... Федор Воробьев, который вернулся на аэродром в Брянск (т.к. наши войска отступали, то 207-й авиаполк в тот же день, 26 июня, перебазировался в Брянск), тогда же в рапорте указал; он и штурман лейтенант Рыбас видели, что бесстрашный самолет, совершивший огненный таран, вел капитан Гастелло.

   "26 июня 1941 г. беспримерный героический подвиг совершил капитан Николай Гастелло, который свой подбитый самолет направил на колонну вражеских танков и цистерн. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва самолета отважного летчика".

   (История СССР. М.: Высшая школа, 1978. Стр. 241)

   "Всей стране в начале войны стал известен бессмертный подвиг летчика коммуниста Н.Ф. Гастелло. От вражеского снаряда самолет загорелся. Сбить пламя не удалось. Героический экипаж направил горящий бомбардировщик на колонну вражеских машин".

   (История КПСС. М.: Политиздат, 1970. Т. 5, кн. 1,стр. 147)

Тут все совершенно ясно. И в трех соснах, то есть в трех самолетах, не заблудишься. Правда, долгое время считалось, что Гастелло - летчик-истребитель, даже марки, выпущенные в его честь, изображали отважного пилота на фоне истребителя. Почему же Героя присвоили только ему, ведь в бомбардировщике экипаж - 4 человека?! Но вернемся к тем событиям.

Один бомбардировщик успешно вернулся на свою базу и продолжал громить фашистов. (Лейтенант Рыбас впоследствии пропадет без вести, а ст. лейтенант Воробьев погибнет в ноябре 1941 г.) Командир второго, Николай Гастелло, совершил беспримерный подвиг- первым в истории войны пошел на таран и стал Героем Советского. Союза. О нем и сейчас слагаются стихи, поются песни, на его подвиге воспитывалась и воспитывается молодежь.

Тайна, покрытая мраком, долгие годы окутывала судьбу экипажа третьего советского бомбардировщика, который 26 июня вместе с Гастелло и Воробьевым улетел бомбить немецкую технику. И который вел пилот, капитан Александр Маслов, призванный в Красную Армию из подмосковной Коломны.

С ним получалось так. Самолет был подбит немецкими зенитками и загорелся в воздухе. Но у Маслова не хватило духа развернуть бомбардировщик на вражеские позиции. И повторить подвиг своего боевого товарища Николая Гастелло. Самолет Маслова "ушел в неизвестном направлении". Только в мае 42-го родственникам Маслова в Коломну, а также родственникам членов его экипажа - штурмана лейтенанта Владимира Балашова, мл. сержанта стрелка-радиста Григория Реутова и мл. сержанта воздушного стрелка Бахтураза Бейскбаева - командование 207-го авиаполка отправило извещения, что их мужья (дети) "пропали без вести".

Формулировка эта вплоть до начала 90-х годов коммунистическими властями воспринималась как предательство и измена Родине. Действительно, где гарантия, что "пропавший без вести" солдат или офицер погиб смертью храбрых, а не сдался немцам в плен? Хуже того - мог пойти в полицаи или в армию Власова...

Когда жена капитана Маслова Софья Евграфовна в 1944 г. вернулась в Коломну, ее дочку Иру отказались принять в детский сад: было много детишек, чьи папы погибли на фронте. А ее отец еще неизвестно кто - может, и враг народа. Пенсию по потере кормильца семья Маслова также не получала. Соседи рассказывают, что от Софьи Евграфовны отвернулись даже родители ее мужа. Отец Маслова, бывший в военное и послевоенное время председателем коломенского колхоза "Проводник", отказал ей в помощи. Мама и капитанская дочка жили в большой нужде.

Софья Евграфовна часто плакала и жаловалась на судьбу. Ведь ее супруг и Николай Гастелло служили в одном авиаполку, были закадычными друзьями, она сама прекрасно знала и Колю, и его супругу Аню, дружили семьями. И вот один день все перевернул. Николай Гастелло стал Героем Союза, кумиром всех мальчишек и девчонок. А ее Саша превратился в изгоя, о котором не хотели слушать ни в коломенском райвоенкомате, ни в коломенском райкоме партии. Мало ли их - пропавших без вести защитников Родины? Сотни тысяч, а может, и миллионы...

Не знала тогда еще Софья Евграфовна, какую фантастическую метаморфозу уготовила судьба 26 июня 1941 г. участникам того легендарного вылета.

В 1951 г., по случаю 10-летия подвига Николая Гастелло (белоруса по национальности), братская республика решила увековечить память своего великого земляка, поставить ему в пос. Радошковичи памятник. И перезахоронить его останки вместе с членами экипажа (штурманом Скоробогатым, воздушным стрелком Бурденюком и стрелком-радистом Калининым) в братскую могилу в сквере Радошковичей. До 1951 г. Гастелло с экипажем покоились в том самом месте, где героически погибли, останавливая колонну немецких танков - в дер. Декшняны. Тогда, в 41-м в деревне уже хозяйничали немцы, останки экипажа ночью похоронили местные жители - наспех завернув их в парашюты. (Кстати, послевоенное расследование подвига показало, что советский бомбардировщик таранил не колонну танков, а немецкую зенитную батарею: он упал в 180 метрах от дороги, где шла техника. Но это, естественно, нисколько не умаляет самого подвига).

Всю процедуру по торжественному перезахоронению праха героев должен был проделать радошковичский райвоенком подполковник Котельников. 26 июня 1951 г. при огромном скоплении народа вскрыли старую братскую могилу...

В сохранившейся планшетке пилота, которую сразу открыл райвоенком, он обнаружил... документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова, А также чудом уцелевшие летные очки и расческу. Еще в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Мозг военкома работал четко. Получалось, что вражеские войска таранил не всенародный герой капитан Гастелло, а капитан Маслов и его экипаж. Не бомбардировщик Маслова "ушел в неизвестном направлении", как считалось до сих пор, а самолет Гастелло! Ведь ДБ-3 "Ф" ст. лейтенанта Воробьева в тот день благополучно вернулся на свой аэродром.

О найденных документах и о появившихся сомнениях подполковник Котельников на церемонии рассказывать не стал. "Отважный экипаж Гастелло" со всеми воинскими почестями торжественно перезахоронили в сквере пос. Радошковичи. А самому Николаю Гастелло открыли бронзовый памятник.

Но вечером того же дня под грифом "Секретно" подполковник отправил письмо в ЦК КП(б) Белоруссии. Видимо, он понимал, что обращение в Минобороны СССР никаких результатов не даст, там просто "похоронят" его письмо. В нарушение воинской этики Котельников о находках проинформировал ЦК: что делать? Вскоре оттуда (также под грифом "Секретно") за подписью зав. Административным отделом ЦК Перепелицына поступил ответ: обращайтесь в отдел по учету потерь Советской Армии.

Первая информация о подвиге Николая Гастелло в сводках Совинформбюро появилась 5 июля 1941 г. В те дни советские люди, как военные, так и гражданские, гибли тысячами и сотнями тысяч. Это был дефолт для Сталина и героической Красной Армии. Ведь считалось, что она "будет вести войну только на вражеской территории".

Партии и ее ленинскому Политбюро срочно требовались "маяки самопожертвования". Чтоб боец не просто погибал, а с улыбкой на устах, не просто падал, скошенный пулеметной очередью, а закрывая амбразуру своей грудью. Не просто был раздавлен немецким танком, а бросался под гусеницы со связкой гранат.

У немцев инструкция гласила: если твой танк подбит, ты должен принять меры к спасению экипажа. Наша - если танк загорелся, ты обязан превратить его в долговременную огневую точку. Только такой "массовый героизм" мог спасти отцов нации от позора и прекращал бы всякие разговоры о геноциде своего собственного народа.

Воздушный бой в районе пос. Радошковичи и беспримерный таран вражеских войск как нельзя лучше вписывались в ту сталинскую идеологию "маяков самопожертвования". Вот почему никто даже не стал разбираться - кто же на самом деле герой? Героем - и это истинная правда - была вся страна.

В коломенской квартире Эдуарда Васильевича Харитонова царит военный порядок. И все документы о подвиге его земляка Александра Маслова разложены "по полочкам". Эдуард Васильевич - майор ВВС в отставке. Делом этим вплотную занялся в 1990 году, когда стал помощником народного депутата СССР Владимира Стадника. И когда под давлением общественности Минобороны было вынуждено открыть если не все, то часть своих секретных архивов.

- Я убежден, - говорит Эдуард Васильевич, - что первый огненный таран совершил капитан Маслов. А капитан Гастелло - военный преступник. В том бою он выпрыгнул с парашютом. А это ст. 262 УК РСФСР: "Оставление погибающего военного корабля". Как пилот бомбардировщика Гастелло должен был сначала выбросить с парашютами экипаж. А потом уже прыгать сам...

В Центральном военном архиве Минобороны, что в Подольске, в 1996 г. Эдуард Васильевич обнаружил список "Безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г." (серия "Б", N138). Подписан он помощником начальника отдела строевой части старшиной Боковым.

В списке значится экипаж Гастелло: сам капитан, а также Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и Алексей Калинин. В графе "примечания" сказано, что "один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолета, кто - неизвестно".

Это, заметим, документ командования. А почему Эдуард Харитонов решил, что "десантировался" сам Николай Гастелло, мы поговорим позже.

Еще один момент. Какое-то время у памятника Гастелло была братская могила. Сообщалось, что здесь (т.е. там) похоронен сам Гастелло, и назывались фамилии экипажа. Только фамилии эти были - Маслов, Балашов, Реутов, Бейскбаев. Ни одной из экипажа Гастелло там не значилось!

Когда Харитонов в 1991 г. поехал в Радошковичи, эту самую братскую могилу перенесли уже в другое место (перезахоронив во второй раз!) - в еще более братскую могилу, где захоронено много советских солдат и офицеров, не имевших никакого отношения к авиации. И где вообще трудно найти какие-то "концы".

- Подвигом Маслова начал заниматься еще мой отец - опытный юрист, народный следователь Коломенской райпрокуратуры, - вспоминает Харитонов. - Это к нему в 1961 г. обратилась Софья Евграфовна с просьбой помочь восстановить честное имя ее мужа...

Как в условиях глухой секретности Маслова узнала о последних минутах жизни супруга? Не могли же коммунисты ей все рассказать и попросить прощения за "причиненные неудобства"!

После того как радошковичский райвоенком получил "добро" из ЦК Белоруссии на выяснение сведений о погибшем экипаже, он навел справки о капитане Маслове. И проинформировал обо всем своего коллегу - коломенского райвоенкома полковника Гладкого.

В 52-м коломенский райвоенком встретился с Софьей Евграфовной. Та, услышав рассказ, была в шоке. Именно ее муж совершил поступок, который приписывают Николаю Гастелло! В 1952 г. она написала ходатайство в Верховный Совет СССР. В котором просила:

- восстановить ее семью в гражданских правах;

- присвоить ее мужу звание Героя Советского Союза, поскольку он (и его экипаж) совершил беспримерный подвиг, а не капитан Гастелло.

Работает комиссия, Софье Евграфовне предъявляют "вещдоки": планшетку, очки и расческу капитана Маслова, которые она тут же узнает. 22 ноября (в день рождения Александра Маслова) из Минобороны приходит официальная справка: "Считать капитана Маслова не пропавшим без вести, а погибшим при выполнении боевого задания 26.06.41 г.". А днем позже в ее коломенскую коммунальную квартиру является чекист: "Еще раз вякнешь о своем муже - пожалеешь!".

Софья Евграфовна молчала ровно 10 лет.

Когда страна широко отмечала уже 20-летие подвига Николая Гастелло, она обратилась к следователю Василию Ивановичу Харитонову. Чтобы он составил юридически грамотное прошение в Верховный Совет СССР.

Что бросалось в глаза исследователям? Например, почему Николаю Гастелло дали Героя Советского Союза, а трех членов его экипажа не наградили даже медалями "За отвагу"? Ведь погибли-то они вместе! И погибли как герои!

Вызывает вопросы сам Указ о присвоении капитану Гастелло звания Героя. Калининым он подписан 26 июля 1941 г. А представление на присвоение этого звания командир 207-го авиаполка капитан Лобанов составил... 25 июля 1941 г. Получается, что "всенародный староста" дедушка Калинин стоял за плечами капитана.

Но нет, он сидел в Кремле, а капитан вел тяжелые кровопролитные бои с фашистскими захватчиками в объятой огнем Белоруссии. Кстати, через два дня, 27 июля, 207-й авиаполк прекратит свое существование, в нем не останется ни одного самолета...

Это представление должно было добираться до Москвы минимум неделю! Да месяц лежать в канцелярии.

С чьих слов "авторство" тарана было приписано Николаю Гастелло? Крестьяне, свидетели того боя, не могли знать, кто пилотирует самолеты. Да, они видели три бомбардировщика. Видели, как один из них, отбомбившись, ушел к своим, другой, горящий, - "в неизвестном направлении", а третий, также подбитый, - совершил беспримерное пике. Но кто есть кто в экипажах, 26 июня 1941 г. они не знали и знать не могли.

В наградном листе на капитана Гастелло, в частности, говорится: "По наблюдению ст. лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса они видели..." Но в пылу боя, под огнем зениток горящие самолеты легко перепутать - это раз. А во-вторых, вряд ли они могли что-то видеть. В военно-учетных карточках этих офицеров (кстати, основные документы на капитана Маслова 26.09.64 г. по акту N34651 в Центральном архиве МО СССР почему-то были уничтожены), которые Харитонов разыскал в архиве Минобороны, сообщается, что Рыбас и Воробьев служили в 96-м авиаполку. А Гастелло и Маслов - в 207-м. Не могли они подняться в воздух втроем! И уж не потому ли в наградном листе (от 25 июля) ссылаются на Воробьева и Рыбаса, что третий, настоящий экипаж к тому времени уже погиб?

Не исключено, что так и не установленный третий экипаж по возвращении на базу подвергся суровому допросу. Ведь два комэска погибли, а третий почему-то вернулся целым и невредимым. Может, под давлением третий экипаж вынужден был сказать, что находился в самом пекле боя. А раз так, то "и видел, и наблюдал..."?

Но абсолютно точно, бомбардировщиков было три. Авиатехник Бородин, 26 июня готовивший на аэродроме Боровское бомбардировщики к вылету, показал, что утром с аэродрома вместе вылетели Гастелло, Маслов "и кто-то еще", которого он не помнит. Эти воспоминания у Эдуарда Харитонова записаны на диктофон в 1991 г., когда он был в Радошковичах и встречался с Бородиным.
Кто и терзался над многими этими вопросами, только не жители пос. Радошковичи и дер. Декшняны. Ибо еще в июле 41-го группа крестьян пошла в лес, на Мацковские
 болота. В сторону того самого "неизвестного направления", куда ушел горящий советский бомбардировщик. И который, как полагали тогда, вел капитан Маслов.

Среди обломков самолета они обнаружили обгоревший труп, а в кармане гимнастерки - письмо на имя Скоробогатой: лейтенант Скоробогатый не успел отправить его своей жене. Был также найден солдатский медальон. Тщательная послевоенная экспертиза прочитала на нем инициалы: А.А.К. Он мог (и скорее всего принадлежал) стрелку-радисту Алексею Александровичу Калинину. И Скоробогатый, и Калинин - члены экипажа Гастелло.

Теперь уже совершенно очевидно, что вражескую колонну танков (точнее - зенитную батарею) таранил экипаж Александра Маслова, жителя подмосковной Коломны. А экипаж Николая Гастелло разбился в Мацковских болотах.

Редакция ни в коей мере не пытается, как говорится, бросить тень ни на Николая Францевича Гастелло, ни на членов его экипажа. Сам вылет дальнего бомбардировщика в первые дни войны без прикрытия истребителей был настоящим подвигом. Независимо от того, признавала это Родина-мать или нет. Мы считаем все три экипажа, бомбившие в тот день скопления вражеских войск в районе шоссе Радошковичи-Молодечно, героями. Вечная им память.

Но важно установить истину. А ее знают все местные жители в этих краях. Просто говорить об этом запрещено: зачем поправлять историю, менять кумиров и героев? Вот книга "Они защищали Минск". Ее Харитонову в 1991 г. подарил директор музея Гастелло в Радошковичах Михаил Косяк. Что он пишет? "На добрую память в день 50-летия героической гибели командира 3-й эскадрильи 207-го авиаполка 42-й авиадивизии капитана А.С. Маслова в районе пос. Радошковичи".

Согласитесь, слова эти принадлежат будто директору музея Маслова, а не Гастелло. Да, в запасниках музея полно фотографий Александра Маслова, которые белорусское КГБ запрещает выставлять на всеобщее обозрение. Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы.

За десятилетие неустанного поиска, проб и ошибок энтузиасту Харитонову удалось: "наградить" Маслова и его экипаж (разумеется, посмертно) орденами Отечественной войны I степени. Это произошло аж в мае 1992 г. - спустя 51 год после совершения подвига.

Начиная свой тернистый путь к истине, Эдуард Васильевич ни в коей мере не помышлял "отменить" или развенчать подвиг Николая Гастелло: слишком высок был авторитет героя. Поэтому в обращениях писал так: "В одно время и в одном месте, в одном и том же воздушном бою экипаж бомбардировщика капитана Маслова предвосхитил подвиг Николая Гастелло..." Зная, что кривит душой, что получается два подвига вместо одного. А ведь, как ни крути, один горящий бомбардировщик рухнул на Мацковские болота, а не на вражеские войска.

Но такая формулировка устраивала очень многих - и прежде всего советский генералитет. Пусть лучше будет одним героем больше - чем вообще никакого героя.

Однажды Эдуард Васильевич даже был на волоске от победы. Из Президиума ВС СССР ответили: да, дескать, Маслов и его экипаж заслуживают всяческого уважения. Но присвоить им Героев не можем за давностью лет...

Но буквально через полгода после этого вышел указ о присвоении (посмертно) звания Героя Советского Союза лейтенанту Ибаррури - сыну известной испанской писательницы Долорес Ибаррури. Почему на лейтенанта Ибаррури "давность лет" не распространилась, а на капитана Маслова - распространилась?

Двойная мораль властей, полная закрытость тематики, невозможность ее свободного обсуждения сподвигли Харитонова к тому, что он решил идти до конца. Говорить всю правду, какой бы горькой она ни казалась.

Помогла перестройка. Будучи доверенным лицом Ельцина в Коломне, он лично знал Бориса Николаевича. И уже решил, что настал час сказать всю правду о 26 июня 1941 г.

Но целых шесть лет ему понадобилось на то, чтобы на стол Ельцина в Кремле лег проект указа о присвоении звания Героев России Маслову и его экипажу. Просить поддержки ездил к тогдашнему губернатору Нижегородской области Немцову (стрелок-радист Григорий Реутов был родом из Нижегородской области). 11 часов (!) просидел в приемной, и Немцов его так и не принял! Помогли тогдашние председатель Госдумы Иван Рыбкин, депутат Госдумы Калашников и его референт Гущин, которые каким-то образом и положили на стол Б.Н. проект указа.

Ельцин, демократ Ельцин, отказался подписывать тот указ, не решился "отменять" подвиг Гастелло. Пришлось пользоваться старым советским вариантом. Что "в одно время, в одном месте и в одном воздушном бою капитан Маслов предвосхитил подвиг капитана Гастелло". Так, в 1996 г. Маслов и его боевые товарищи - Балашов, Реутов, Байскбаев - посмертно стали Героями России. А стрелок Байскбаев еще и народным героем у себя в Казахстане.

Сейчас в Коломне есть улица имени Героя России капитана Маслова. Но жители Коломны о его подвиге, конечно, ничего не знают. И о том, что он явился реальным "прототипом" Николая Гастелло, - тоже.

Мэр Коломны обещал поставить памятник своему земляку. Но пока ему нет даже бюста в аллее Героев: Коломна - единственный город в России, где всем Героям-землякам установлены бронзовые скульптуры. Жена Маслова умерла в 1985 г., так и не дождавшись полной реабилитации мужа. А его дочь Ира (ей уже за 60) живет в Белоруссии, она и получала за отца Звезду Героя.

Въедливый и скрупулезный Харитонов не бросает своего расследования. Пытается проследить судьбу капитана Гастелло. Помните, мы говорили про парашютиста, который выпрыгнул из горящего самолета Гастелло? Кто им был: Калинин, Скоробогатый, Бурденюк или... сам Гастелло? Вот что рассказывает один из жителей деревни Мацки, которому в 1941 г. было 15 лет, и эта трагедия происходила на его глазах. Его фамилия, к сожалению, неизвестна, хотя сам рассказ записан на кинопленку:

- Я видел, как с левого крыла горящего бомбардировщика выпрыгнул парашютист. Он приземлился метрах в 300 от меня. И к нему на машине поехали немецкие солдаты. В деревню уже вошли немцы. Наш парашютист вскочил на ноги, но немцы дали автоматную очередь, и он снова упал. Но его не убили, а ранили. К машине он шел, немцы придерживали его за обе руки...

Заместитель командующего ВВС СССР генерал-полковник Решетников, начинавший войну младшим лейтенантом на бомбардировщиках типа ДБ-3 "Ф", вспоминает:

- У меня был случай, когда мой самолет подбили в воздухе, и он загорелся. Сначала я дождался, когда с парашютами выпрыгнут члены экипажа - нужно держать самолет на максимальной высоте. А потом уже катапультировался и сам. Стрелок-радист прыгает из верхнего люка, штурман - из нижнего. С крыла может прыгнуть только пилот...

Словом, велика вероятность, что Николай Гастелло попал в плен к немцам. Харитонов сделал запрос в посольство Германии. Просит ответить, кто из советских летчиков попал в плен 26 июня 1941 г. в районе поселка Радошковичи. Ответа пока не получил. Да и будет ли он? Известно, что пленных советских летчиков немцы расстреливали практически на месте...

Владимир ЧУПРИН, г. Коломна.
   
      МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ РАССЕКРЕТИЛО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
           ОГНЕННОГО ПОДВИГА КАПИТАНА ГАСТЕЛЛО.
   
        ( Телеканал "Звезда", 10.10.2015. www.tvzvezda.ru )

Очередной хрестоматийный подвиг времен Великой Отечественной войны - огненный таран Николая Гастелло - приходится доказывать вновь. Некоторые ставят под сомнение все, что доносилось из громкоговорителей «от Советского информбюро», о чем писали школьные учебники. Чтобы развеять последние сомнения, Минобороны РФ обнародовало уникальные документы.

Еще в начале 1990-х годов некоторые эксперты пытались присудить подвиг летчика Николая Гастелло другому человеку, а то и вовсе превратить его трагическую историю в «очередной миф» советской пропаганды. Возможно, документы из Центрального архива Министерства обороны наконец прекратят пересуды. В частности, ходатайство командира о присвоении Гастелло звания Героя Советского Союза и свидетельства очевидцев огненного тарана.

В четвертый день Великой Отечественной войны вражеские колонны выдвинулись в сторону Минска. Боевой вылет в район деревни Радошковичи совершило звено под командованием капитана Николая Гастелло. Летчики работали без прикрытия с земли или воздуха. Вернуться живым из этого боя опытному пилоту Николаю Гастелло не удалось: в его самолет попал снаряд. Летчик развернул охваченное огнем воздушное судно и направил его прямо в колонну вражеских танков. Старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас написали рапорты в штаб об увиденном подвиге. Из сводок штаба эта информация попадет в Советское информбюро.

Слава о подвиге летчика Гастелло разлетелась мгновенно. А уже через месяц газета «Правда» опубликовала указ Президиума Верховного Совета о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. В 1951 году было принято решение перезахоронить останки экипажа Николая Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героический подвиг совершил якобы не Гастелло.

Судьбы Гастелло и Маслова постоянно пересекались удивительным образом. Два близких друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания с разницей в несколько часов. Даже в книгу о безвозвратных потерях имена экипажей Гастелло и Маслова вписали рядом.

Историки уверены, эти совпадения неслучайны. В тот роковой день огненный таран совершили оба летчика. Тем, кому этих доказательств недостаточно, внук Гастелло готов раскрыть семейную тайну. В советское время трижды собирались комиссии, которые должны были установить истину в этой истории. Они сверяли документы из архивов и рассказы очевидцев, проводили дополнительные проверки, но каждый раз единогласно решали, что капитан Гастелло действительно совершил огненный таран и звания Героя Советского Союза достоин по праву.

-------------------------

            ПОСЛЕСЛОВИЕ Л.ПОСТОЛОВА.

    Дай Бог, чтобы и в случае с подвигом ст. лейтенанта Исаака Прессайзена и экипжа его бомбардировшика Пе-2 сраведливость так же восторжествовала, как она восторжествовала в случае с подвигом капитана Александра Маслова и его экипажа.
   
    Это пожелание относится в полной мере и к судьбе членов экипажа бомбардировщика капитана Николая Гастелло.

                10 июня 2016 года.


     3. - ЭТО БЫЛО "НЕ КСТАТИ" ТОГДА,
                А СЕГОДНЯ ?
          http://www.stihi.ru/2016/10/10/11835

 Рискуя головой, в пример бойцам своим,
 Комразведвзвода  из  16-ой дивизии литовской
 Взял лично и доставил в штаб ДВЕНАДЦАТЬ языков -
 Немецких офицеров в званиях различных.

 Тогда на фронте действовал указ
 За десять - взявшего
 К награде представлять
 ГЕРОЯ званием СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

 Нач.штаба так  и поступил тогда
 И рапорт по команде вверх подал.-
 И рапорт в самый Кремль попал,
 Но вот ГЕРОЕМ тот герой не стал. -

 Там  кто-то рапорт "сунуть под сукно" решил
 И присвоенье звания ГЕРОЮ "зарубил"
 Поскольку тот герой - Душанский Ноях, -
 Некстати так, - увы! - евреем был.

                28 января 2013 года.

  4. -  ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ РФ-МЕДАЛИ.
      http://www.stihi.ru/2016/10/10/11835

 Рамзан Кадыров и Ефентьев Алексей -
 Две стороны одной медали. -
 Кадыров звание РФ Героя сразу получил.
 А вот Ефентьеву за три раза* не дали.

-------------------------------------
* - Алексей Викторович ЕФЕНТЬЕВ, успешно выполнявший боевые задания
    в Афганистане, Азербайджане, Нагорном Карабахе,
    в Чечне и в Косово, трижды представлялся к награждению званием
    Героя России, но так и не удостоился этой награды.

      9 апреля 2013 года.