Лорина тодорова болгария поэзия обратной причиннос

Кедров-Челищев
Лорина Тодорова Болгария
Компьютер любви К.Кедрова-Челищева

ПОЭЗИЯ ОБРАТНОЙ ПРИЧИННОСТИ - Cause obverse,

ПОЭЗИЯ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ - Cause construit

Знакомство с поэзией Констнтина Кедрова -Челищева вызывает восхищение у его Читателей и почитателей. Возникает вопрос о месте творчества этого оригинального поэта-философа, скорее философа-поэта?! Что же необычайного в ПОЭЗИИ нашего русского современника? Думаю, что все!

Например, что представляют такие его интересные поэтические произведения как "ВЕНСКИЙ СТУЛ" или "ЗАМОК СТРЕКОЗ" , или "КОМПЬЮТОР ЛЮБВИ", или "ДИРИЖЕР ТИШИНЬІ"....Есть ли что-то общее с поэзией других Авторов с мировой известностью? или НЕТ НИЧЕГО?

"Когда мы говорим о поэзии, именно в ней характерной чертой является сильное присутствие Субъекта речи (поэта)... Поэтический текст предлагает аморфную и статическую картину объективного мира. Он организируется на базе модальной точки зрения говорящего Субъекта...В поэтическом тексте, который остается статическим, модальная точка зрения располагается вне поэтического мира...Поэтический текст коммуникирует с "сейчас-тут" = "ici- maintenant" самого Автора." (Христо Тодоров)

Предлагаю обратиться к самому любимому всеми произведению ( а и любимому и самим Автором) к "КОМПЬЮТОРУ ЛЮБВИ"

Уникальность К.Кедрова-Челищева в его неповторимости! неповторяемости! и с точки зрения лексики, и структурализации ( как процесс создания текста) и особенно "ЦЕЛИ" содержания. Это произведение можно было бы назвать : В поисках сущности Бытия / НЕ Бытия или "Быть" / "НЕ Быть" или "Быть" = "НЕ Быть"... Именно этот ПОИСК лирико-философского "Я" К.Кедрова-Челищева составляет "сюжет", скорее Предмет или Объект ПОИСКА... Что необходимо: противопоставлять рельное / виртуальное? или поставить между этими двумя фундаментальными понятиями знак РАВЕНСТВА?!

Известно, что в Европе основоположником антиромана официально считается Марсель Пруст. Почему? Потому что он ввел один стилистический приоем, обозначеным Жоржем Пуле "обратимость во времени" ( George Poulet, - " r;verb;ration dans le temps ) и читатель воспринимает события прошедшего времени, как будто они происходят в момент их восприятия, т.е. чтения текста... И это считалось "новшеством" в литературе - его знаменитый роман "В поисках утраченного времени" - " A la recherche du temps perdu".

Христо Тодоров дает объяснение общего и различного между прозаическим и поэтическим текстом. Согласно его позиции, создателя новой науки : "ОПЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА", мир одного романа закрытый и подобный текст не обращен ни к кому, а Читателем романа может быть любой, т.е. представитель любой эпохи. Именно из-за своей закрытости, прозаический текст позволяет быть подложенным на анализ как на уровне персонажей, так и на уровне самой интриги. Сказано иначе, прозаический текст не нуждается в экстралингвистическом контексте, - это речь В КОНТЕКСТЕ, поражденная на базе модальных отношений между персонажами."( Christo Todorov, Histoire de la litt;rature fran;aise XVIII - XX s.s., FABER, 1998, p. 154)

Однако поэтический текст организируется ВНЕ ТЕКСТА (Хр. Т), о чеч мы уже вспоминали тут выше. Возникает вопрос:

НА КАКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ОСНОВЕ ИНТЕГРИРУЕТСЯ "КОМПЬЮТР ЛЮБВИ"?

НАПРИМЕР:

"НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА

ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА

эти две строфы представляют одновременно два стилистических приема:

а) смена инцидентного ряда, когдо тема и рема меняются местами;

б) результативная метафоризация / результативная деметафоризация.

Вопрос: с чем это связано, т.е.чем продиктовано подобное построение?Это связано с появлением первой = начальной основной позицией человеческого идеогенезиса, от от которой начинает интегрироваться мысль, позиции идеи существования "Быть" и ее трансмодального варианта "казаться": "быть" экзистенциональное / "быть" трансмодальное= "казаться". Вся эта схема есть иллюстрация "мысли мыслящей" (термин Гюстава Гийома, см. тут в моем блоге ВЕЛИКОРОССА)

Если Марсель Пруст пытается совершить "прогулку туда и обратно" ( "all;e et retour", как говорят французы), то мысль К. Кедрова-Челищего успевает ПРОНИКАТЬ в ГЛУБИНУ бесконечного пространства и ВОЗВРАЩАТЬСЯ к "точечному" состоянию того же пространства. Вся схема этого действительно ПОЭТИЧЕСКОГО ШЕДЕВРА сводиться к:

необъятное -> точка точка -> необъятное

или

"казаться -> быть" "быть2 - > быть 3" локативная метафора ( Christo Todorov, La th;orie op;rative et la litt;rature fran;aise, FABER, 2003, p.p.276 - 285)

" НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА" -

предложенный выше пример, т.е. первую и вторую строфы текста мы поставили в один ряд, что нам дало возможность увидеть ПРИЧИНУ метафоризации и дематефоризации обеих строф - здесь близко друг до друга стоят повторяющиеся слова:"взгляд взгляд". Подобный стилистический прием Елизавета Артуровна Реферовская называет "прогрессивным движением мысли" ( = mouvement progressif de la pens;e. E.A. R;f;rovskaia. ESSAI de GRAMMAIRE FRAN;AISE COURS THEORIQUE. Leningrad 1973). Именно этот стилистический прием и способствует процессу метафоризации и деметафоризации.

Однако в самом тексте К.Кедрова повторенные два одинаковых слова имеют различную идеогенетическую позицию:" это высота ВЗГЛЯДА" - заканчивает первую строфу, а повторенное слово "ВЗГЛЯД" - начинает вторую строфу.

Вернемся к первой строфе:"НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА" - тут мы констатируем перевернутый порядок слов: вот исходящая (дискурсивная) позиция:" Высота взгляда - это небо", т.е. значение тут следующее: "Когда смотришь ВВЕРХ, видишь НЕБО"

Согласно концепции Христо Тодорова:" разница между поэтическим и повествовательным текстом состоит в том, что в повествовательном тексте специфичным временем является ПРОШЕДШЕЕ, а в поэтическом предоминирует НАСТОЯЩЕЕ время и оба типа текста организируются на базе модальных отношений между Субъектом речи и Объектом речи. В прозаическом тексте модальные отношения устанавливаются внутри самого сюжета, т.е. между Рассказчиком и Персонажами"..

В поэтическом тексте модальные отношения директные, аффективные и эмоциональные и именно по этой причине Автор К. Кедров-Челищев преднамеренно переварачивает порядок слов, чтобы концентрировать внимание Читателя на идее ЕДИНСТВА Неба и Человека. Эффект от подмены логического порядка слов с а-логическим получается НЕВЕРОЯТНЬІЙ. Авторская мысль как бы ориентируется от Общего Далекого Высокого пространства к Человеческим глазам (= источник визуальной перцепции) и "сужается". Так Огромное Небесне пространство превращается в "ТОЧЕЧНОЕ", Схематично, согласно оперативной ( = идеальной= мысловной ) лингвистики, этот троцесс можно представить так:

первая строфа интегрируется на базе перевернутых двух позиций человеческого идеогенезиса: "быть2" - > "быть 1", т.е. от "казаться" к "быть " экзестенциальному, чем и достигается высокая степень метафоризации первой строфы, т.е. Авторская "мысль мыслящая" ( "la pens;e pensante") организируется в ОБРАТНОМ направлении, вопреки всякой логики. Это так же как и у М. Пруста, только у французского автора в ОБРАТНОМ направлении организируется время..

"ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА" -

вторая строфа, где первое слово есть повторенное то же самое последнее слово первой строфы, - так достигается метафоризация последующего слова: "ВЗГЛЯД".

Мною уже указывалось выше тут на особенность стилистического эффекта двух близко находящихся слов. Например, тут слово "ВЗГЛЯД", будучи в позиции экзистенциального "быть", уже не реферирует к идее визуальной перцепции (=глаза) , а к идее ПОЗНАНИЯ, что и заставило Автора К.Кедрова-Челищего использовать словосочетание: " глубина НЕБА", т.е. тут речь идет процессе ментального ПРОЗРЕНИЯ, Вселенной с ЕЕ недоступностью, оперативной Частью которой является Человек.

Сам Константин Кедров-Челищев детерминирует подобный прием термином " ВЬІВОРАЧИВАНИЯ" во внутрь и наружу или " ИНСАЙДАУТ - АУТИНСАЙД".

Поэт-Философ имеет право объявить разработанный и использованный им метод-ТЕОРИЮ как Научное философско-литературное открытие, в основе которого заложена ЕГО ТЕОРИЯ О "МЕТАМЕТАФОРЕ".

С точки зрения оперативной лингвистики, теория МЕТАМЕТАФОРЬІ и прием "ВЬІВОРАЧИВАНИЯ" редуцируются к двум оперативным процессам параллельным с противоположным направлением: процесс АКТУАЛИЗАЦИИ от "быть" к -> "делать" и от "делать" ІІ к "быть" виртуальное - процесс ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ. Кстата на этом же приципе построены БОЖИИ ЗАПОВЕДИ (процесс АКТУАЛИЗАЦИИ) и БЛАЖЕНСТВА Иисуса ( прием ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ)

Однако подобные ментальныее "прогулки" возможны только на уровне: "язык пред- язык" (согласно Г.Гийому, см. публикацию в блоге) и, полученная нами выше идеогенетическая схема, реферирует именно к этим двум оперативным (ментальным ) этапам, более того: ВЕСЬ ТЕКСТ "КОМПЬЮТОРА ЛЮБВИ" построен по принципу смены двух , оперативно повторяющихся, этапов: "un avant - un apr;s" = предыдущий этап - этап последуюкщий." ( Guillaume, Gustave. Langage et science du langage; Paris, 1964).*

Весь поэтический текст Константина Кедрава-Члищева представляет мысловный процесс мысли мыслящей, креативную ( pens;e pensente), чем и объясняется отсутствие знаков препинания и появление - рождение НОВОЙ ФОРМЬІ ПОЭЗИИ, передающей ментальный этап :" язык" = Caus; construit. Это НОВЬІЙ ТИП ПОЭЗИИ!

Вопрос ?! Где расположить "ПОЭЗИЮ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ"?. ЭТО НОВЬІЙ ТИП ПОЭЗИИ, разработанно Константином Кедровым-Челищевым?! К которой известной Поэтической Школе отнести этот Новый тип? этот ШЕДЕВР Константина Кедрова Челищева?!

Так, например, Христо Тодоров считает, что каждый поэт имеет право на свою оригинальность = " car chaque po;te a son originalit;" ( стр, стр. 484 - 486)

Итак, мы можем с уверенностью заявить, что " КОМПЬЮТОР ЛЮБВИ" как и другие по этические произведения русского поэта-философа Константина Кедрова-Челищева представляют собой уникальную тенденцию Нвой философской сюрреалистической поэ зии ХХ - ХХІ в.в.

Русский философ-поэт создает уверенно свою индивидуальную поэзию, прозревая ( сам того не ведая) основные концепции Гюстава Гийома о ПСИХОМЕХАНИКЕ. Константин Кедров.-Челищев являетсь создателем ДВУХ НОВЬІХ типов ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТ:

1. ПОЭЗИЯ ОБРАТНОЙ ПРИЧИННОСТИ - Cause obverse, интегрирующейся только на этапе "пред-язык".

2. ПОЭЗИЯ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ - Cause construit, интегрирующейся на этапе " язык".

Ни в первом, ни во втором случае НЕТ ЦЕЛОСТНОГО ТЕКСТА со смыслом, т.к. содержание, его осмысление Автор выносит за пределы своих текстов, а, точнее Константин Кедров-Челищев создает свою стройную философскую концепцию - о "МЕТАКОДЕ" и МЕТАМЕТАФОРЕ".

Так, современная русская литература обогатилась новым литературным течением (ШКОЛОЙ) - НОВЬІМ СЮРРЕАЛИЗМОМ ; la Konstantin Kedrov-Tchelitchev.K