Медальки

Ольга Титенок
Памяти Панасюка
Константина Демьяновича

Встречая сегодня на парадах ветеранов Великой Войны, я вижу у них на груди ордена и медали – железные свидетельства железной воли к Победе.

В такие моменты я всегда вспоминаю детство и своего деда. Он не любил говорить о войне и никогда не носил свои медали. Однажды мы с братом, будучи ещё дошколятами, выпросили: «Деда, а можно нам поиграть с твоими медальками?» И он отдал.

До чего же это было интересно! Мы делали из одной «медальки» - много: покрывали сверху белым листом и заштриховывали карандашом это место, изображение медали появлялось на бумаге. Затем всё это вырезалось, прикреплялось на одежду и вместе с настоящими медалями должно было свидетельствовать уличной ребятне о наших «героических подвигах».

В процессе дележа брату досталась «серенькая медалька» - «ЗА ОТВАГУ», потому что на ней винтовка красивая, а мне, как девочке, «желтенькая» - «ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА». Ещё одну – «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ» - мы не смогли поделить (нравилась обоим) и носили по очереди. Укрываясь за сараем и на крыше гаража с самодельной винтовкой и автоматом в руках, мы нещадно «били фашиста», который «прятался» то за старой яблоней, то в погребе, а то и за соседским забором.

Папа недовольно ворчал: «Бать, зачем ты отдал детям награды – растеряют ведь!» На это дед только посмеивался: «Ничего, они им нужнее».

И действительно, «война» закончилась, деревянные винтовки отправились в сарай, а медальки… «Моя» сначала в мешочек и в шкатулку, потом в ящик стола, а потом и вовсе где-то потерялась. Брат «свою» спрятал отдельно, вскоре забыв, где именно.

…Ах, деда! Сегодня, зная истинную цену этих медалей, мне горько и стыдно за своё глупое детство. Ты был прав – нам они нужнее! Но не для того, чтобы баловаться и перерисовывать их, а для того, чтобы помнить, благодаря кому мы, внуки, играя в войну с деревянными автоматами, никогда не держали в руках настоящих. Нам осталось только не растерять память по такой же небрежности, с какой когда-то мы растеряли «медальки»…