Прикоснись к тайнам природы г. Мончегорск. Самоний

Поэты Прозаики Приднестровья
Филипьева Анна Николаевна, воспитатель,
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детского сада №18
общеразвивающего вида»
г.Мончегорска
21.04.2016


Конспект занятия-открытия по экологии с элементами ТРИЗ
«Прикоснись к тайнам природы»
(старшая группа)


Задачи:
; формировать знания детей о природе посредством игр экологического характера,
; создать условия для развития способности к начальным формам обобщения, умозаключения,
; воспитывать положительное отношение к окружающей природе.


Предварительная работа:
; беседы и наблюдения на прогулке,
; рассматривание иллюстраций с изображением растений, весенних изменений в природе,
; чтение художественной литературы о весенней природе, растениях,
; работа с загадками о травах, деревьях, цветах,
; игра-драматизация «Сказка-сон».


Материал:
; картинки с изображением птиц, деревьев, камней, насекомых, солнца, цветов, реки, зверей, песка,
рыб,
; полянка с цветами (ромашки, тюльпаны, белый силуэт подсолнуха),
; картинки с изображением последовательности выращивания цветка,
; силуэт поезда.


Ход занятия.
Дети заходят в зал здороваются с гостями.
Воспитатель. Ребята, мы с вами много беседовали о природе, рассматривали иллюстрации, читали
книги, а сегодня я предлагаю вам прикоснуться к тайнам природы. Хочу это занимательное дело
начать со стихотворения Михаила Пляцковского. Послушайте, как красиво поэт рассказывает о весне.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
а в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
вернулись птицы дружные.
На веточках воробышки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит настроение
У всех людей – весеннее!
-А у вас, ребята, весеннее настроение? (Ответы детей).
-Скажите, что происходит с природой весной? (Она оживает).
-А что значит, оживает? (Весеннее солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее. Снег
начинает таять, звенит весенняя капель, журчат ручьи, появляются проталины. На деревьях и
кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые.
Возвращаются перелетные птицы). Правильно. А почему говорят, что природа живая?
(Предположения детей). А это мы сейчас с вами выясним.
Игра «Мои друзья» – на столе разложены карточки с изображением природных объектов,
воспитатель предлагает ребятам выбрать те карточки, которые являются ответом на поставленный
вопрос.

1. Мои друзья – это то, что может цвести и размножаться.
Карточки – птицы, деревья, камни, насекомые, солнце, цветы, река, звери, песок, рыбы.
Воспитатель. Я открою вам маленькую тайну – другом, который может цвести, можно
выбрать реку, потому что она тоже иногда «цветет» – рассказ воспитателя, когда это
происходит.

2. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки.
Карточки – птицы, деревья, камни, насекомые, солнце, цветы, река, звери, песок, рыбы.
Воспитатель. А я знаю еще одну тайну природы – камни тоже могут издавать звуки –
проверим – мини-опыт (постучать камнем о камень, наполнить небольшие баночки мелкими
камушками, использовать как музыкальный инструмент – маракасы).

3. Мои друзья – это те, кто умеет дышать, и кому необходима вода.
Карточки – птицы, деревья, камни, насекомые, солнце, цветы, река, звери, песок, рыбы.
Воспитатель. Предлагает детям рассмотреть два цветка, один из которых долго не поливали –
обсудить с детьми, что произошло и как исправить, то, что случилось (дети поливают
цветок).

Вывод: вот мы с вами и выяснили, почему природу называют живой, потому что птицы, звери, рыбы
растения, насекомые умеют … (дышать, пить, цвести, размножаться, издавать звуки).
Воспитатель. Вот сколько тайн мы с вами открыли. Притомились немножко? А давайте поиграем с
вами, расслабимся.

Упражнение на расслабление «Цветок» - детям предлагается изобразить цветы.
Педагог сообщает, что давно не было дождя, и цветы завяли: сначала опустились головки, потом –
листочки, а потом согнулся весь стебелек до земли. (Дети показывают, как завяли цветы). Вдруг
закапал дождик, и цветы начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке).
Подул ветерок. (Дети поднимают руки над головой). Зашумели стебельки. (Покачивают руками).
Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз.)
Воспитатель. Ребята, вот мы и отдохнули, я приглашаю вас на весеннюю полянку. Там, наверное,
матушка Природа тоже приготовила для нас какую-нибудь тайну.
Хороводная игра «По солнышку», муз. Н.Преображенского.
По солнышку, по солнышку дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке я летнею порой. Дети идут по кругу
И любо мне, и весело, смотрю по сторонам,
Голубеньким и беленьким я радуюсь цветам.
Дети расходятся по всей группе, любуются
цветами
А из лесу далекого, куда и я иду,
Приветливо доносится: ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Дети двигаются по кругу, изображают
кукушечку

Дети приходят на поляну, где «растут» ромашки, тюльпаны, среди них подсолнух, вырезанный
из белой бумаги.
Воспитатель. А вот мы и полянка. Скажите, ребята, какие цветы выросли на поляне? (Ромашки и
тюльпаны).
Дети рассказывают стихотворения о цветах.
Мария Познанская
«Ромашка»
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Наталья Самоний
«Одуванчиковая Весна»
Одуванчик, солнечный цветок,
Улыбается медовою улыбкой -
Вновь весна ступила на порог
Разноцветьем, праздничной открыткой.
Разбросала золотом монет
Одуванчиков весёлые мордашки,
В их глазах струится счастья свет...
Одуванчики – весенние милашки!,
http://www.stihi.ru/2010/06/17/517

 Марина Блинникова
«Тюльпан»
Лишь пригрело солнце ярко,
но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
одевает наш тюльпан.

Воспитатель. Спасибо, ребята, очень красивые стихи. А я вот вижу какой-то непонятный цветок.
Вроде бы ромашка, но серединки желтой нет, лепестки немного похожи на васильковые, но не синие.
Что же это за цветок? (дети выдвигают гипотезы (предположения). Давайте будем выяснять,
раскрывать и эту тайну.

Игра «Поезд времени» – на мольберте расположен силуэт поезда, на паровоз воспитатель
прикрепляет белый цветок, а на вагончики дети по порядку прикрепляют картинки с изображением
последовательности выращивания цветка.
Вопросы:
- Ребята, чем сначала был цветок? (Сначала цветок был семечкой).
- Чтобы вырастить цветок, что нужно сделать? (Посадить семечку в землю).
- Для того, чтобы семечка начала прорастать, что мы будем делать? (Поливать семечку).
- Кроме воды, для роста, что необходимо семечке? (Нужен свет и тепло).
- Прошло несколько дней, семечко проросло, и появился…? (Появился росток).
- Чтобы росточек нежный, молоденький не завял, что будем делать? (Будем его поливать). Также
ему необходимы тепло и свет.
- А если молоденький росточек поставить под горячие солнечные лучи, что произойдёт? (Росток
завянет).
- Как вы думаете, чтобы этого не случилась, что мы должны сделать? (Притенить росток).
- Прошла неделя – появились крупные листочки, окреп стебель, появился бутон. Что нам
необходимо делать, чтобы бутон набрал силу и раскрылся? (Нужны полив, тепло, свет и
удобрения).
- Прошло еще несколько недель и вот наш цветок распустился. Ребята посмотрите внимательно, что
же это за цветок? (Это цветок Подсолнуха).
Дети сопоставляют цветок с белым силуэтом и делают вывод, о том, что на полянке притаился
подсолнух.
Воспитатель. Вот и ещё одну тайну мы с вами открыли, в этом нам помог Поезд времени. Скажите
ребята, интересно ли вам было раскрывать тайны природы? (Ответы детей). Посмотрите, ребята, у
меня есть конверт, в котором ещё одна тайна. В группе, откроете его и узнаете, что нужно делать,
чтобы природа поделилась с вами своей тайной. А теперь попрощаемся с гостями и пойдем на
прогулку.

ИСТОЧНИК:
http://dou18-monch.ucoz.ru/doks1/prikosnis_k_tajnam_prirody.pdf