Баллада о философе. Кьеркегор

Пероспера Де-Астро
Жил был на свете Сёрен Кьеркегор.
Философом славным он стал.
Желая он постичь жизни терпкий кагор
Вопросы он задавал:
"Где я и кто я?
И что мир такое?
Меня забросили сюда -
Зачем? хочу знать я!"

"От мира каждый отделим,
Не общества частица.
Я — личность, Я неповторим!-
Вот истины крупица.
Противен вере разум-
Его я свергну сразу!
Саморефлексией займусь,
Во всем я разберусь."

Сидел однажды на скамье
И размышлял о мире,
И понял, что он в западне,
Прогресс увидев шире:
"Жизнь легче станет
И скука нагрянет
В чем жизни цель моя?-
Трудности сеять день ото дня!"

"Как мне понять, что я существую?
Как сущность встретить свою? -
В жизни потоке — в минуту любую,
Когда перед «Или» стою.
Твой выбор — свобода
Вот жизни природа!
Не в мыслях себя узнаю,
А когда меж огней я стою!"

"Три стадии каждый при жизни проходит:
Сначала эстетик — он Дон Жуан.
В познании, в страсти жизнь он находит,
Но к скуке приводит дурман.
Затем этик Сократ
Законам всем нравственным рад.
А дальше встреча с собственным богом -
Сложна Авраама дорога*..."

*Здесь Кьеркегор использует сюжет об Аврааме и Исааке из Библии.
Как известно, долгое время у Авраама не было сына, и он молил Бога, чтобы тот ниспослал ему сына. Бог ниспослал ему сына, которого он назвал Исаак. Но однажды,
когда Исаак достаточно повзрослел, Авраам услышал голос свыше, который повелел ему принести в жертву своего сына Исаака. Здесь как раз Авраам и испытывает страх и трепет. Страх он испытывает в связи с тем, что принеся в жертву своего сына, он должен переступить через всеобщий моральный закон, который учит тому, чтобы он всячески оберегал своего сына. Но в тоже время неповиновение Богу вызывает у него трепет. Вот здесь как раз к Аврааму, с точки зрения Кьеркегора, предъявляется два прямо противоположных требования, сталкиваются две альтернативные жизненный позиции. И тут ему никто не может помочь, никакие всеобщие законы, которые господствуют в обществе, никакие законы, открываемые мыслителями. Он вынужден осуществить выбор сам, исходя из своей внутренней убежденности.