Зачем и для кого поэты Дубны пишут стихи

Александр Воронин -Литератор
               

Один дубненский интеллектуал спрашивает другого:
- Ты  в  поэзии  Серебряного века разбираешься?
- Конечно!
- И  Ахматову от Северянина отличишь?
- Легко!  Показывай  фотографии.

                С 1 по 3 июля 2016 года в селе Каблуково под Тверью прошли 16-е международные литературные встречи “Каблуковская радуга”. Международные – потому что за эти годы из 15 стран поэты присылали стихи на конкурс: Австралия, Германия, Болгария, Греция, Израиль, Канада, США, Румыния, Турция и т.д. Дубненские поэты тоже принимают участие во всех номинациях встреч: лирическая поэзия, духовные стихотворения, юмористические стихотворения, авторская песня и в других. По итогам заочного конкурса поэтов организаторы  за свой счёт издают альманах и сборник лучших стихотворений. В этом году в альманах  вошли трое дубненцев: Любовь Майорова, Игорь Козлов и Сергей Гор. Все они поэты  интересные и хорошо известны в городе. В прошлом году в альманах никто из наших  не попал.
                Село Каблуково ничем особенно не выделяется среди других -  магазин, клуб, школа и яблоневый сад при ней, где и проходят встречи. Зрители и участники сидят на вкопанных в землю скамейках под шатрами от солнца и дождя. Сцена напротив прямо на земле, символизирует связь с природой и с корнями наших предков. Но главное всё же –  атмосфера добра и радости, которая окружает тебя сразу же под яблонями старого сада. Все улыбаются, обнимаются, делятся воспоминаниями, обмениваются книгами. Это же всё отражается и в фотографиях, которые сотнями выставляются потом в интернете. Организаторам каждый год удаётся подарить поэтам незабываемый праздник и для души, и для тела. Гости встреч живут или в палатках тут же у школы, или в гостиницах, три раза бесплатно питаются в школьной столовой, купаются в Волге, протекающей неподалёку.
                И недаром благодарные участники встреч написали десятки стихов-гимнов про эти дни. Таких, как у Александра Антонова из посёлка Сонково:
Здесь  на  три  дня  наш  дом,  и  мы  одна  семья,
Собратья  по  перу  и  сёстры  слова.
И  как  тут  ни  крути,  признаться  должен   я,
Что  мне  нельзя  теперь  без  Каблукова.
                Похожие встречи  проводит и библиотека семейного чтения на Большой Волге – Есенинский праздник поэзии. К нам тоже приезжают участники из окрестных городов и деревень, присылают стихи и рисунки на конкурс, получают дипломы и ценные подарки. Есть всего четыре различия. Каблуковские встречи проходят на природе, у нас – в помещении, их финансирует администрация, нас – спонсоры, к ним приезжал ежегодно губернатор Зеленин, а нас даже из отдела культуры никто ни разу не проведал, они ежегодно выпускают альманахи, а мы за 17 последних лет всего один общегородской альманах еле-еле напечатали.
                В этом году все семь стихотворений, признанные каблуковским жюри лучшими, лично  меня ничем не удивили и даже не зацепили, как говорит сейчас молодёжь. Обычные серые стишки. Хорошим стихом я считаю тот, который хочется перечитать, который чем-то волнует, в котором есть яркая, необычная метафора, или из которого я беру строфу для эпиграфа к своим стихам и рассказам. К слову сказать, такими же проходными стихами с избитыми темами и рифмами заполнены большие подборки в “Литературной газете”, в журнале “Юность” и в других толстых изданиях. Если вспомнить муки творчества Маяковского, то  нам сейчас, чтобы найти одно хорошее чужое стихотворение для души, приходится перелопачивать “тысячи тонн словесной руды”.
                Понятно, что в альманах стихи попадают не по “гамбургскому счёту”, а всем известно как. На многих других поэтических фестивалях и встречах, где бывают поэты из Дубны и которые финансируются из местного бюджета, такая же негласная установка – большинство победителей должно быть своими, местными. Это нормальное явление, с этим трудно в наше время спорить. Кто платит, тот и заказывает музыку.
                Хотя есть и исключения. В  Дубне это правило не срабатывает на нашем православном фестивале “Серебряная псалтирь”. В последние годы там 100% участников и победителей – приезжие. Единственный дубненец с гитарой – это основатель фестиваля и автор его гимна – Игорь Козлов. Но и он или в жюри, или почётный гость, а не участник.
                Дубненцы  ежегодно участвуют и в конкурсе авторской песни на каблуковских встречах. Поют  под гитару,  под баян, под минусовку. Результаты похожи на поэтические. На мой взгляд, если бы там выступили наши Сайфулин, Брусин и  Озеров, перевес в сторону Дубны был бы ощутимее. Эльдус Сайфулин в прошлом году впервые спел в Талдоме на фестивале “Серебряный журавль” и сразу  взял  гран-при.
                Чтобы было понятно, почему мы так спокойно ко всему этому относимся, надо сказать, что среди нас нет профессиональных поэтов и композиторов. Таких, как раньше, которые получали гонорар за написанные строчки, ездили в творческие командировки и отдыхали в домах творчества. Есть члены разных союзов, которые сейчас ничего не решают и почти не дают никаких привилегий. Мало того, в 2015 году чиновники вообще вычеркнули из классификатора профессий два наших любимых слова: поэт и писатель. Теперь никому в трудовую книжку уже не внесут такую запись. Новое поколение россиян будет жить без поэтов и писателей. Наверно, придумают для них какое-нибудь другое наименование: бумагомаратель, стихоплёт, придумщик, сочинитель историй и т.п.
                Это издевательство над  русским народом, над его историей и великой литературой из той же серии, что творят у нас в последние годы дерьмократы по указке  Запада. Беда в том, что они в силу своей глупости и продажности, вместо водопровода (чтобы напоить россиян чистой водой свободы) подключились к западной канализации и  вся европейская вонь и грязь полилась на наши головы – в культуре, в образовании, в экономике, в семейных отношениях.
Древнюю Русь варяги-скандинавы называли Гардарикой – страной городов. Изобилие богатых городов русских отмечали и византийские, и арабские купцы. В начале ХII столетия православная Русь насчитывала около 400 городов-крепостей, ремесленных и торговых центров. Сейчас в России – 1096 городов, из них 80 (тринадцатая часть) – в Подмосковье.  Как у нас водится, чиновники и тут приложили свою мохнатую лапу и всё запутали, чтобы найти себе работу, и удобнее было воровать в  полной неразберихе. По закону № 131-ФЗ  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ”  самих городов русских, как раньше, не стало совсем.
                Этот 131-й  закон (шедевр чиновничьего издевательства над нами), обеднил русскую речь, внёс географически-историческую путаницу: вместо городов, сёл (с храмом и приходом), посёлков (вокруг фабрики или промысла), деревень, хуторов, выселков (сельцо – в нём часовня или барская усадьба) - появились безликие “поселения”. Даже Москва и Питер теперь не столицы, а городские округа. И как всегда народ безмолвствует и не знает, кто это его так облагодетельствовал – чиновничья масса безлика, но не так безобидна, как прикидывается. Следующим шагом чиновников будет требование убрать эти устаревшие термины (города, деревни, хутора, станицы) из всех песен, стихов, рассказов, повестей, романов. И тогда мы превратимся в Иванов, не помнящих  родства, в стадо, в быдло, которым легко управлять и погонять в нужном направлении. Чингиз Айтматов назвал эту породу людей манкуртами.
                Я по натуре оптимист и  до сих пор верю в победу добра над злом.  Поэтому уверен, что если даже в России запретят бумагу и ручки,  поэты будут писать стихи на бересте, на досках и камнях. Всё это уже было раньше, а поэзия и литература до сих пор живы. И люди вопреки всему снова и снова приходят на вечера, встречи, фестивали и прочие народные посиделки.
                А вообще, заметки эти грустные. Если внимательно посмотреть на мой текст, то я ни разу нигде не поставил восклицательный знак. Радоваться-то пока нечему.

Александр Воронин, руководитель ЛИТО.