Xимия или несостоявшийся обмен

Гена Сергиенко
В 1900 году химики со всего мира решили, что пришло время увековечить память Антуана Лавуазье, «отца химии». Он сделал несколько важных открытий, но был гильотинирован во время Французской революции, наверное, чтобы больше ничего не мог придумать на свою голову.

Начали поступать пожертвования на памятник. Деньги шли и от правительства Франции, и от русского царя, и даже около $600 прибыло из США. Статуя была успешно возведена. Отец химии был увековечен недалеко от своего парижского дома. И всё было замечательно, пока кто-то не заметил, что на Париж смотрит совсем не Лавуазье, а очень даже Маркиз де Кондорсе - математик и философ. Ох, уж эти эксперты - ну, перепутал скульптор, схимичил, но всё равно через 100 лет никто уже не помнил, как выглядел химический отец.
Однако денег на новую статую уже не было, а почему ей просто не заменили голову, история умалчивает.

Если вы думаете, что на этом всё закончилось, то глубоко ошибаетесь. Маркиз де Кондорсе тоже не пережил Французскую революцию и помер в тюрьме, вероятно отравившись (и тут химия сыграла свою роль). А вот его внучка, перебирая вещи деда, обнаружила бюст, и решив, что он слеплен с Маркиза, передала его через американского дипломата в США.

Более ста лет этот бюст красовался в Философском Обществе Филадельфии, пока ещё один эксперт из Лувра не наведался туда и не открыл философам глаза: это был бюст Антуана Лавуазье, отца химии.

Если вы думаете, что после этого произошёл обмен экспонатов, то ошибаетесь - всё осталось на своих местах. И правильно - всё равно большинство людей не знает, как эти выдающиеся деятели прошлого выглядели.