Деметр Непобедимый. Эпилог. - неоконч

Максимилиан Гюбрис
...Неполный вариант Эпилога к Драме, так и оставшийся, до сих пор, не законченным. Собственно, ни сколько и ни как не знаю, сумею ли когда-либо сие завершить, или нет; да и сама драма, на сегодня, мне отчего-то делается не интересной; Третьим же Действием, Я опять и опять чувствую так, что не доволен...
_________________________________________________

КАРТИНА ЭПИЛОГА.

Сцена 1: (короткая): В видах Убогого Дома. Ночь.

                ( Кругом пусто и лунно. Из тёмного окна слышен стон убогого.)

УБОГИЙ:  А да то ли Марфа? а был бы там мой сын жив, Марфа,…а был бы жив, сказала б жив ли; – ан не жив! – не мой он сын, не мой теперь, не мой… Боже, боже, бог; боже…боже…бог, - бог-бог, хи-хи-хи,…хы-хы-хы, /плачет/…Ой, мороз-мороз…

                (Некая фигура со свечой; шепчет молитву.
             В странной полутени появляется вдруг видение: это – Призрак Димитрия.
                Он неисповедимо идёт по улице;
                с ним животные, и в них человечий язык: - «Цезарь».
             Фигура бежит, пугается, поднимает крик и, вслед за ней, воет весь Убогий Дом. )
               
 
Сцена 2: Другой день. Кремль ввечеру. Людской двор в стороне царского дворца.

                ( Двое разбойников. Шепчутся, слушают болтовню монахов. )

СУКИН СЫН: …Да не он это – говорю тебе, что не он!
ЁШКИН КОТ:     А ты будто знаешь, кто он!
СУКИН СЫН:     Царь бороду не носил никогда и стригся красиво, а мертвец тот – нешто кто взял, да пред кровью обстриг да обрил; нешто из-под маски власья торчали. А рожей – равно что мытарь. [*174]
ЁШКИН КОТ:     Так, кто ж его подложил? Ты?

МОНАХИ:  ……Демон Цербер, огромный, Зла
                Там из адского жерла взял
                Да пепел иудин по ветру послал.

                ( Будто бы слышится эхо от орудийного выстрела.)

 СУКИН СЫН:   А Душегубку-то спроста как убили…
                А Балда – тот пропал.   

МОНАХИ:     …По городу там бродит Страха тень,
                А девять тел его [*175] – за всякий холм,
                А чаровница с чревом, ночь как,
                Всё зовёт его: Мой Господарь…

СУКИН СЫН:   А как, ведь, сделали, твари! – Пришло с тыщ многих народу, а им блудняка выдают за царёву природу. Спасибо за труд – вот, вам не царя никакого тут труп. Лихо! А то-то с лиха всякорылого теперь в Москве эко тихо… А и веет всё, – делом нечистым всё сделано; делом нечистым – вина та во всякий дом.   

ЁШКИН КОТ:       Что ж, чучело на Котлах сожгли? Да рясу пустую, да в пушку?
СУКИН СЫН:  … Ээх, жизнь – Скомороху игрушка. Ты деньги-то свои получил?
ЁШКИН КОТ:       Получил. Были-Небыли мне сам их вручил.
СУКИН СЫН:       А в кабак не пойти. Вот, и скука – дорогу, где лучше, найти.

МОНАХИ:             По не прикаянному – суден враг,
                А по смиренному – бл^ажен сам бог.

ЁШКИН КОТ:       А я, вот, не пойду с тобой.
СУКИН СЫН:       А куда ж ты пойдёшь-то, д^евица?
ЁШКИН КОТ:       Был при царе смеха Ёшка,
                А ушёл – лишь в огне головёшка. –
               
                А, вот, уйду к монахам, да сдеется,
                Да с ними останусь, а тебе лишь дивиться.

СУКИН СЫН:       Да ты брешешь.
ЁШКИН КОТ:       А ты и не веришь.
СУКИН СЫН:       Да то и не верю…
ЁШКИН КОТ:       Да я – не тетеря. Гляди! – Взял и ушёл.

                ( Ёшкин Кот в раз оставляет Сукина Сына и отходит к монахам. )

СУКИН СЫН:       Да ты вправду, што ль? Эй! Вот, ведь, холоп…. Ну, так, и бес с тобой!               
                …Слышишь, холоп, бес с тобой! Холоп, холоп расхолопий!...Пошёл!…

                Не пускали, ай да ч^естна пса не пускали,
                Поп и кошка где кагор распивали, 
                С котофеем где попы ****овали…
               
                …Э-эх, год…кривоногий!               

                ( Сукин Сын тоже удаляется; исчезает во мгле. )

Сцена 3: Предутренний час. У Марины.


МАРИНА:    Пьян^ы ли ангелы теперь твоей игрой,               
                Иль бесы всюду веют надо мною?               
                Вот, ты приходишь тут ко мне и вновь;
                И вновь мне видится, бред лун с тобою.

                …Ты – проклятый; куда отсель стремишься ты?
                И что за оборотень ты станешь впредь?
                Там снова ль запахнёшься тканной тенью?
                Другим придёшь? – приблудным во мою постель?

                / Голоса за дверью /

ПАНЫ:  Марина, кто там у тебя? 

МАРИНА:    Лети, скрывайся, исчезай! О, порожденье гордыни лжива края!

                / Странное движение тени; знак и эхоглас Призрака. /

ПАНЫ:  Марина, мы к тебе, открой.

                / Они входят; замечают движение штор, изумляются и страшатся. /


Сцена 4:  Недолгое время спустя. В одной из ризниц.

                ( Маринины паны и бояре вместе.
                Слышен дальний шум собирающегося люда. )

ГОЛИЦЫН:  …….  В Коломну, да, светлейшая Марина.

ВОРОТЫНСКИЙ:  Там будет преспокойно вам,
                С дитём и с верной стражей.

МАРИНА:   Я буду вспоминать сие потом,
                Как сон однажды, как ужасный сон…
                А вы, езжайте – в Двину 
                Бросьте грошик золотый, добрый папа мой.
                И вы, брат.

МНИШЕК: /льёт слёзы/:  Ах, дочь, ах милая Марина!
                Как страшно оставлять тебя! –
                Наш кароль не попустит боле зла;
                О, боже, не гнетёт пусть дух судьба!

ГОЛИЦЫН: Вам с тем не медлить надо…
                Народу ж сцены новые узреть пора! 
                Шумят: Безвластье алчет глав/правд Порядка…

ВИШНЕВЕЦКИЙ:  Опять…
ГОЛИЦЫН:  ………Всегда.
                В стране, где гость съезжает, остаются ратовать.

МНИШЕК:   Нам к счастью оных не видать.

ВОРОТЫНСКИЙ:   А нам, вот, быть. (встречать).

ВИШНЕВЕЦКИЙ:  Ну, что ж…

                / Расходятся. /


Сцена 5: 19 мая. Раннее утро. Людная Красная Площадь.

                /19.03.2014 - up to day.../

              .......................................  ????????????????7