Никки бунгаку-7. Из дневников
07.07.2016.четверг. 18:00-19:10.Литейный проспект д.60.
Дом дружбы.
При поддержке Общества дружбы "Россия - Япония" и генерального консульства Японии.
Хаясия Ботан- Ракугока (рассказчица) ракуго (японских классических юмористических рассказов с неожиданным концом, ракуго – дословно с японского «падающие слова»), удостоенная высшего профессионального титула (сан учи) с 2002года.
С программой :
1.Ракуго. Рассказ от имени одной кошки.
2.Ракуго. О воре.
3. Японские традиционные танцы: "Исэ-ондо", "Фукагава", "Якко-сан".
Зальчик полон до отказа - представительство консульства Японии , студенты Восточного факультета (японистика), просто многочисленные любители японского искусства и культуры. Во время исполнения ракуго рассказчик - ракугока сидит на возвышенном месте на подушечке для сидения, в нашем случаи такое возвышенное место, кодза с подушечкой-дзабутон, представлял задрапированный стол. С места рокугока вставала только для исполнения японских традиционных танцев, всё время оставаясь на подушечке для сидения и широко прибегая к выразительной мимике и эмоциональной жестикуляции рук, используя пластические возможности всего тела .Костюм ракугока - традиционный народный. Из реквизита он использует веер и японское полотенце-тэнугуи. Веером можно обозначить удочку, письмо, кисть для письма, меч, палочки ля еды, счёты, трубку для курения табака. Полотенце может изображать кошелёк, кисет, лист бумаги. Практически всё это и плюс то, что мне не удалось запомнить, нам было представлено.
Для не владеющих японским языком в программе наличествовал перевод на русский язык.
Я отдался наслаждению удивительного таланта этой миниатюрной женщины, в доли секунды перевоплощающейся в своих персонажей, создавая образ то женщины, то кошки, то мужчины, то ребёнка.
Про исполнение танцев необходимо говорить отдельно и сугубо на профессиональном языке.
Но что меня поразило более всего , это то, что я буквально воочию убедился в том , что у нас –актёров - нет души. Испокон века нас, актёров, в независимости от нашего образования, формального места работы, таланта и амплуа после нашей кончины погребали непременно за стенами кладбища как людей недостойных, нечистых, с отсутствующей душой. Казалось бы, годами ты и твои партнёры делаете это - перевоплощаетесь, но редко когда удаётся видеть это так отчётливо, как это произошло в эту встречу с потрясающим всякое воображение талантом.
В истории японского театра отмечались работы выдающихся актёров ракуго и кодан, способные работать в одиночку за восемь и даже за восемнадцать персонажей. В России такими мастерами и такого плана были Аркадий Райкин (24.10.1911-17.12.1987) и гениальный рассказчик Ираклий Андроников (28.09.1908- 11.06.1990).
В самом конце спектакля зрителям предоставили возможность задать вопросы Хаясия-сан. Пользуясь уникальной для меня возможностью, я попросил Хаясия-сан исполнить любое на её вкус произведение в жанре хайку или танка. Моё пожелание было исполнено, и Хаясия-сан прочитала хайку о сгибающемся бамбуке под снегом.
Потрясающе, это исполнение совершенно не походило на всё то, что я мог увидеть до сих пор. Привычное для меня исполнение хайку отличается своим нарочито бесцветным, даже можно сказать грубоватым стилем исполнения. Тому есть объяснение, что не голос исполнителя, а текст должен говорить сам за себя. В случае исполнения Хаясия-сан это было совсем иначе.
Под шапкой белой
сгобленный дремотный лес
журчит ручеёк...
С Ф.
Мне необходимо пояснить, почему я попросил исполнить Хаясия-сан именно хайку. Прежде всего для сравнения манеры исполнения ракугоку и хайдзином , но также и по причине того, что это эстрадное по сути искусство в значительной мере было связанно с творчеством авторов хайкай, кека, габун (эссе в изящном стиле). В литературной монографии - исследовании искусства ракуго-"Ракуго-ракуги", величайший мастер ракуга Таматэка Эмба (1742-1822) один из десяти стилей (и в шесть жанров) определяет как стиль, соответствующий хайкай.
Надо сказать, что сведений на русском языке об этом литературном жанре и отдельно о сценическом жанре крайне мало, и все они по большей части друг друга цитируют. В основном идёт отсылка на известные работы академика Н.И.Конрада, посвящённые этой теме в "Избранные труды- литература и театр" - глава "Кодан и ракуго в период Эдо"( М. "Наука"1978г.), Л.Д Гришалёва "Театр современной Японии" - глава Театр ёсэ ( М."Искусство" 1977г.), вступительная статья В.Марковой к произведению классика этого жанра и самого театра ёсэ - Энтё Саньютен(1839-1900г). "Пионовый фонарь" в переводе Аркадия Стругацкого, ( выходные данные не указываю, так как это произведение имеет множество изданий).
В советское время было опубликовано несколько сборников радиопьес -"Звёзды не гаснут -японские радиопьесы"(М."Искусство" 1979г.), есть десять пьес различных авторов в Сети и две книги - "Успенье лягушки"(М."Искусство" 1958г.) и "Журавлинные перья"(Москва- Ленинград "Искусство" 1962г.) Дзюнди Киносита(02.08.1914-30.10.2006г.), крупнейшего драматурга и режиссёра Японии.
И, не смотря на то, что они имеют ярко выраженное фольклорное происхождение, можно ли их отнести к жанру ракуго? Все они исполняются весьма малыми средствами или минималистским подходом в постановке. Малое количество действующих лиц, национальная традиция; их исполняли по радио, но остаётся один не ясный и принципиальный критерий - это юмористическое содержание с неожиданным концом. Юмористического конца не наблюдаем. Однако известно, что не все пьесы ракуго были непременно юмористические. Границы ракуго расширались. Ещё Энтё Саньютен вводит в структуры своих текстов элементы ужасного и таинственного повествования, которые сменяют юмор и острую сатиру, в свою очередь зачастую замешанных на откровенно порнографических сценах. Особое значение имеет то, что в жанре ракуго есть современная традиция, а именно - по ракуго снимаются фильмы, и, в частности, на ракуго Энтё Саньютэй "Пионовый фонарь" был снят фильм кайдан (литературный японский традиционный жанр, в настоящие время понимаемый как "городская легенда", который происходит из рассказов об ужасном, исполняется рассказчиками наподобие ракугока). Влияние ракуго-кайдан на современный японский кинематограф огромно и оказало большое влияние на формирование фильмов ужасов (Кэидзи Мидзототи, Нобуо Накагава).
Интересное развитие темы ракуго приобретает осмысление того очевидного факта , что современное японское искусство синтетично по своей генеалогии. Мы можем наблюдать то, что жанры в строгом понимании "перемешаны", в юморе наличествует ужас и трагедия, и, наоборот, в поэзии - проза, и то, и другое - в пьесах, стихи - это песни. Во всех жанрах мы наблюдаем сочетание традиции, инновации , фольклора, народных преданий , героического эпоса , мифов, мы видим религиозную нравственную проповедь, при этом зачастую в специфическом сочетании сразу трёх религий – буддизма, синтоизма и конфуцианства. Японская религия «сингаку» - это одновременное сочетание в себе элементов синтоизма, буддизма, конфуцианства. Также мы можем наблюдать в этих текстах одновременно со всем вышеперечисленным критику и неприятие всё тех же духовных основ японской культуры. В текстах ракуго в юмористической и зачастую в фривольной и порнографической форме авторы искали ответы на современные им вызовы - конфликты в жизни их аудиторий. Аудитории в основном состояли из завсегдатаев улиц и кварталов красных фонарей, мест обитания творческой и артистической художественной богемы того времени. Конечно, это не моё наблюдение, об этом много писали в своих работах академик Н.И Конрад и его учитель академик В.М. Алексеев.
Ещё одно важное замечание. О многочисленных вариантах осовремененной классической драматургии и, в частности, такого классического произведения, как "Пионовый фонарь" пишет И. Львова в предисловии к книге "Японская драматургия" ( М. "Искусство" 1988г.), указывая на ремейк «Шелковый фонарь» неизвестного автора в переводе Н. Конрада на всё тот же "Пионовый фонарь". Уместно упомянуть, что сам сюжет этой пьесы был заимствован у китайского писателя Минской эпохи - Цюй Ю (1379г.).
В своих работах петербургский кинокритик, лектор-преподаватель СПГУ Дмитрий Кон обращает внимание на присущее современному кинематографу Юго-Восточной Азии и Японии комиксное мышление . И непременную полижанровость, сочетание хоррора со сказкой и мифом ("Звонок" Кодзи Судзуки), мелодрамы с эротическими и порно сценами, и все это в стилистике экшен.
Но и это ещё не всё. Часто русские народные сказки перерабатываются в жанре ракуго. Замечательная тенденция - ужастик на тему русской народной сказки в современных реалиях.
КОЛОБОК.
пьеса в одно простое действие.(18+)
Действующие лица:
А.- отстранённый голос от Автора,
Д.- Дед,
Б.- Баба,
К.- Колобок,
З.- Заяц,
В.- Волк,
М.- Медведь ,
Л.- Лиса.
А.- Жили были Дед да Баба.
Д.-Думаю, что пора нам сегодня сделать Колобка.
Б.- С чего это вдруг? У меня всё болит - голова и всё тело ноет после фитнеса.
Д.- Ты уже достала со своим фитнесом. Вон у других жены дома сидят с детьми.
Б.- Надо было раньше думать, когда я молодая была и хотела , а теперь-то чего?
Только людей смешить!
Д. Раньше у нас денег не было, надо было, сама знаешь, карьеру делать, бизнес налаживать.
Б.- Вот теперь мы карьеру сделали и чего с того толку?
Д.- Теперь за деньги что хочешь я себе могу позволить. На виагре и у мертвых всё исправно работает.
Б.- Ты только о своём – виагра,виагра, как попугай. А страдать-то кому, чай уж мне
не 30 лет!
Д.- Хорошо, хорошо! Сейчас всё совсем по-другому. Сейчас можно самому, где надо поскрести, а за деньги могут и выносить, и домой доставить с журавлём. И хлопот никаких.
А.- На том и порешили . Почесали да поскребли Дед да Баба себе где положено, оплатили причитаемое по договору ,и в нужное время им поставили Колобка - радость на старости.
А.- Подрос Колобок.
К.- Достали эти мудаки! Туда не ходи, сюда не ходи! На скрипочке играй, с этими не водись, они курят и пиво пьют. По утрам пробежка и бассейн. И эта долбаная математика целый день! Блин, английский, французский. Сволочи! Скоро китайский ещё придумают.
А.- И не выдержало сердце вольного Колобка, и свалил он из отчего дома. Взял Деда Порш и десять косых зелени на раскрутку. Сочинил себе забойный хит сезона:
- Я от Деда ушел, и от Бабы ушел, и бабла прихватил , кокса нюхнул и на блат лофте завис.
А.- Тут подваливает к нему Заяц:
З.- Я смотрю, ты ококошеный, давай вместе подудим. Какой ты классный, я вижу, что ты настоящий гей, а не какой-то там гомосексуалист. Тачка у тебя славная и прикид что надо. Пока ты молодой, пока и нужен, не хочешь ли пойти со мной? Побалуемся всласть, ох как мне хочется тебе в попку заглянуть.
К.- Нет, я от предков ушёл, и бобла прихватил, а от тебя Заяц- чмошник, и подавно уйду.
А.- Пропел Колобок свой забойный хит сезона и рванул куда-то дальше. Только Заяц его и видел.
А.- Катит себе Колобок навстречу ему Волк на Бентли и делают Колобку братаны подставу.
В.- Ты явно молодой голубой, я тебя грохну за свой Бентли! Погляди, что ты, тварь, мне своим ведром нацарапал!
К.- А ты, дядя Волк, не тарахти, ты пробей тачку да погляди, кому она своей приходится.
В.- Во блин, чуть не нарвались. А ты, корешок, Деду-то кем будешь?
К. Не ваше это собачье дело. А про портачку на тачке ещё побазарим.
А.- Пропел Колобок свой любимый хит сезона и покатил дальше.
К. - Я от деда ушёл, и от Бабы ушёл, и от Зайца ушёл, и от волка ушёл, и ваще всё у меня ништяк.
А.- Катит Колобок, а навстречу ему Медведь, и при всех делах.
М.- Вот что, любезный. У меня ордер на задержание, подписанный прокурором. Постановление на привлечение на допрос в качестве свидетеля и заодно, чтобы не маяться и постановление на допрос подозреваемого. А по статьям, голуба, за незаконное хранение, распространение и сбыт в особо крупных размерах наркотических, тяжёлых наркотических средств, в составе организованной преступной группы. Еще подозрение на угон транспортного средства, управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения,короче, читать тут всего, не перечитать. Поэтому есть три варианта - ты Колобок сейчас садишься и пишешь явку с повинной, и все дела своего деда подробно излагаешь. После мы тебе делаем программу по защите свидетелей, и ты спокойно едешь со мной на дачу в баньку, отдохнём, там, массажик, все дела. Да ты, Колобок, не дрейфь, я тебя не сильно обижу. Одним словом, начинай активно помогать следствию. Или сам решай - ночку другую проведёшь в СИЗО, там тебя уже поджидает один анальный террорист.
К.- Нет, Медведь , не на того напали. Я Деда не сдам, всё на себя возьму, коли погорел.
М.- Ну, как знаешь.
А.- И покатил Колобок дальше в СИЗО, и не до песен, и не до своего любимого хита сезона. Но пришла в СИЗО малява с воли от Деда, со словечком за Колобка, и переночевал Колобок ночку в тёплой компании пацанов, а наутро забрал его адвокат на поруки, под залог. С подпиской о невыезде.
Довольный таким поворотом жизни катит себе Колобок и напевает свой любимый хит сезона.
К. - Я от Деда ушёл, я от Бабы ушёл, я от Зайца ушёл, я от Волка ушёл , а от Медведя
и подавно ушёл. Всё-то у меня ништяк.
А.- От нервного истощения захотелось Колобку немного расслабиться, и завернул он под крышу стриптиз-бара "Соблазн". Сидит такой скромный и приличный Колобок, и подваливает к нему шалава Лиса.
Л.- Ой какой славный красавчик, а тебе милок 18 лет уже есть? А не хочешь ли мне спеть свою любимую песенку? Вот я сяду к тебе на коленочки, а ты мне свою песенку и споёшь. Я страсть как люблю слушать такие песенки, а твоя,я уверена, самая лучшая.
А.- Пропел свой любимый хит сезона наш Колобок, от «маргариты» с колёсами у него в голове помутилось, но повторил его ещё разок.
К.- Я Колобок, Колобок я от Деда ушёл , я от Бабы ушёл, я от Зайца ушёл, я от Волка ушёл ,
я от Медведя ушёл, а от тебя, старая ****, я и подавно уйду.
А.- Но подкосились у Колобка ножки и закатились глазки. Очнулся Колобок прикованный наручниками к спинке кровати, во рту у него фирменный резиновый кляп. Лиса делала ему минет , а потом её силиконовая грудь долго прыгала у него перед самым носом. Лиса стегала его своей фирменной семихвостой плёткой. Сознание Колобка вновь покинуло его, когда Лиса прикрепила ремешками к своему клитору двадцатипятисантиметровый пупырчатый пластиковый фаллоимитатор "Раптор". Направленные на кровать видеокамеры точно фиксировали всё происходящие для отчёта заказчику.
А.- На следующий день принесли с нарочным Деду посылку- пахнущую бензином коробку, в которой лежал махонький кусочек Колобка и записочка - Деда, я вернулся.
А.- Вот и сказке Колобок конец, а кто слушал - молодец.
С Ф.
Фото: Владимир Ляпин "На Дальнем Таганае".
© Copyright:
Сендр Фридайвер, 2016
Свидетельство о публикации №116071301010