Рецензия на сказки Приключения Маши и Дрёмы

Марина Терехова 2
   Искусство представлять свое произведение является неотъемлемой частью писательской работы, ибо ее можно считать завершенной только тогда, когда произведение опубликовано (вариант ; прочтено). Вот взяла бы Марина Терехова и послала свой сказочный рассказик «Как Маша с Дремой познакомилась» в журнал, как она это сделала, разместив его в одиночестве у нас на Форуме-семинаре. Что о нем в таком случае можно было бы сказать? Что это разновидность колыбельной? А с другой стороны, что сама автор узнала бы от нас о своем творчестве? Именно по этим соображением я и предложил ей добавить рассказов, а не только потому, что текст на полстранички не заслуживает нашего внимания.
Когда же Марина разместила еще несколько рассказов, выяснилось, что «Как Маша с Дремой познакомились» ; это начало сказочного цикла с одноименными героями, обсуждать который по одному вступительному рассказику ; всё равно, что обсуждать человека по его мизинцу. Отсюда и впечатление: «Как Маша с Дремой познакомились» мне не очень понравился, точнее, я не увидел в нем ничего оригинального по сравнению с аналогичной литературой, а вот рассказы цикла (назовем его условно «Маша и Дрема») определенно понравились. Прежде всего, я увидел, что Марина Терехова ; детский прозаик с развитой образной системой:
«Одни фонари ; стойкие хранители городских снов, освещали волшебным светом спящие улицы, созывая на свой свет ночных мотыльков и мошек, которые в этом свете превращались из серых и невзрачных в сверкающих золотом, танцевавших на свету свои волшебные танцы» («Ночь»).
Ночь у М. Тереховой ; сеятельница звезд: «девушка делала движение, как будто что-то бросала в небо, и тотчас на тёмно-синем небосводе загорались новые звёздочки» .
А вот как Ночь эти звезды гасит (глава «Маша в ожидании новой встречи с Дремой»): «Оглянувшись на спящий город в последний раз, Ночь достала из кармана плаща прозрачный шёлковый платок и взмахнула им. Тот час все звёзды, что сияли на небе, оказались на платке, словно красивая старинная вышивка. Сам платок стал тёмно синего цвета, а вот небо, наоборот, стало бледно голубым» . Перед нами ; метафорическое описание рассвета: Ночь убирает звезды и синеву неба, как платок, свернутый и спрятанный в карман. Это хороший, зрительно сильный образ. Очень живым и трогательным получился Медвеженок («Подготовка к путешествию в Королевство сновидений»):
«Медвежонок Тимоха принёс наряд снежинки.
; Все медведи спят зимой и  не могут видеть красоту белого снега, поэтому я выбрал это красивое платье, ; смущаясь сказал медвежонок» .
А волшебная книга Дремы? А лестница из облаков? Причем, полагаю, образы эти одинаково хорошо воспринимаются и детьми, и взрослыми (а я убежден, что такой и должна быть детская литература). Построение цикла (по крайней мере, пока) ; простое и эффективное: каждая глава-сказка открывает новое действие, новую «картинку», как в волшебной книге Дремы, читать интересно. Неплохо вписаны в контекст стихи (что неудивительно, ведь Марина еще и детский поэт).
Композицию произведений прозы нам предстоит изучать через занятие, но по поводу цикла М. Терехова уже сейчас считаю нужным отметить, что пока в шести ее главах-рассказа не ощущается присутствие элемента, называемого в зависимости от специфики произведения конфликтом, коллизией, перипетией. Это ; мотор сюжета прозаического произведения, и если кто-то думает, что конфликт необязателен в детской литературе, то он глубоко ошибется. В любой сказке, даже пришедшей из устного фольклора, у персонажа типы Дремы непременно имеется антагонист в виде какой-то злой феи, мечтающей погубить Дрему, Королевство сновидений или даже Машу. Короче ; если есть солнце, то должен быть и крокодил, желающий его проглотить. Иначе уже на 10-й главе, каким бы красивым не было наше Королевство сновидений, наступит скука. Еще, конечно, желательно сделать Машу не такой образцово-правильной, а более живой, с острыми углами, как Алиса Льюиса Кэролла, образ которой, конечно, повлиял на образ Маши.
А в целом работу Марины Тереховой над циклом о Маше и Дреме считаю перспективной ; причем не только в творческом, но и издательском плане. Такую книгу для детей, если она окажется удачной, обязательно издадут.
                Воронцов А.В -,руководитель курсов дистанционного обучения" Курсы Литературного мастерства",писатель-прозаик,член Союза писателей России,секретарь правления Союза писателей России.