Не ставшая Поэтом Муза -2...

Кариатиды Сны
 
        "Анастасия  была покрепче..."

 Героиня "Аmor" Ника ( не  случайно, наверное, названная этим именем Победительницы, "средних лет женщина")  вполне осознанно для автора  повторяет судьбу  последней. Эти воспоминания о детской Тарусе, имя  старшей сводной сестры
Леры, арест... В общем, известно, что роман   был в какой-то  (не малой) степени автобиографическим.  Мне интересно  другое - не событийное, а внутреннее соответствие автора героине , что наиболее важно. Одно дело писать  себя, а другое - дать в романе собирательный образ. Но стихи-то ? Точно - Анастасии, не Ники.

 " В тюрьме - писались слагались- в пространство, не на бумагу, прямо в память написанные стихи. Ника помнила их и, наверное, никогда не позабудет.

...Как странно начинать писать стихи,
Которым, может, век не прозвучать...
Так будьте же, слова мои, тихи.
На вас тюремная лежит печать.

Я мухою любуюсь на стекле.
Легчайших крыльев тонкая слюда
На нераспахнутом блестит окне,
В окно стремясь, в окно летя, туда,
Где осени невиданной руно.
С лазурью неба празднует союз,
В нераскрывающееся окно,
Куда я телом слабым горько рвусь.

Я рвусь ещё туда, где Бонивар,-
В темницу, короновану тобой,
О одиночество! Бесценный дар!
Молю о нём - отказано судьбой.

Да, это Дантов ад. Тела, тела...
Поют и ссорятся, едят и пьют.
Какому испытанью предала
Меня судьба! Года, года пройдут
До дня, когда увижу дорогих
Моей душе. Их лица,  имена
Не тщись сказать, мой слабосильный стих,
Какие наступают времена!
Рахили плач по всей родной земле,
Дорожный эпос, неизвестный путь,
Мороз и голод, вши - и на коне
Чума и тиф догонят где-нибудь...
- О Боже! Помоги принять не так
Свою судьбу! Не как змея из-под копыта!
Ведь это Книга Царств торжественно раскрыта,
А к солнцу нет пути, как через мрак!

...Как страшно начинать писать стихи,
Которым, может, век не прозвучать...
Так будьте же, слова мои, тихи,
На нас тюремная лежит печать."


 Где-то прочла недавно (где???), что именно очень одинокий человек обращает свой взор к природе. Не припомню у Марины таких потрясающих  природных наблюдений, как эти:

"Я мухою любуюсь на стекле.
Легчайших крыльев тонкая слюда
На нераспахнутом блестит окне,
В окно стремясь, в окно летя, туда,
Где осени невиданной руно.
С лазурью неба празднует союз,
В нераскрывающееся окно,
Куда я телом слабым горько рвусь."

Или в предыдущем стихотворении, когда Анастасия писала о летящем на кошку снеге, о пенящемся пунше зимы, который ей хотелось пить... И вообще - хотелось есть, мечтая о горбушке хлеба и кусочке сахара...  Марина не позволяла себе  погружаться в природу, забывая в это время о себе. Правда, была одна беспомощная попытка, лишь  полторы строчки :" Но если по дороге - куст встаёт , особенно - рябина..." Природа для неё была вторичной, предназначенной лишь для неё , когда она выходила на поэтическую тропу.  Несколько примеров.
1.ВЕТЕР -
     Другие - с очами и с личиком светлым,
     А я-то ночами беседую с ветром.
     Не с тем - италийским
     Зефиром младым, -
     С хорошим, с широким,
     Российским, сквозным!

     Другие всей плотью по плоти плутают,
     Из уст пересохших - дыханье глотают...
     А я - руки настежь! - застыла - столбняк!
     Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!

     Другие - о, нежные, цепкие путы!
     Нет, с нами Эол обращается круто.
     - Небось, не растаешь! Одна - мол - семья! -
     Как будто и вправду - не женщина я!

2. ЗАРЯ -

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

3. СОЛНЦЕ -

Два солнца стынут,- о Господи, пощади!-
Одно - на небе, другое - в моей груди.

Как эти солнца,- прощу ли себе сама?-
Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут - не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей.

4. МОРЕ -

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

  В общем, Марина - везде! Марина - со всем! Марина - всё!!! Её детская мечта, желание  - "Чтобы в мире было двое : Я и мир!"

  В этом противодействии  в результате победил мир, с которым она не смогла, да и не пыталась  наладить отношения, и, окончательно "разругавшись", заявила Кому-то: " На твой безумный мир  ответ один  - отказ!"

Только в конце она сделала всё же попытку опять (как в детстве , в каждом детстве) соединиться с тем, чему она противостояла потом всю  жизнь, но и здесь нет  отстранённости  в наблюдении художника:

Когда я гляжу на летящие листья,
Слетающие на булыжный торец,
Сметаемые - как художника кистью,
Картину кончающего наконец,

Я думаю (уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),
Что явственно желтый, решительно ржавый
Один такой лист на вершине - забыт.

  Эти строчки говорят о явном одиночестве, но тогда почему наиболее одиноким всё же считается человек, наблюдающий природу из окна? наблюдающий свет из темницы? находящийся вне , а не вместе  с потоками воздуха, облаками, волнами, с самим Солнцем вместе? Наблюдающий стихии - в большем  одиночестве, но и в большей  безопасности...
И можно правильно рассудить для собственного спасения:

" - О Боже! Помоги принять не так
Свою судьбу! Не как змея из-под копыта!
Ведь это Книга Царств торжественно раскрыта,
А к солнцу нет пути, как через мрак!"