Славянский поход

Валентина Штепа
Нас собралась целая туристическая группа со всех концов страны: Новосибирск, Ярославль, Архангельск, Хабаровск, Владивосток, всего 20 человек новоиспечённых туристов в возрасте от 18 до 50 лет.  Все очень разные. Молодой парень лет восемнадцати, худой, высокий, казавшийся ещё выше в нелепых сабо на «платформе», у него был вид пляжного денди, но никак не туриста. Возрастная семейная пара, рискнувшая провести отпуск в экстремальных условиях. Мужчина лет сорока  с животиком, очень важный и молчаливый. Остальные - разносортица  энергичных, весёлых и уверенных в себе отпускников до тридцати лет.  Целью нашего пешего похода была морская бухта под Славянкой, посёлок  на юге  Приморского края в заливе Петра Великого. Было начало сентября, а в сентябре в Приморье ещё продолжается лето, жаркое, солнечное, с тёплым морем и совсем без дождей. Сюда съезжаются отдыхающие со всего Дальнего Востока и Сибири, едут на обжитые пляжные места, а мы шли в настоящий туристический поход в совершенно закрытую от туристов бухту.

Для многих это был первый походный опыт. Оказывается, там, на море, нет магазинов и всё необходимое нам нужно нести с собой. Мы купили всё: картошку, овощи, крупу, сахар, консервы, и, разумеется, напитки. Поэтому вес наших рюкзаков доходил до 20 килограммов и нести их должен был каждый, а мужчинам ещё достались палатки, топоры, пилы и т.п. Народ был неподготовленный, но вдохновлённый ожидаемыми радостями походной жизни. Инструктор нам достался уникальный, это был мужчина лет тридцати пяти, высокий, худой, очень смуглый, лысоватый, с чёрными глазами и длинным носом,  говорил он резким голосом и не допускал возражений. Его указания сыпались на нас потоком, при этом он ещё подразнивал нас, откровенно надсмехался, просто зверь, мы единодушно  прозвали его Мефистофель.
    Выходили из базы под вечер. Как только мы надели рюкзаки, Мефистофель построил нас в шеренгу, объяснил, «что до парома нужно бежать бегом, а то опоздаем», скомандовал «Кругом, за мной бегом» и мы побежали, ещё не предполагая, что ждёт нас впереди. Это был большой риск с нашей стороны, ведь мы думали, что нас где-то подвезут, войдут в положение. Ничего подобного, Мефистофель только покрикивал «Быстрее!», сердца у нас выпрыгивали из груди, пот заливал глаза, воздуха не хватало, но мы бежали с этими тяжелющими рюкзаками на спине и думали только об одном: когда же конец страданиям. На причале все дружно рухнули прямо на асфальт и почти не дышали

А дальше стало очень хорошо. Мы благополучно погрузились на паром, который утром должен быль доставить нас в Славянку. Паром был очень большой, просторный, мы забыли про усталость и всю ночь провели на палубе, любуясь морем и потихоньку знакомясь друг с другом. Небо было звёздное, яркое, вокруг шевелилось море, настроение - отпускное.

Рано утром, часов в пять, как только мы сошли на берег, начался новый марш бросок. Сначала часа два по гравийной дороге, а затем по густому лесу, и всё время мы поднимались выше и выше по не очень крутой сопке. Мы были в лесной чащобе, когда вдруг хлынул настоящий ливень, все промокли мгновенно. Ливень так же быстро закончился, мы кинулись переодеваться в сухую одежду, но наш Мефистофель запретил это делать, и снова скомандовал «Бегом!». Удивительное дело, мокрая одежда быстро просохла от наших разгорячённых тел даже в сыром лесу. Мефистофель хорошо знал туристические особенности, он был опытным инструктором, в дальнейшем мы поняли, что за ним мы как за каменной стеной. Мы то бежали, то быстро шли лесом ещё часа три и, наконец,  оказались у подножия крутой, почти без растительности, небольшой сопки. Совершенно измученные, мы  уселись на землю, но отдохнуть нам дали десять  минут и приказали взбираться на эту гору. А взбирались мы уже ползком, цепляясь руками за редкую траву. Мужчины  быстрее нас поднялись на макушку сопки, оставили там поклажу и вернулись за нашими рюкзаками, помогая  женщинам  преодолеть последний рубеж. Все поняли, что наши мужчины рыцари, и потом мы многократно в этом убеждались. На вершину  взобрались почти без сил, но когда измученные встали во весь рост и увидели внизу бухту необыкновенной, сказочной красоты, все дружно закричали:  «Ура! Это того стоило!» -  и, забыв про усталость, бегом посыпались с сопки вниз, к морю, сбросили рюкзаки и прямо в одежде кинулись в ласковые морские волны. Это было неземное блаженство!

Так началась наша счастливая жизнь в чудесной,  морской бухте. Бухты была закрыта со всех сторон сопками, посёлок Зарубино маячил где-то далеко в морской дымке, а это было совсем уединённое место – наша бухта.
Море было такой прозрачности, что окунув лицо в воду, мы могли наблюдать за  морскими звёздами, лежащими глубоко  на дне. Сразу нашлись ныряльщики, которые доставали самых разных, невероятно красивых звёзд.  Тем, кто никогда не видел ни моря, ни морских обитателей,  всё было удивительно, восхитительно и радостно.  Радостно было всем без исключения, этот удивительный мир живой природы   заполнял собой  всё наше существо.

Отпускная жизнь текла плавно, кроме бесконечного ныряния в море и лежания на песке, мы с удовольствием обследовали местные красоты. Сочетание моря, холмистой местности, каменных обрывов, яркой растительности – всё это не поддаётся описанию, лучше увидеть своими глазами! Жили дружно и весело, были и обязательный вечерний костёр, и песни под гитару, парень в сабо оказался отличным гитаристом, весёлый и заводной он пел весь репертуар Высоцкого. И наши разговоры обо всём. Группа была  на удивление дружной, не возникало никаких напряжённых ситуаций, царило веселье, подтрунивание друг над другом, а пошутить всегда было над чем.
Ныряльщики  добывали и мидий, и морских гребешков, и трепангов, всего здесь было в достатке. А приготовленные на костре эти морские деликатесы были просто объедение. Только трепанги доставляли нам хлопот, их нужно было очень долго варить, потому что они были жёсткие, как резиновые. В бухту впадала небольшая пресная речушка и ребята ловили в ней на удочки пресноводную рыбу для ухи. В эту прохладную речушку на дно мы прятали пакет со сливочным маслом, привалив его камнем. Но это не стало препятствием для диких пятнистых косуль, проживающих в соседнем лесу, они ночью находили наше масло и лакомились им, пришлось прятать масло понадёжнее. С питанием у нас было замечательно, поскольку этим руководил как раз тот важный мужчина с животиком, его мы избрали старостой группы за его спокойствие и полное отсутствие недостатков. Часто мы шутили над ним, спрашивая : «Юра, но ведь какой-то тайный недостаток в тебе есть?»

Отдых подходил к концу и мы с опаской посматривали на прибрежные скалы и камни у их основания. Возвращаться в Славянку мы должны были прямо по побережью и прямо по этим камням. Это было смелое мероприятие, но после отличного отдыха мы уже ничего не боялись и дружно шагнули на острые, скользкие камни. То по камням, то по пояс в воде, то по колено в прибрежном песке мы шли не один день.  Все уже привыкли к походной жизни, шли весело, с удовольствием и наблюдали окружающий мир.  Прямо у кромки моря, на песке, рос шиповник и в сентябре он уже был усыпан невероятно крупными ягодами, такие бывают только у морского шиповника.  Чуть дальше в траве цвели яркие, какие-то незнакомые цветы, мы падали в их заросли и, закрыв глаза, дышали воздухом, напоённым морем и цветами.
На ночь останавливались в какой – нибудь новой бухточке, разводили костёр и долго сидели, глядя на его пламя. Иногда оставались и на день, если в бухточке была речушка, и снова ловили рыбу и варили уху, но уже без картошки, её больше не осталось. Возвращение заняло целую неделю, и было так замечательно, и так не хотелось расставаться. Наш Мефистофель постепенно становился с нами мягче, видимо, мы всё - таки сдали экзамен на звание туриста, а мы уже не обижались на его подковырки.
На базу мы вернулись весёлыми, загоревшими, полными сил, нас встречали как героев,  оформили зал поздравлениями, шарами и накрыли банкетный стол. Оказывается, только мы пошли в этот трудный поход, все остальные «туристы» проводили время за игрой в настольный теннис и в праздном шатании по территории лагеря.
Мы были счастливы и походом, который уже не казался таким трудным, и новыми знакомствами, и чувством необыкновенной радости от близкого соприкосновения с удивительной природой Приморского края. Мы очень подружились в этом походе и потом много лет не теряли друг друга из вида, переписывались, иногда встречались.
Это был лучший отпуск в моей жизни!