Человек и время

Кирилл Из Ленинграда
Многих из нас часто одолевает уверенность в том, что мы поняли жизнь, в том, что нам удалось ухватить её суть, особенности. Но на самом деле мы лишь приобщились к духу времени, в котором существуем.Глаза называют зеркалом души. Человека тоже можно назвать зеркалом. Зеркалом времени.

Как свет с тенью, неразрывно связаны человек и время, и неизменно один находится в зависимости от другого. Время, его дух, воздействует на человека так же, как солнце воздействует на его кожу. Это данность, избежать которой дано немногим и этими немногими больше шансов стать у изгоев, нежели у тех, кто находится среди людей, в самом эпицентре, где рождается сердечный ритм современной нам действительности. У изгоя больше шансов понять суть вещей, потому что он исторгнут обществом, не следует путями большинства, и тот самый дух времени ему неведом. Время несёт свои сложности и возможности, открывает новые направления развития и упраздняет прежние. Этим оно влияет на человека, на его взгляды и убеждения.

Жизнь людей течёт почти в прямом смысле этого слова, и большинство людей, подобно воде, на пути своего развития идут по пути наименьшего сопротивления, который требует меньше физических, духовных и моральных усилий. Мы устремляемся туда, где открыта дорога, где понятнее и безопаснее. И только немногие капли точат камень непознанного или непризнанного. Поэтому человек - это почти всегда отражение времени, он впитывает его дух через слова родных и друзей (порожденные постоянным соприкосновением с тем же духом времени), через пути, доступные в настоящем, через верования и догмы, утвержденные в нынешней эпохе жизни человечества.

Дух времени проявляется в нас, а проявляясь, продолжает воссоздавать себя, подобно генам, в других людях, меняясь медленно и незаметно. Так выходит, что на события и убеждения прошлых веков мы порой смотрим, как на дикость, но тогда это дикостью не было - тогда это было нормой, потому что не было другого понимания, не было других путей - их ещё не проложили. Рабовладелец в древней Греции или Америке XVIII-XIX века не понимал, в чём его вина - ведь его действия отражали принятые обществом нормы жизни - они отражали дух времени. И это было путём наименьшего сопротивления - владеть людьми, а не предпринимать усилия для формирования более гуманного общественного строя. Единицы несогласных были изгоями (до поры, до времени). Человек впитывал образ жизни, при котором порабощалась воля ближнего, впитывал с молоком матери и уроками отца, из повседневных наблюдений и собственного опыта. Находясь, в этом потоке ему сложно было понять, что-то, кроме того, что происходило в самом потоке, потоке развития общества того времени. Ему не приходило на ум, что есть возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны, выйдя из "потока" на "берег".

Поэтому попытка понять своих современников часто оказывается игрой, подобной той, когда кошка пытается поймать собственный хвост, хвост убеждений, догм, норм и общественных правил - мы на самом деле пытаемся понять себя и время, уловить суть, которая скрыта в нас самих. Понять, куда течёт река, можно зайдя в воду и проплыв весь путь, в конце столкнувшись с необходимостью принять то, куда тебя принёс поток. А можно, наоборот, отойти от реки и подняться на гору, чтобы охватить в взором больше пространства и увидеть направление реки, не замочив ног. Но гора может быть далеко, желание идти чаще всего возникает лишь у одного, а река... А что река? Человеку часто хочется пить.

Поэтому нужно стремиться понимать не только людей - столь же важно стремиться понять время, которое нас окружает, время, в котором мы существуем, которое впитываем в своё сознание, которое проступает в образе наших мыслей. Нужно понимать, где говорим мы, а где за нас говорит время. Разобрав вязь узоров на поверхности времени, можно понять, куда и почему устремляется поток человеческих душ.

Поймёшь время - поймёшь человека.