из Мулла Ахмед Джезири. На заре вечности

Алесь Ромашкин
(суфизм; 1407-1482, Курдистан) 

...Во имя Аллаха! На ранней заре существованья (оно на дворе),
светильник извечной любви возжигая,  явленье предвечной красы проявляет
из лона природы - но только совсем без качеств, имен, о понятьях бесед.

Та тайна сокрыта завесой, покровом. Та сущность и до сотворенья миров
существовала не явленной миру - так моря поверхность зеркальна и мирна
и волн не проявлено. Воля, заветы, эпитеты не возникают до этого.
Потребность в любви красоты ведь извечна - их сущность едина, любовь в страсти вечна,
взаимопроникнуты нежностью, зовом любовь с красотой, свет с явлением взору.
Светильник горит и свеча - так легка,  вновь пламя  попало уж и в мотылька.
Любовь с красотою всегда неразлучны -  Бог любит свою неизменную сущность.
Но сам в совершенстве своем в красоте - преданья гласят - не нуждался, и тем
из доводов разума происходил он, названий и качеств, ведь сущность едина..
Вначале признай букву первую "А" (за нею стоят и "алиф" и Аллах),
Явленье и блеск придает Он и свету сему - является все оттого потому.
Дал этому свету сверкание, живость,  мир тем был проявлен и в свете зажил он,
рассеял вокруг свои яркие искры,  излил многоцветно сияние быстрое.
 
И таинству этого действия гимны поющим к заре восстающей рассветной
дрожь в сердце влюбленного радостно кинул и трепет экстаза вложил незаметно.

В чем сущность любви,  расскажу, я сам видел от сердца глазами смотря - образ чистой
стоит красоты, что иначе невидима, как в зеркале душ отражаясь лучисто.
Любовь с красотою - единая сущность; влюбленный с любимой - Бог, явленный в каждом,
и образ и зеркало там не опущено и каждый проявленный нужен и важен.
Кто предан любви и в любви существует, и он и она - просто зеркало света
божественного, Он посредством ликует, чрез них проявляясь, при празднике этом
являясь влюбленным, влюбленной, явленьем, источником этой любви бесконечным,
сокровищем тела с душой, одарение влюбленного каждого - жемчуг, помечен
влюбленный особым жемчужным обличьем, душой одарён по велению сверху:
лик с родинками - предначертание свыше, слова им начертаны - свет душе с телом
Дарящего именем - каждое слово, согласные, гласные, каждая точка,
Он - свет изначальный (совсем не суровый), художник, в эскизе особенно точный.
Влюбленными, ими, свою Он картину небытия, что вчера лишь, украсил
и в каждого облик вложил свой единый, ведь формы и вид - только внешнее, разве
прообразы свыше - из иного ряда, никак не проявленных, все ж проявлений,
в сравненьи с которыми мы - только тени, создатель устроил искусный порядок;
миры Его - зеркала имени Бога, и свет совершенства Его дал понятно
объект красоты, а явлениям строго и душу и тело вложил, и загадку.
Одно для другого дарует название, и образуется слово от слова,
не смешивая ни понятья ни звания, масдар имена образует сурово.

Всё несуществующее, в воображении - такое же в зеркале всеотражение.
Сияние света в вершине Синая подобно фонтану бьет и через край.
Из небытия появлялись, прекрасны, влюбленные, без недостатков и разные.
Входя в их сердца, возжигает так Бог свет в мире сегодня, творя и его
и ликов красу и картины, фигуры и станы, подобные тростнику, сладкоустых созданий,
лик солнца там в локонах, они смеются над мускусом... Ласково локоны вьются.
Пускай красота лиц и стана красавиц является взорам людей непрестанно,
пускай воспевая красу, там звучат и бубны и най и канунги и чанг.

Любовь их приводит в звучанье, они на это ответных мелодий полны.
И тайна писаний священных порой нисходит как облик прохожий, с игрой
совсем не словами. Желая влюбленных, желающих, любящих в мире явлённом,
пусть солнце восходит, пусть в мире поэтов поднимутся сотни Саади при этом.
....
Чадру над возлюбленной ты подними, руками фигуру ее обними,
стократно запомни: цветок - вот, в саду... Желание, воля, Создателя суть
...
Покрывши пеной море бытия, искра от Бога в мир низверглась, и раскрылись
к познанью вещи, власть уже принять здесь человеку надо - мир обилен,
но упорядочен,  случайность, сущность, свойства - едины по корням и по масдарам,
и продуктивность корней слов и вовсе сто видов слов и парадигм - все даром.
Единый образ Бога в множестве людей, завитки красоты, глаголов крылья
расправлены им, парные идеи образовали уже группы, вылив
света поток, разлитого от Бога.

..
Про тайну сотворенья мира не подражаньем иль воображеньем:
в саду природы расцвели кумиры - любовь и красота, с того движение,
порядок, правила - они не просто так; мышлением объять их - суета.
безписьменное знание не ранее, поскольку Бог благотворящей дланью
подводит к неопределимой точке. Не ранее того приходят строчки
...



Мулла Ахмед Джезири (Маляе Джезири). Диван газелей / А. Джезири ; пер. с курдского (курман-джи) К.Р. Эйюби. - Санкт-Петербург : Наука, 1994. - 287 с.