Обними же меня

Виктор Савченко 2
Вот и кончился мой очень дальний вояж
И обратно домой путь лежит нынче наш
Мы устали давно против ветра грести
Только труд и удача нас могут спасти

Шли мы прямо, упрямо быстрей и быстрей
Незаметно теряли в дороге друзей
Быть должна где-то рядом родная земля
Только не кому стало стоять у руля

Паруса по срывало с натруженных рей
Нет огня, как бывало из моих батарей
Но судьбы предписаний нельзя избежать
А в руках нет уж сил, руль на румбе держать

Но ответственность камнем висит за спиной
Потому, что судьба пошутила со мной
Лишь один знаю я, где сегодня земля
И бессменно стою у руля, у руля
 
Не могу тяжкий груз сбросить я со спины
Впереди у меня буруны, буруны
И  шпангоутов хруст и пробоин оскал
Проложил мне Прокруст курс  прямой среди скал

Но  не время тонуть впереди сотни миль
А всего надо мне лишь семь футов под киль
Полным ходом иду правым галсом в бакштаг
А спасение мне  поворот оверштаг

Что б бурун обойти надо точно решить
В какой точке пути поворот совершить?
Ничего,  не меняя,  жизнь свою я прожил
И решительно на борт я руль положил

Вот бурун от скалы мимо борта прошёл
Значит выпад судьбы обошёл,  обошёл
В напряжении трещит рулевое весло
Моё сердце стучит, пронесло, пронесло

И не знаю давно я, куда же мне плыть?
И прошу я меня у руля заменить….
Только вижу,  меня заменить не спешат
А по палубам все не живые лежат

Не могу я совсем  отойти от руля…..
Но на счастье моё, показалась земля!
Яркой искрой блеснула,  к себе позвала
На ладони Любовь, свое сердце зажгла

И тихонько шурша штевень, ткнулся в песок
Прочно в землю вошёл, словно пуля в висок
Я без солнца и  звезд   по счислению шёл….
Обними же меня,  я дошёл!  я дошёл!


1. Румб.  В морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно деление КАРТУШКИ  компАса расчленённой на 32 части, и соответственно одно из  направлений относительно севера. Румб равен 11, 25 градуса.Всего румбов в окружности 32. Четыре основных и четыре производных от них. Есть и промежуточные. Основные румбы, так как они размечены на картушке. N- норд. или  ноль градусов. Старое обозначение как учили меня когда-то OST -Восток, соответствует 90 градусам на КАРТУШКЕ компАса."Язык Нидерланды".  С 1980 года заменено английским словом EAST-восток, Sous-юг,  мы называем зюйд, и West- запад, соответствует 270 градусов по окружности считая от ноля, что бы получить более мене ясное представление, нужно нарисовать розу румбов,она напоминает розу ветров, и таблицу в икс эле на тридцать две строки и не мене пяти колонок с указанием всех названий  румбов,на голландском и русском языках, а также их сухопутные эквиваленты и соответствующего им выражения в градусах окружности.
И так, держать руль на румбе, значит выдерживать заданное на правление движения судна, относительно частей света. Пример: На румбе  норд ост, значит судно движется в направлении, между нордом и остом, это равно сорока пяти градусам.
2. Правый галс-левый галс. Парусный корабль идущий правым или левым галсом различают так, если ветер относительно судна дует с левой стороны, т.е. в левый борт, то судно идет левым галсом и на оборот. При пересечении курсов у парусных кораблей, судно идущее левым галсом, уступает дорогу судну идущему правым галсом.
3. Бакштаг- курс судна, подчёркиваю, не относительно сторон света, а относительно ветра, курс бакштаг, относительно ветра может быть правого и левого галса. Курс судна относительно сторон света  в этот момент, может быть различным настолько,  насколько позволяет парусное вооружения судна, идти в том или ином направлении относительно ветра действующего на паруса в этом секторе. Если ветер дует с кормы, это фордевинд,если слева или справа с кормы под углом, до сорока пяти градусов, это бакштаг правого или левого галса. При фордевинде и бакштаге, парусное судно имеет наибольшую скорость, и наименьший дрейф. Ветер под углом девяносто градусов к диаметральной плоскости,т.е ветер прямо в борт судна, это Галфвинд, очень опасный ветер,в момент шквала например,"Шквал- резкий порыв ветра", при таком ветре, судно имеет наибольший дрейф т.е. снос с курса под действием ветра. Далее идет Бэйдевинд, далее крутой бэдевинд, ветер с носа под углом, также правого или левого галса.  И встречный ветер, на русском парусном флоте его называли "противным", т.к. дует он против хода судна. Это не курс судна относительно ветра,  это "ПОЛОЖЕНИЕ" судна относительно ветра, и в этом "ПОЛОЖЕНИИ", парусное судно имеет "обстенённые паруса" т.е. их  прижимает ветром к реям, и корабль может получить ход назад. Такое "ПОЛОЖЕНИЕ" судна относительно ветра, называют "Левентик". Это какой-то сектор, впереди по ходу судна, в зоне которого не возможно двигаться вперёд при встречном ветре. 
4. Шпангоут: в переводе с голландского, примерно так - "Деревянное ребро" предназначены во всех сферах применения данного термина, для придания необходимой жёсткости конструкции и скрепления продольных элементов силового набора корпуса судна и крепления наружной обшивки. "Другими словами, ребра как у человека"
5. Штевень -конструктивный  элемент набора корпуса судна, брус являющийся основанием носа судна - форштевень. И кормы- ахтерштевень. Кому приходилось ходить на гребной лодочке, что нибудь типа ялика - брус впереди к которому крепится наружная обшивка, там он ярко выражен.
6.Для парусного корабля, поворот Оверштаг и поворот через Фордевинд, различаются следующим образом. В зависимости от того как пересекается линия ветра, носом или кормой, повороты имеют разное название, и разную степень сложности их исполнения,  при оверштаге линию ветра пересекают носом, при фордевинде кормой.
7. Фразеологизм -"Семь футов под киль", это как пожелание удачной дороги и счастливого пути на берегу. Фут английская мера длинны равна 30,49см, семь футов, примерно два метра под килем судна, считалось достаточно, что бы безопасно пройти мелководный участок без повреждения наружной обшивки.
 8. Идти по счислению, это метод определения текущих координат судна, по известным исходным координатам и параметрам движения. Имеем, точку с исходными координатами, знаем, скорость и направление, можем рассчитать, где будем через час, через сутки. Способ не точный, с каждой новой точкой, накладываются новые ошибки. Метод из прошлого.  Когда на небе нет солнца. А ночью звезд и больше ничего нет, а местоположение судна постоянно надо определять. О современных  методах определения места судна в море, вообще речь не ведём.
9. КомпАс: в нашей среде, ударение на А, по тому как его произносят,  сразу можно отличить берегового, от морского. Если человек говорит компас с ударением на О, значит школу в виде закрытого мореходного учебного заведения он не прошёл.
10 Картушка компАса: Морской компАс, в специальном не магнитном  котелке, на карданной подвеске, что бы не влияла качка и компас висел горизонтально.   В спиртосодержащей смеси, имеющей определённую плотность, на игле, вращается не стрелка, как у тех приборов , что используют на берегу, а картушка, круглая как тарелочка,в которую встроены параллельно друг к другу, не одна а несколько стрелок т.е. "магнитов",  "В принципе та же самая стрелка".
11. Реи - элементы РАНГОУТА судна, закреплены поперечно на мачтах, применительно к парусному судну "к реям крепятся паруса".
12.Рангоут - это мачты, стеньги, реи. Стеньги находятся, "крепятся " к верхней части мачт, реи крепятся поперечно, имеют некоторую подвижность.

Р.s.Фото из личного архива. Учебно производственное судно "Иван Ползунов" Отходил на нём 17 лет.