Пушкин в народных песнях

Илья Токов
        http://www.youtube.com/channel/UCNutHtAhEqwU6ALgHqCVYZA


  "Многие русские композиторы оставили нам богатейшее наследие - удивительные образцы камерного вокального творчества. Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики, составляют единое гармоничное целое. Неизъяснимая прелесть произведений этого жанра со временем всё больше привлекает  сердца профессионалов и любителей музыки. Порою кажется. что некоторые лирические шедевры великого поэта словно ожидали именно этого филигранного музыкального воплощения, духовного соответствия гения и волшебства музыки, какое мы видим в романсах Глинки, Римского-Корсакова, Алябьева и др.
 Совершенство формы и тонкость понимания пушкинских текстов, психологический подтекст фортепианной партии - всё это позволяет глубже и ярче понять творчество великого поэта, равно как и ощутить особенности музыкального стиля каждого композитора".  - из интернета

    Романсы на стихи А.С. Пушкина
М.И. Глинка "Я помню чудное мгновенье"

Римский-Корсаков "Гречанке", "Для берегов отчизны дальной"
 "Медлительно влекутся дни мои",
 "Пророк", "Эхо"
 "Ненастный день потух",
 "Редеет облаков летучая гряда",
 "Мой голос для тебя",
 "Заклинание",
 "Сомнение".

П.И Чайковский "Песнь Земфиры"
П.И. Чайковский "Соловей"

Рубинштейн "Узник"

"Казак" стр. 115
"Романс" - 118
"Черная шаль" - 120
"Черкесская песня" - 122
"Старый муж, грозный муж. . ." - 124
"Песня девушек" (из третьей главы "Евгения Онегина") - 125
"Зимний вечер" - 126
Песни о С. Разине:
  1."Как по Волге-реке, по широкой. . ." - 128
2. "Ходил Стенька Разин. . ." - 129
3. "Что не конский топ, не людская молвь. . ." - 130
"Зимняя дорога" - 131
"Талисман" - 133
"Ворон к ворону летит. . ." - 135
Бесы - 136
"Воротился ночью мельник. . ." - 139

 P.S. Песни взяты ( пронумерованы страницы ) из сборника  "Песни русских поэтов",
Советский писатель,
Ленинград,
1957 г. .
 
   Почти всегда можно сказать, почему та или другая песня стала популярной. Труднее определить соц.границы популярности. В XVIII веке эти границы намечались гораздо отчетливее. С течением времени связь между городом и деревней становилась  все сильнее и сильнее.
Городская песня все более проникала в деревню.
   Произведения Пушкина и Лермонтова в большом колличестве бытуют в песенном обиходе города, но они пользовались популярностью и в крестьянской среде. Судя по записям фольклористов, первое место среди произведений Пушкина занимает его "Узник". Из произведений Лермонтова очень популярным оказалось "Отворите мне темницу. . .". Из богатого поэтического наследия этих поэтов народ выбрал то, что соответствовало их настроению, их жажде свободы.
   Сходным образом подошли к русской старине и народной поэзии декабристы. Их привлекали в русской истории примеры героизма, стойкости и самоотверженности, что должно было иметь воспитательное значение. Таковы «Думы» Рылеева. 
Декабристов интересовали народные разбойничьи песни. Они сочиняли агитационные песни, стараясь приблизиться к народной речи  [«Ах, тошно мне. . .»  и т.д.].
   Но в понимании русской народности Пушкин превзошел декабристов. Он лучше всех отразил освободительные мотивы.
   Находясь в Михайловском, он первый из русских поэтов создает песни на запрещенную тему о Степане Разине, не пропущенные Бенкендорфом к печатанию.
   Несмотря на то, что Пушкин был глубоко верующим человеком,  он непочтительно относился к   
попам. Это отношение так же выражается в ряде народных сказок, которые поэт взял за основу своей замечательной сказки о работнике Балде. Но интерес Пушкина к народному творчеству этим не ограничился. 
      будут читатели - будет продолжение