Многосоюзие

Николай Жданович 2
МНОГОСОЮЗИЕ
(полисиндетон)
Многосоюзие? Ну, - это...
Это если больше двух
Союзов в строчке у поэта,
Союзов одинаковых,
Одних, но больше двух
В четверостишии поэта;
В строфе б мы ожидали,
Чтоб каждый стих её,
Да лучше бы в начале,
Союзом бы обозначали.
И лучше сочинительным
Иль соединительным!
* * *

Что до прозаиков, - то...
То уже не меньше трёх-
В сложном предложении,
И в предложении, желательно,
В сложносочинённом
Союзам быть не меньше трёх!
И это очень скромно:
   «Перед глазами ходил океан,
   и колыхался, и гремел, и сверкал,
   и угасал, и светился, и уходил
   куда-то в бесконечность.»
   (В.Г. Короленко);
   «И волны теснятся, и мчатся назад,
   И снова приходят и о берег бьют...»
  (М.Ю. Лермонтов);
   «Зато и внук, и правнук, и праправнук
  Растут во мне, пока я сам расту...»
  (П.Г. Антокольский);
  «И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
  И лазурь, и полуденный зной...»
  (И.А. Бунин);
   «Она и боялась-то его, и не смела плакать,
    и прощалась с ним, и любовалась
   им как в последний раз» (И.С. Тургенев).

Многосоюзие всегда -
Такое текста построение,
Где вслед идущие слова
Легко соединяются
С словами предыдущими,
А предыдущие - всегда
Союзами являются.
Притом их появление
Повтором называется.
Союзов много, он -один,
Но часто повторяется.
Он тесно прижимается
К однородным всё словам:
Речь томно замедляется
И к вынужденным паузам
Незримо направляется:
   «Тонкий дождь сеялся и на леса,
   и на поля, и на широкий Днепр.»
   (Н.В. Гоголь);
   «И блеск, и шум, и говор волн.»;
   «... и пращ, и стрела, и лукавый кинжал.»
   (А.С. Пушкин);
   «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»
   (М.Ю. Лермонтов);
   «По ночам горели дома, и дул ветер,
   и от ветра качались чёрные тела
   на виселицах, и над ними кричали вороны.»
   (А.И. Куприн);
   «И было взвешено и сверено
   Всё, что заманивало нас:
   И заполярный холод Севера,
   И северная щедрость касс.
   И даровый билет плацкартный
   До незнакомых берегов,
   И простодушные плакаты
   На стендах красных уголков...»
   (А.К. Передреев).
 
Для Полисиндетона-фигуры
Сти-лис-ти-чес-кой
В речи предпочтительны
Союзы сочинительные.
Они просты, легки, пластичны,
Вместе со словами даже энергичны,
А что касается фактуры -
Изящно-стройно-симпатичные:
   «Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
   Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.»
   «Иль чума меня подцепит,
   Иль мороз окостенит,
   Иль мне в лоб шлагбаум влепит
   Непроворный инвалид.» (А.С. Пушкин);
   «Я или зарыдаю, или закричу, или
   в обморок упаду.» (А.П. Чехов).

Редчайший случай приведу,
Такой, чтоб сразу не поверили:
Многосоюзье, на виду!
Сменяет бессоюзие
В одном стихотворении!:
   «Моя безбожная Россия,
   Священная моя страна!
   Её равнины снеговые,
   Её цыгане кочевые, -
   Ах, им ли радость не дана?
   Её порывы огневые,
   Её мечты передовые,
   Её писатели живые,
   Постигшие её до дна!
   Её разбойники святые,
   Её полёты голубые,
   И наше солнце и луна!
   И эти земли неземные,
   И эти бунты удалые,
   И вся их, вся их глубина!
   И соловьи её ночные,
   И ночи пламно-ледяные,
   И браги древние, хмельные,
   И кубки, полные вина!
   И тройки бешено-степные,
   И эти спицы расписные,
   И эти сбруи золотые,
   И крыльчатые пристяжные,
   Их шей лебяжья крутизна!
   И наши бабы избяные,
   И сарафаны их цветные,
   И голоса девиц грудные,
   Такие русские, родные,
   И молодые, как весна,
   И разливные, как волна,
   И песни, песни разрывные,
   Какими наша грудь полна,
   И вся она, и вся она -
   Моя ползучая Россия.»
   (И. Северянин).