5. О утро, как ты радуешь собою... 1599

Сергей Петриков
О утро, как ты радуешь собою,
каким покоем веешь неземным!
Тебе бы светом стать сейчас простым,
но сизых ты туманов скрыта мглою.

Но и в туманах даришь счастье мне –
привык я к фленсбургскому покрывалу
и к солнца грандиозному завалу –
живёшь ты как бы в ватном душном сне.

Но много ли для рая, кстати, нужно –
листок бумаги, ручку и чернил.
Во мне гнездо поэзии дух свил,
чтоб прозу я прогнал, что лжёт натужно... (20.3.1999)


Адрес фото: http://risuy.info/wp-content/uploads/2015/03/-.jpg

На фото: картина Альфреда Сислея "Туманное утро"

Информация о творчестве художника. "Поэзия в пейзажах Альфреда Сислея".

Март 28, 2016 Татьяна Хакман
 
В ряду европейских художников XIX века особняком стоят полотна Альфреда Сислея. На них нет разбушевавшихся стихий, фееричных праздников и эротических сцен. Только спокойное течение реки, просторы полей и бескрайнее небо…

Мягкая и деликатная, как и сам автор, эта пейзажная лирика глубоко западает в сердце того, кто останавливается рассмотреть картины поближе.

Мост

Интересно, что Альфред Сислей (Sisley) считается французским живописцем, но по происхождению он был англичанином. Англичанином, который родился и вырос во Франции, а на исторической родине своей семьи побывал лишь три раза в жизни. Отец Альфреда, преуспевающий коммерсант, надеялся на то, что сын продолжит семейное дело, однако юноша выбрал своей стезей искусство. Восторгов в семье это не вызвало, но к выбору молодого человека постарались отнестись с пониманием: выделили достойное содержание и оставили в покое.

Туманное утро

В двадцать лет Сислей поступил на обучение в мастерскую Глейра, где и произошла судьбоносная встреча молодых художников, позже основавших ядро нового направления живописи – импрессионизма. Три года спустя начинающий живописец вместе с товарищами Моне, Ренуаром, и Базилем покинул мастерскую своего пожилого учителя. Оставив за спиной сухой академический стиль рисования, «непримиримые бунтовщики» отправились открывать новые горизонты в живописи.

Основной идеей импрессионистов было стремление запечатлеть переменчивые состояния окружающего мира, поймать краткий миг и отразить его на холсте.

Тут и раскрылась искренняя любовь Альфреда Сислея к пейзажам. Художник упивался мягкими видами спокойной, «окультуренной» природы и пытался передать чувство счастливого умиротворения в своих картинах.

Деятельность Сислея в кружке единомышленников не ограничивалась только творчеством. Именно он больше всего времени и сил тратил на организацию независимых выставок для себя и своих товарищей, ведь официальное искусство Франции не признавало нового направления.

Ивы в поле, день

Годы напряженной творческой работы художника осложнялись жизненными неурядицами. Любовная связь Альфреда с натурщицей Эжени Лескузе и рождение внебрачных детей стали причиной раздора в семье – разгневанный Сислей-старший отказал «непутевому» сыну в денежном содержании. Вскоре последовала франко-прусская война, которая уничтожила все имущество молодого художника, а также полностью разорила семью его родителей. Всепоглощающее пламя войны сгубило и большую часть картин Сислея. От раннего периода творчества выдающегося мастера сохранилось всего 17 полотен.

Альфред Сислей создавал свои работы в легкой манере, не любил подчеркивать драматизм происходящего.

В отличие от своих товарищей, он писал обычную жизнь, не приукрашивая и не романтизируя ее. На его полотнах почти нет изображений людей, а если персонажи и встречаются, то они органично вписываются в пейзаж. Главными героями картин французского живописца стали вода и небо. По собственным словам, художник всегда начинал писать пейзаж в неба, которое для него являлось не просто фоном, а ключевым элементом всей композиции.

Закат

Одними из самых значительных вех в творчестве Альфреда Сислея считаются две серии картин. Первая была создана во время краткой поездки в Англию. На этих полотнах художник запечатлел завораживающие виды Хэмптон-корта. Сюжетом для второй серии послужило наводнение в местечке Марли.

Барка во время наводнения в Пор-МалиБарка во время наводнения в Пор-Мали

К 40 годам Альфред Сислей устал от борьбы за успех. Он перестал выставляться и переехал в Море-сюр-Луэн – поближе к любимой природе и подальше от богемной жизни. Изменчивая публика с восторгом принимала работы Моне, который создавал смелые полотна с вызывающими спецэффектами. Высший свет увлекался портретами и жанровыми сценами Ренуара, отражавшими интересы людей того времени. А спокойные пейзажи Сислея, по злой иронии судьбы, были признаны «слишком классическими», и не вызывали интереса у критиков. Хотя именно его работы отражали глубинную суть импрессионизма: художник всегда писал только то, что видел, и многократно запечатленный пейзаж на разных картинах выглядел каждый раз по-новому.

Весенний день 

Тонкую поэзию воздушных пейзажей Альфреда Сислея люди оценили только спустя годы после его смерти. Эти полотна дышат умиротворением и оптимизмом, которые мастеру удалось пронести сквозь годы непростой жизни. Такое искусство не бросается в глаза, но, прочувствовав, его уже невозможно забыть.