Второзаконие 5-я книга Моисея

Николай Медведев 4
      В т о р о з а к о н и е-
пятая книга Моисея.

       Написана в пустыне в 1473 г
до н.э., состоит из прощальных
наставлений Моисея народу
Израиля на пороге вступления
в обетованную землю.            
На равнине перед Суфом,
меж Фараном и Тофелом,
(веря книге, а не слухам),
Моисей в хитоне белом,
сняв с себя свой верный меч,
пред народом держит речь.
Вспомнил он бои и беды,
разоренье Есевона,
павших всех на этом фоне
и царя Васана Ога,
о всех жертвах, коих много,
В этот год сороковой
со дня сурового исхода,
для Моисея – роковой
и год утраты для народа
он объяснял законы Бога
у ханаанского порога:
«И не как басни соловья
вы расскажите сыновьям,
а те поведают пусть внукам,
как вы мечом добыли, луком
нам так желанную свободу,
землю, что обещал народу
через отцов наших Всевышний,
к её пределам мы и вышли.
Чтоб в памяти их освежали
десятисловие скрижалей.
И, продолжая свою речь,
сказал, как души им беречь:
«Ни с кем не говорите резко,
не поступайте, братья, мерзко,
гасите в головах брожение,
не делайте изображения
себе ни женщин, ни мужчин.
нет для того у вас причин:
у вас есть Бог, живой Творец-
наш воспитатель и Отец.
Не кланяйтесь любым планетам
и ни зимою, и ни летом –
не надо кланяться тому,
что Бог создал миру всему.

       Моисей напоминает
израильтянам десять заповедей.
Я Иегова – твой единственный Бог,
давший всем ум и соображение,
Чтобы человек верил мне и не мог
делать резные изображения
Существ поднебесных, наземных и водных
и жил по Завету среди людей свободных:
«Не кланяйся им. идолам лжи,
а Богу живому служи.
Будь в жизни всегда рачительным,
а к Богу живому – почтительным.
Соблюдай субботние дни,
для отдыха даны они.
Проявляй к субботе уважение,
посвяти этот день богослужению.
Мои заветы постоянно читай,
родителей своих почитай.
Никого преднамеренно не убивай,
в любых трудностях на Бога уповай.
Не прелюбодействуй и не кради,
знай, возмездие ждёт впереди.
Не говори ничего лишнего,
не лжесвидетельствуй против ближнего.
Не желай чужой жены,
ибо дети твои будут любви лишены.
Все на скрижалях повеления
были сказаны для нового поколения
евреев на горе, из облака и огня,
а так же для грядущих тебя и меня.
Живи мирно, никого не насилуй,
люби Бога всем сердцем и силой.
Внуши эти заповеди детям,
чтобы жили без проблем на свете.
Не ходите за другими богами,
они с неживыми ногами.
Мастер вырезал их, они ложные,
разве им по плечу дела сложные?
Они эолотые или железные,
но всегда для действий – бесполезные.
Не проверяйте Бога в насмешливой гримасе,
как хотели испытать в Тавере и Массе.
Соблюдайте все ваши обеты,
чтобы вы остались в живых,
чтобы родными не были отпеты
по обычаю в домах жилых.
За все сорок лет скитаний
Я учил смирению отцов.
и оберегал их от метаний,
и кормил их манной, а коней – овсом.

         Не хлебом единым.
Отгонял от них врага и зверя,
подвергал их испытаньям снова,
чтоб проверить, как сильна их вера,
и верны ли эти люди слову.
Чтоб безгрешны были перед небом,
чтобы каждый человек узнал,
что жить надо не единым хлебом,
но и словом, что Господь сказал.
Как отец твой наставляет сына,
так и бог вас исправлял до ныне.

      Награда за послушание Богу.
            
Заповеди Бога соблюдай,
от меня отдачи ожидай.
В землях, вам обещанных, вражды
никогда не будет и нужды:
Там вас ждут деревья исполины,
воды орошают там долины,
Там вода чиста, как ваши слёзы,
урожайны винограда лозы.
                3
Там железо в камнях есть и медь-
всё. что надо, будете иметь.
Но когда доволен будешь, сыт
и достойный обустроешь быт,
                4
разведёшь стада коров, отары,
повзрослеют внуки, будешь старым.
детям говори, не забывай,
что всё это с Богом добывал.
                5
А не говори: «Не зная мук,
приобрёл всё силой своих рук».
Не гордись, что ТВ такой орёл   
был, когда всё это приобрёл,
                6
что добыл всё кровью и мечом,
«А Господь здесь, - скажешь, ни при чём!»
Если Бога своего забудешь,
поклоняться истуканам будешь,
то погибнешь ты и весь твой род
и весь, Богом избранный, народ».

Ч е т ы р е раза израильтяне
раздражали Бога.
                1
Во время бегства из рабской неволи
не раз вы бога раздражали.
Когда писал Я вам скрижали,*
ума хватило и силёнки
               
вылить золотого телёнка,
стали потом кланяться ему,
зачем то совершили, почему?
Заветы Бога вы забыли
                3
и Иегову оскорбили.
Вокруг телёнка в тучах пыли
вы все неистово плясали,
как будто бесы вас кусали.
                4

А Моисею – не до шуток:
пал ниц, лежал так трое суток,
молился он, не пил, не ел,
чтобы смирил Господь свой гнев.
                5
Я уничтожить вас хотел.
Молился Моисей, потел.
И Я сменил свой гнев на милость,
вам снова счастье отломилось.
                6
Когда испытывали жажду,
веру терял почти что каждый.
Но в скалу посоха удар
по моей воле воду дал.
Тогда вы Массе и Тавере
поколебались сильно в вере.

Вытесаны новые скрижали.

В то время ко мне было слово,
вот что сказал мне Иегова:
«Вытеши из камня две скрижали,
чтоб вы их в сохранности держали,

такие же, как ты тогда разбил,
за что я в гневе вас чуть не убил.
И деревьянный сделай ящик,
чтоб был красивым и изящным»…

     Дни незаметно пробежали,
ковчег я сделал и скрижали
и с плитами поднялся вновь
на гору, где те десять слов
Бог написал нам на скрижалях,
чтоб мы их с вами уважали,
завету следовали строго,
любили и боялись Бога.

Примерно в то златое время
Бог отделил Левия племя,
чтобы ковчег они носили,
а соглашенье бвло в силе,
чтоб службу Господу справляли,
всех на добро благословляли.

Я на горе был сорок суток,
когда я спал, мой сон был чуток.
Но чаще не смыкал я глаз.
Услышал Бог меня в сей раз.

И в этот раз сказал мне Бог:
«Есть в мире множество дорог.
Стань у народа впереди
и всех в ту землю приведи,

которую, клянясь отцам,
я обещал отдать им сам».
Израиль, вот тебе вопрос:
тебе по силам Бога спрос?

Ты должен лишь его бояться,
любить, молиться, поклоняться
Богу принадлежит земля и что на ней,
но из всех народов вы ему родней.

Не упрямтесь, обрежьте плоть своих сердец,
слушайте Бога, ведь он – ваш Отец.
Будьте  верны ему, хвостом не виляйте,
благодарите его и восхваляйте.
Глава 11.
Награда за послушание
Благословление и проклятие.

Соблюдайте заповеди, их записал вам Бог,
чтоб каждый из вас прийти смог
в землю, данную Богом в наследство,
для овладения ею у вас есть все средства.

Земля та, как превосходный эпитет!
Она не такая, как дал вам Египет.
Там её поливали с помощью ног,
а там горы и долины поливает Бог.

С неё вы получите большой доход-
взгляд Бога на неё обращён круглый год.
Примите мои слова сердцем и душой,
повяжите их на руку, как знак большой.

Дайте эту надпись каждому столбу,
пусть они будут, как повязка на лбу.
Учите словам ваших детей, говоря о них,
не оставляйте детей с нечистыми одних.

Место, где ступит ваша нога,
Бог поможет освободить от врага.
Навсегда, без выкупа и обмана,
от пустыни до гор Ливана,
от Евфрата до западного моря
земля станет вашей вскоре.
Предлагаю вам благословение и проклятие,
всё зависит от вашего восприятия:

благословение, если вы Бога не забудете,
и ему повиноваться будете.
А проклятие, когда отклонитесь от пути,
по которому я велю вам идти.
и пойдёте за другими богами,
тогда мы с вами станем врагами.

Когда вы придёте в обещанную землю,
то, словам моим внемля,
поднимитесь на гору Гаризим,
если Бог для вас неотразим,

то вспомните моё повеление,
произнесёте мне благословение.
Если кто хочет, чтоб народ горевал,
произнесите проклятие на горе Гевал.

Об истинном богослужении. (12)

Когда вы там победите своих врагов,
уничтожьте их самодельных богов
и места, где они служили своим Богам,
бросьте их идолов к своим ногам.

Разбейте их колонны и столбы,
истребите эти нечистые лбы.
Богу своему так не служите,
ковчег и скрижали в то место положите,
которое выберет Бог,
чтобы каждый придти туда смог.

Туда приносите всесожжение и десятины,
первенцев от вашей скотины,
приношения по обету.
Можно приступать с роднёй к обеду,

когда бы твоя душа не захотела,
убей животное и отрежь мясо от тела.
Чистый и нечистый могут есть это мясо,
только кровь не ешьте. Ясно?

Вылей её на землю неспеша,
потому что кровь – это душа.
Обработай и приготовь тушу,
но нельзя есть с мясом душу.

Вы не делаете того для врагов,
как они мерзости для неживых богов:
ради никчемных ритуалов и затей
они сжигают своих детей.

Испытание лжепророков.

Если у тебя появился пророк
и даёт знамение и оно исполнится,
а потом скажет: «Не служи Богу,
 какой тебе прок?
Пусть твоя вера к другим богам клонится»,

то не слушай слов такого пророка,
от него лишь одна морока,
потому что бог испытывает тебя вновь:
истинна ли к нему твоя любовь.

Только за Богом Иеговой ходите
и все его заповеди блюдите.
А тому пророку не верьте,
он должен быть предан смерти.

Если какой-нибудь человек,
будь то твой сын или брат,
независимо, какой его век,
служить другому богу рад,

богу окружающих вас народов,
и зовёт тебя или кого-то из рода,
не соглашайся, не сочувствуй ему,
камни, брошенные  в него,-ответ ему.

Пусть не шалят твои нервы,
твоя рука должна быть первой,
чтобы предать его смерти.
Одному лишь Богу верьте.

Когда народ над ним надругается,
Израиль, услышав это, испугается.
Если в одном из твоих городов
появилось хоть пару родов,

искушающих людей другими богами,
считайте их всех врагами.
Убейте жителей города мечом
или забросайте  кирпичом

Уничтожай город и всё, что в нём,
остриём меча и огнём.
Никого из города не пощади,
всю добычу собери на площади

и сожги, как приношение Богу.
Город будет развален, туда забудут дорогу.
Ничего не бери из добычи,
Богу верь и презирай обычай.


Постановление о пище. (14)

Вы, сыновья вашего Бога Иеговы,
не брейте ради умерших брови,
не делайте на себе нарезов,
ведите образ жизни трезвый.

Не говорите слова дерзкого,
не ешьте ничего мерзкого.
Не ищите мест злачных,
ешьте животных только жвачных

и с разделёнными копытами,
это уже временем испытано.
А живущих в воде можно тех есть,
у кого чешуя и плавники есть.

Если поймать случится,
ешьте любую чистую птицу.
Нельзя кушать и запрещается лов
коршунов, грифов, орлов,
чаек, сов и сычей,
пеликанов и бородачей,
аистов, цапель и лебедей.
Не ешьте их и предупреждайте людей.

Лето каждый год провожая,
отдавайте десятую часть урожая,
собранного а прошлом году,
в склад, чтоб мы пищи не лишали
тех, кто не может купить еду:
пришельца, левита и сироту,
чтоб они тоже имели что-то во рту.

Субботний год. (15)
В конце каждого седьмого года
объявляй об освобождении для народа:
«Я сегодня в честь Иеговы извещаю,
кто мне должен, всем прощаю».

В этом есть практический толк,
Бог благословит тебя, ты будешь давать в долг
под залог многим в народе,
а сам не будешь брать в долг, ни в коем роде.

Если кто-то из твоих братьев обеднеет,
то тебе должно быть виднее,
как помочь твоему брату,
не горюй, что понесёшт затрату.

Будь щедр, дай ему под залог,
обойдись без сетования и склок.
Пусть не возникнет у тебя подлая мысль:
«Скоро седьмой год. Дать в долг? Какой смысл?»

Проситель пожалуется Богу при всех
и ты возьмёшь на себя грех.
Будь щедр к обедневшему брату
и Бог возместит тебе затрату.

Если тебе продан в рабство твой брат еврей
и прослужил шесть лет и триста дней,
то ты должен отпустить его в год седьмой,
пусть возвращается к себе домой.

Дай ему что-нибудь из стада и гумна,
а также из давильни масла и вина.
Отнесись к бывшему рабу любя,
помни, из рабства Бог освободил и тебя.

Если же, так может статься,
что раб пожелает у тебя остаться,
тогда в руку своё шило бери
и приколи его ухо к двери.
Пусть немного постоит столбом
и навсегда останется твоим рабом.
Как я наставлял твоих отцов,
освящай Богу первенцев-самцов
от козы, овцы и коровы,
но чтобы они были здоровы.

Не работай на первенцах – быках
и не стриги шерсть у барашек на боках
ешь их перед Богом на святом месте
со всею семьёю вместе.

Только, Боже тебя упаси,
хромых и слепых в жертву не приноси.
Кровь жертвы на землю вылевай,
она - душа, про то, не забывай.

Праздник пасхи, седьмиц и кущей
                (шатров).16
Помни о месяце авиве*
и празднуй пасху, посаящённую Богу.
Когда реки были в разливе,
тебе из Египта Бог указал дорогу.
Приноси пасхальную жертву из отары или
стада,
кушать с ней заквашенного не надо.
Ешь жертву там, где есть имя Бога,
приглашай к трапезе любого.
При заходе солнца начинай ужин,
оставлять мясо до утра не нужно.
Ешь пресные лепёшки шесть дней,
а в седьмой – собрание при свете огней,
посвящённое нашему Творцу-
Иегове, небесному Отцу.
Празднуй праздник недель,
когда освабодишься от дел,
после шести недель, не боле,
как вышел с серпом в поле.
Когда смолкнет на гумне стук для ушей, празднуй дни шалашей.
За свой стол сирот и вдов сажай,
чтобы Бог дал в другой год урожай.
Во всех городах поставь начальников и судей, чтобы вершили правелный суд меж людей.
не бери взятку, она глаза ослепляет
и слова праведных искажает
и в тюрьмы невинных сажает.
Советуйся с Богом и думай лбом,
не сажай дерева, которое хочешь сделать священным столбом.
Там её поливали с помощью ног,
а здесь горы и долины поливает Бог.
С неё вы получите большой доход-
Бог смотрит на неё круглый год.
Вспомноте моё повеление,
произнесёте мне благословение.
Если кто хочет, чтоб народ горевал,
произнесите проклятие на горе Гевал.
Примите мои слова сердцем и душой,
повяжите их на руку, как знак большой.
Дайте эту надпись каждому столбу
пусть они будут, как повязка на лбу.
Учите словам ваших детей, говоря о них,
не оставляйте детей с нечистыми одних.
Место, где ступит ваша нога,
Бог поможет освободить от врага.
Навсегда, без выкупа и обмана,
от пустыни до гор Ливана,
от Евфрата до западного моря
земля станет вашей вскоре.
Предлагаю вам благословение и проклятие,
всё зависит от вашего восприятия:
благословение, если вы Бога не забудете,
и ему повиноваться будете.












А проклятие, когда отклонитесь от пути,
по которому я велю вам идти.
и пойдёте за другими богами,
тогда мы с вами станем врагами.
Когда вы придёте в обещанную землю,
то, словам моим внемля,
поднимитесь на гору Гаризим,
если Бог для вас неотразим,

      Глава 17
  Наказание   идолопопоклонни               
 о повиновении властям, о царе.               
Нет другого бога, кроме тебя,
который к нам незаслуженно добр, нас любя.
Твой слуга тобою проверен,
будь имени своему верен.
Пусть оно возвеличится на век            
Служи Богу рьяно,
но не приноси с изъяном
в жертву быка или овцу
небесному Отцу.

Если тебе скажут,
что в городе появился мужчина,
обвинить которого есть причина:
он поклоняется другим богам,
падает идолам к ногам.

Ты отнёсся к этому серьёзно,
проверил всё скрупулёзно
и вполне убедился,
что этот человек провинился.

К тому же два свидетеля есть,
чья,вне подозрения, честь.
Они по делу проходили
и вину его подтвердили.
Выведи этого мужчину к воротам
и побей его камнями там.

На нём первыми будут свидетелей руки,
чтобы отправить его на муки.
Коль сложно для тебя судебное дело,
иди к левиту или судье смело.

Как поступить, решение объявят
и по нужному пути направят.
Поступай, как гласит закон,
ставя жизнь виновного на кон.

Если тебе хочется поставить царя,
блага на новой земле творя,
то поставь того, кого выберет Бог,
Ставь царём душу из твоих братьев,
но выбирай по уму, а не по платью.

Не выбирай царя по танцам,
а также не желай иностранца.
Кандидат в цари не должен быть, как пижон,
и не должен увеличивать число жён.
Не должен безумно копить злато и серебро,
а делать для подданных добро.

Он должен сделать себе копию закона,
чтобы быть с каждым пунктом его знакомым
и не только его знать и понять,
но соблюдать и выполнять.

Глава 18. Доля жертвы священника.

У священников – левитов,
у всего племени Левия,
нет доли от Израиля,
есть доля в жертве, как премия,
согласно положению,
левиты едят долю приношения,
сжигаемого на огне:
челюсти, желудок и лопатка,
на том месте, где есть имя Бога, а не вовне.
Левиту от жертвы то достаётся,
что от стрижки остаётся-
первая шерсть овцы,
а также они части урожая ловцы:
первое зерно, масло, вино,
вот всё, что левиту от жертвы дано.

Если левит ещё молод
и переедет в другой город,
у него будет такая доля, как и у братьев:
тот же сан и тот же набор платьев.

И таким словам моим внемли,
когда придёшь в новую землю,
не делай мерзость, как местный народ:
не проводи через огонь детей ни ты, ни твой род.

Не обращайся к вызывающему духов,
сторонись сплетен и слухов.
Все, кто это делает, для Бога мерзки,
а к верующим – другие мерки.

Местный народ слушает тех, кто гадает,
поэтому сейчас он страдает.
Я дам тебе пророка из твоего народа,
вас с ним взрастила одна природа.

Его речь будет, как ваша, проста,
я вложу свои слова в его уста.
Кто не последует его совету,
тех призову к ответу.

Но если будет говорить от себя пророк,
выдавая это за веление Бога,
то какой от него прок,
с ним надо поступить строго:
он не должен жить с нами,
его надо забросать камнями.

Глава 19. О городах-убежищах.

Когда войдёшь в землю, обещанную Богом,
тебе надо подумать о многом
и принять законы, которые  вам знакомы.
Подготовь три города, чтобы там убийца жил,
который нечаянно убийство совершил.
А то мститель, без суда, сгоряча 
может решать его участь с плеча.

Пусть будет там убийце кров,
чтобы не пролилась до суда кровь.
Но если человек преднамеренно убьёт иного,
а таких случаев может быть много,

и в город - убежище убежит,
то он не должен там жить;
старейшинам из его града
из убежище забрать убийцу надо.

Эти законоблюстители
должны отдать убийцу в руки мстителя.
Прервётся убийцы жизни нить –
его должны казнить.

И такой закон выполняй обязательно-
не передвигай межевые указатели.
Чтобы человека в грехе обвинить,
надо показания свидетелей сравнить.
Для вынесения наказания
должно быть два показания.

Если показания навет,
свидетель должен держать ответ.
За ложные показания
неотвратимо наказание

смертью или тюремным сроком,
для других это будет уроком.
Пусть закон будет строг для вас:
зуб за зуб, глаз за глаз.

Глава 20. О войне.

Когда в бою увидишь колесницы
своего многочисленного врага,
пусть не закрываются в страхе ресницы,
пусть не дрогнет ни рука, ни нога.

Знай, что рядом с тобой твой Бог,
молись ему, чтобы он помог.
Пусть священник обратится к боевой рати:
«Не позволяйте сердцам робеть, братья,
сражайтесь руками и думайте головами,
чтобы спасти вас, Бог сражается вместе с вами».

Начальники тоже должны сказать:
«Слушай нас, боевая рать.
Кто построил дом, но не успел вселиться,
его могут убить, а в доме будет другой веселиться,
пусть такой человек идёт домой.

Если кто с женщиной обручился, но не успел жениться,
пусть идёт домой, чтоб смерти с ним не приключиться
Если есть среди вас труслив и бледен с лица,
пусть идёт домой, чтобы не растаяли и ваши сердца.

Прежде, чем начинать сражение,
сделай врагу о мире предложение.
Если  согласится , то останется твоим подневольным
и стороны будут, временно, довольны.
Если не пойдёт на мир, то, победив, ты с плеча
убьёшь всех его мужчин остриём меча.
Женщин и скот, всю добычу заберёшь себе,
это твой трофей в кровавой борьбе.
Даже в военное время,
не уничтожай фруктовые деревья.

Глава 21.Расследование убийства. Право жены.
                Непокорный сын.
Если на твоей земле найден труп
и его убийца неизвестен,
то ты не будь безразличен и глуп,
а приди туда со старейшинами вместе
в один из ближайших городов
в поисках преступных следов.

Старейшины того города
должны взять корову,
не ходившую под ярмом,
не вымазанную дерьмом
и отвести её в речную долину,
нарвать ягод дикой малины,
потом свернуть корове шею
и положить в траншею.

Туда придут священники-левиты
или кто-нибудь из этой свиты.
Все должны вымыть руки над коровой,
если она была необъезженной и здоровой.

и сказать: «Господи, благослови,
мы не проливали её крови.
Не возлагай, Боже, вины на свой народ,
её кровь не проливал наш род».

Так ты удалишь от себя вину
и не будешь у греха в плену.
Когда ты пойдёшь сражаться с врагами,
поразишь их мечом и затопчешь ногами,

а среди пленных увидишь красавицу
и она тебе сильно понравится,
то приведи её в свой дом,
пусть она острижётся в нём.

и снимет с себя накидку,
а ты ей устрой отсидку:
пусть она весь лунный месяц,
из стороны в сторону не мечась,

оплакивает  мать и отца,
пока не оттают ваши сердца.
Если её боль вся извелась,
вступи с ней в интимную связь.

Пусть она станет твоей женой.
Если ты её недоволен, то есть путь иной:
отпусти даму, не греша,
куда захочет её душа.

Не продавай её ни в коем случае,
отпусти, не унижая и не мучая.
Если у человека две жены,
но по-разному в его сердце отражены:

одна – для сердца, другая – для тела,
и та, и другая детей захотела
и каждая сына родила.
У нелюбимой жены сын раньше родился
и первородством своим гордился.

Благодаря этому средству,
он получит при разделе две трети наследства.

     Если у вас сын непокорный,
на плохие дела проворный,
не слушает отцовского слова,
пьёт и хулиганит снова и снова,
то его к старейшинам надо доставить
и для побития камнями оставить.

Если человек грех совершил,
а суд повесить его решил,
то труп не должен ночью висеть.
Ты его сними и в покрывало одень
и похорони труп а тот же день.

Глава 22. Закон о братстве. Половые
                преступления.
Если ты увидишь заблудшего быка,
отведи его домой твоему брату.
Или пусть он побудет у тебя, пока
твой брат не обнаружит утрату.
Будет искать его везде
и не заглянет к тебе.

Так же поступай со всяким предметом,
помня, что велел тебе Бог об этом.
Женщине нельзя носить мужскую одежду,
чтобы не выглядеть перед Богом невеждой

Хоть и нет по крыше хождения,
сделай на ней ограждение
Чтобы вспашка поля успех пронесла,
не запрягай вместе быка и осла.
Не носи одежду из пряжи шерсти и льна,
чтоб кожа твоя не была больна.

Если жена оказалась не девственница,
не теряй, муж, своего лица,
Пусть её родители невиновность докажут,
старейшинам накидку её покажут.

Если она невиновна, то заплатит штраф муж-
сто сиклей серебра – её родителям куш.
И будет она его женой навсегда.
Если девственницей не была она,
то погибнуть под камнями должна.

Если мужчина с замужней женщиной имел интим,
то побоища камнями не избежать им.
Если мужчина с обручённой с другим ляжет,
то совет старейшин их смертью накажет.

Если мужчина схватит обрученную с другим
и в поле с ней ляжет,
то совет старейшин лишь его накажет:
девушка о помощи кричала,
но ей лишь эхо отвечало.

Если с не обрученной мужчина ляжет,
то совет старейшин лишь его накажет:
родителям её – 50 сиклей серебра,
а девушка станет, как Ева, от его ребра.

      Глава 23.Проституция.
Бог озабочен тем не на шутку,
чтобы в храме никто не имел проститутку.
Не приноси в храм блуднице плату
или педарасту, сие не позволено брату.

Не заставляй своего брата платить проценты,
как доход с займа, ни цента.
Если дал Богу обет, не медли его исполнить,
потому что он об этом хорошо помнит.

Проявляй к Богу уважение,
это твоё добровольное приношение.
В чужом винограднике ешь вволю,
но не собирай в корзину даже малую долю.

Глава 24. Развод. Залог. Проказа.

Кроме всего прочего
не обманывай наёмного рабочего:
до захода солнца отдавай дневную плату
будь то пришельцу или еврею-брату.

Нельзя за детей предавать смерти отцов
и детей - за родителей, даже подлецов.
Каждый за свой грех отвечает,
и невиновность или смерть получает.

Собрав урожай, направляй с поля стопы,
но забирай не все снопы:
оставь сноп для сироты
и будешь благословен Богом ты.

Когда убираешь маслины и виноград,
не срывай все ягоды подряд.
Оставь что-то для сирот и вдов,
чтобы и они покушали плодов.

                Глава 25. Левират.

Если братья живут вместе
и один из братьев умрёт,
не оставив жене сына,
то вдова, не теряя чести,

не должна выходить за чужого мужчину,
почему? Закон. Не ищите причину.
Её деверь должен подойти к ней
для заключение левиратного брака.
А первенец, которого Бог пошлёт ей,
унаследует имя умершего брата.

Если он не захочет жениться на вдове,
то оскорбление от неё получит.
Она старейшинам жалобу вручит:
«Брат покойного мужа не хочет этого брака,
отказывается сохранить имя брата».

Если перед лицом старейшин откажется,
то это на действиях вдовы так скажется:
Она снимет с его ноги сандалию,
плюнет ему в лицо и скажет далее:
«Пусть так поступит с тобой весь народ,
коль ты отказался продолжить брата род».

Если будут драться два мужчины,
а жена одного из них, желая помочь мужу,
оторвёт яйца по этой причине,
то этим она посадит себя в лужу:
за это ей отрежут руку,
чтоб другие жёны усвоили науку.

Можешь жить беспечно, как снегирь,
но в сумке не носи двух разных гирь:
маленькой и большой,
за это перед Богом отвечаешь душой.

К небесам обращая свой лик,
вспомни, что сделал тебе Амалик,
когда вы бежали от фараона,
не чтящего Божьего закона.
Изгладь, из-под неба память о нём,
из памяти твоей яростным огнём.

Глава 26. Принесение первых плодов.

Когда ты освоишь землю, что дал Бог,
работай на ней, любя, не будь плох.
А когда получишь урожай,
что делать дальше, соображай.

Возьми часть первых плодов урожая,
положи их в корзину и отнеси в храм.
Радуйся, что тебе ничего не угрожает,
благодари Бога, что дал эту землю вам.
Отделив десятую часть урожая,
в третий год уплаты этой части
ты, как положено, не возражая,
к левиту, к сироте и к вдове проявишь участье.

Скажи перед Богом: «Я делал не предвзято,
не оставил в доме и доли того, что свято».
Ты побудил Иегову сказать,
что он будет твоим Богом,
а Иегова дал тебе знать,
что ты его народ. Чти заветы строго.

Глава 27.

Проклят тот, кто из зависти и досады,
убьёт другого человека из засады.
Если ты за деньги убийца,
над тобой тьма проклятий клубится.
Кто не чтит Божьего слова,
того тоже проклянёт Иегова.

Глава 28. Условия благословения
и наказания в земле обетованной.

Соблюдай законы, слушай божий голос,
с твоей головы не упадёт даже волос.
На тебя устремятся благословения
на всю твою жизнь, каждое мгновение.

Самой высокой и святой пробы
будет благословен плод твоей утробы.
Плод твоей земли и плод твоего скота-
от коровы и до кота.

Будет благословлена твоя пажить и башня,
а также твоя корзина и квашня.
Бог твоих врагов разобьёт
и тебя своим народом назовёт.

Не будешь слушаться Бога,
проклятия возьмут тебя в плен
и тебя преждевременно настигнет тлен.
Ты будешь сеять много семян,
но с урожаем выйдет изъян:

саранча сожрёт много растений,
наступит духовное растление.
Ты будешь своим врагам служить,
в голоде, наготе и нужде жить.

Из-за длительной осады
ты превратишься в заразный рассадник.
В голод будешь есть то, что даст утроба,
так, мучаясь, дойдёшь до гроба.

Бог рассеет вас среди других народов,
как пыль осенних огородов.
Там, чтобы угодить врагам,
будешь служить чужим богам.

Бог даст там тебе слабые глаза,
трусливое сердце, душу в отчаяньи.
Знай, что мимо не пройдёт Божья гроза,
если ты согрешишь, даже нечаянно.

Глава 29. Палестинский завет
                (вступление).
Справка: до этого было семь других заветов:
Эдемский, Адамов, Аврамов, Ноев, Моисеев, Давидов,
Новый. Палестинский завет ставит условия ,
на которых Израиль может войти в обетован-
ную землю. Палестинский завет состоит из
 семи частей: рассеяние за непокорность;
покаяние в период рассеяния; второе пришествие
Господа; возвращение евреев и воссоединение;
всенародное обращение; суд над гонителями
 Израиля; будущий расцвет народа.

Вот слова соглашения,
чтобы избежать всякого лишения,
которое Бог повелел Моисею
с многочисленной братией всею
и сыновьями Израиля заключить,
чтоб их вхождение в новую землю облегчить:

«Вы сейчас стоите перед Богом,
старейшины и главы племён,
чтобы, обсуждая соглашение, строго,
принять закон для будущих времён.

Если кто клятву завета нарушит,
то Бог в себе яростный гнев не затушит,
на того все язвы, все болезни падут.
Когда другие поколения придут,

они спросят: «За что такая кара,
такие пепелища от пожара?»
За то, что они служили самодельным богам,
кланялись им и падали к их ногам.

Глава 30. Палестинский завет.
                Последние предостережения.
Когда на тебе сбудутся эти слова –
проклятия и благословения,
которые я излагал вам, как сова,
когда ты их вспомнишь в любое мгновение

и будешь во всём слушаться своего Бога,
тогда он вернёт тебя из края любого
и соберёт всех вместе за ваше усердие,
проявив к вам отцовское милосердие

за то, что ты оставил всех ложных богов,
Иегова обрушит проклятья на твоих врагов.
Ты станешь Богу, как сын и друг,
он даст тебе изобилие во всех делах твоих рук.

Заповедь, которую я дал тебе, не далека,
за ней не надо куда-то ехать, она легка.
Ведь это слово в твоём сердце и устах,
без него твоя жизнь будет пуста.

Я предложил тебе добро и зло,
повинуйся Богу, считай, что тебе повезло.
Если же от Бога твоё сердце отвернётся,
то проклятие опять к тебе вернётся.

Глава 31. Последние наставления Моисея.

«Мне уже сто двадцать лет, - сказал Моисей,-
можно подвести итог моей жизни всей
Таков вердикт мне Богом дан-
я не перейду за Иордан».

Потом к Моисею подошёл Иисус
и услышал следующее из его уст:
«Ты приведёшь к цели свой народ,
будь мужествен, твёрд и горд.
Не бойся, верь Иегове и успокойся.
Везде, в ситуации любой
Бог Иегова всегда с тобой».

Затем Моисей записал этот закон,
(Иисус Навин был с ним знаком),
и отдал священникам – левитам,
чтобы его читала вся их свита.

А женщины, мужчины и дети
выучили заветы эти.
Облако встало у шатра, пройдя мимо овина,
из облака Бог назначил вождём Навина.

Потом Бог сказал: «Эти люди оставят меня
и нарушат моё соглашение,
вступят в безнравственное отношение
с чужеземцами и их богами
и люди станут моими врагами.
Не учатся люди хорошему, хоть тресни,
и Моисей сказал собранию слова своей песни:

             Глава 32. Песнь Моисея.

Прислоните ухо, небеса,
слушай, земля, слова моих уст.
Не мешайте им слушать, леса,
Боже, ветры не дуют пусть.

Мои наставленья польются дождём,
они будут капать обильной росой.
И скажут леса: «Мы шуметь подождём».
Польются слова, словно дождик косой.

Они упадут, словно ливни на травы,
которые скажут: «Вы, люди, не правы».
Я буду опять и опять, без конца,
славить деянья и мудрость Творца.

Забудьте мирские дела, свои личные,
превозносите святое величие
нашего Бога, он – Сила, Скала,
как совершенны его все дела

и справедливы его все пути,
надо по ним неустанно идти.
Иегова – Бог верности, праведен, честен,
в бескрайней вселенной давно он известен.

Народ мой, зачем поступаешь так дерзко,
и делаешь то, что в глазах его мерзко?
Не дети его вы, в том - ваша вина,
свидетели – реки Евфрат и Двина.

Как не разумны твои все колена,
как же развратно живёт поколенье!
Вы не разумный и глупый народ.
Кто сотворил, умножая, твой род?

Разве Создавший тебе не Отец?
Откуда безверие ваших сердец?
Вспомните, братья, все давние дни,
разве вы с горем боролись одни?

Спросите отцов и своих стариков,
они донесут вести древних веков.
из колыбели людской и их детства,
когда подарил им Всевышний наследство

и согрешила первейшая дама,
когда Бог развеял сыночков Адама,
установил для народов границы,-
многое в памяти старцев хранится.

Бог помнил всегда о числе сыновей,
прежде всего, иудейских кровей.
Из года в год умножал каждый род,
ведь доля Творца – весь еврейский народ.

Иаков – его наследственное владение,
его Бог лелеял ещё с дня рождения.
Участь Иакова была многотрудной,
он найден был Богом в пустыне безлюдной.

В пустыне песчаной, наполненной воем,
ему стало легче, ведь их было двое.
Иакову Бог сотворил очень много,
ведь не было с ним чужеземного бога.

Иакова Бог поднимал на высоты,
не мог идол сделать того одной сотой.
Кормил его мёдом и маслом из скал,
пшеницу и мясо баранье искал.

Вино пил Иаков, как кровь винограда,
земля все плоды отдавать была рада.
Сколько хотел, пил ячменное пиво
Иешурун* разжирел, стал не в меру строптивым.

Бога, который его сотворил,
оставил и к идолам путь проторил.
Он пренебрёг даже Божеской сенью-
Отвёрг Скалу своего спасенья,

ревность разжёг он чужими богами,
сроднился со своими врагами.
Люди жертвы демонам приносили,
а Бога живого поносили.

Ты опустил моральную шкалу,
забыл родившую тебя Скалу.*
Твои сыновья и дочери
столько мерзости наворочали.

Они – извращённое поколение,
сыновья, которым чужда верность.
Они возбудили у бога ревность
и довели до белого каления.

Люди такое «отмочили»-
они Бога идолами огорчили:
«Я натравлю на них глупый народ,
он появится скоро у их ворот.


От моего гнева разгорится огонь
и понесётся к ним, как рыжий конь.
Он пожрёт землю и её плоды,
а в источниках не станет воды.

Их истощит голод, изнурит лихорадка,
захлестнёт волна насилия и беспорядка:
в доме – страх, на улице – меч,
он может все радости жизни отсечь.

Изменить Богу - это не шутка,
но этот народ лишён рассудка.
Были бы мудры, то зимой и летом,
думали бы об этом:
как огорчён их Отец
и какой ждёт их конец?

Сколько я их не учу:
разве один прогонит тысячу?
Ответ вамё даст даже псих:
только если Скала продаст их!

Их скала не такая, как наша,
она сразу рассыплется, как каша.
   Их виноград взят из лоз Содома
и не ярок  для взгляда.
А из террас Гоморры – у их дома,
кисти этого винограда полны яда.

Их вино – яд больших змей,
мой народ, его пить не смей!
Этой отравы, увы, очень много
запечатано в хранилищах Бога.
Скоро окончится их путь земной:
мщение и возмездие – за мной,
время, назначенное, всё совершит,
всё приготовленное уже спешит.

Скоро придёт их черёд,
Иегова будет судить свой народ
и пожалеет часть жителей,
а также своих служителей,

потому что увидит: исчезла сила,
которая Бога поносила,
которая хохотала и визжала,
кто остался – беспомощен и жалок.

Скажет Господь: «Где же их боги?
Скалы, в которых искали защиты?
Они не могли унести свои ноги,
потому что были вырезаны или отлиты.

Пусть они наполнятся прыти
и станут для вас укрытием.
Но никто из них вам не помог,
узнайте же теперь, что я – Бог.

И нет богов, кроме меня.
А эти игрушки, позолотой маня,
уводят вас на край пропасти,
где без покаяния грешных не спасти.

Я предаю смерти и оживляю,
могу сильно ранить и исцеляю
Знайте, дамочки и мужики:
никто не избавит от моей руки.

Для праведных делаю, что человечно,
это правда, как-то, что живу я вечно.
Когда я наточу сверкающий меч
и моя рука начнёт суд,
полетят вражеские головы с плеч,
никакие молитвы их не спасут.

А народ мой тогда увидит,
что я воздам тем, кто меня ненавидит.
Я к вам относился с любовью,
теперь напою свои стрелы кровью
ваших рабов и вождей,
она потечёт, как вода от дождей».

Радуйтесь, народы, вместе с его народом,
Бог отомстил всем моральным уродам.
Весь народ, который он сберёг,
Моисей ещё раз предостерёг:

«Соблюдайте слова завета,
вы остаётесь на этой земле до конца света.
В тот же день Бог сказал Моисею:
«Поднимись на гору Нево, над землей всею,
посмотри на землю Ханаан,
после этого умрёшь, такой срок тебе дан,

за то, что не освятили меня у Меривы.
Такое для тебя мерило.
Как увидишь эту землю издалека,
иссякнет твоей жизни река».

Глава 33. Благословение племенам.

«На народ израильский взирая,
пусть живёт Рувим, не умирая.
У него есть неплохой починок.
в роду детей будет, как в море песчинок.

Услышь, Иегова, голос Иуды,
будь ему помощником повсюду
и его к народу приведи,
будь пред его войском впереди».

О Левии сказал Моисей:
«Твой туммим и урим принадлежит не всем,
а преданному тебе человеку,
который не строил тебе гримасы,
коего ты испытал у Меривы и Массы.

Он не признавал даже своих братьев
и не знал своих сыновей,
он не командовал ратью,
он одних с тобою кровей.

Он  не присоединился к уклону,
пусть учится Израиль твоему закону.
Благослови, Боже, его жизненную силу
и будь благосклонней к делам его рук.
Порази врагов, если поднимутся вдруг.

Пусть любимый тобой Вениамин
остаётся собою самим.
Со своими кроткими речами
пусть живёт между твоими плечами.

Об Иосифе сказал Моисей:
«Зёрна в землю во время сей.
Бог благословит землю своим даром
и засухи отведёт удары

и дожди пошлёт и воду из озёр внизу,
и озон из хранилищ Господних в лесу.
Пусть же солнце щедрей ему дарит тепло,
чтоб к Иосифу всё изобильно текло.

Радуйся, Завулон, и ты, Иссахар,
зовите народы на гору.
Жертвы праведности приноси в эту пору.
Наслаждайтесь богатствами моря,
чтобы Бог отогнал от вас горе.

О Гаде Моисей сказал:
«Все условности презрев,
он будет жить, как лев,
раздирая руки и темя,
выберет для себя лучшую землю.

У него хватка работодателя.
Там выделят участок законодателя.
Здесь будут рождаться вести,
главы народов соберутся вместе.

Он будет действовать в праведности Иеговы
и исполнится его священное слово.
Дан – львёнок, он выскочит из Вассана,
а Господу за это осанна.

Неффалим Иеговой одобрен
и во всём благословлён.
Он праведности подобен,
в запад и юг влюблён.

В саду, прославленном соловьями,
Асир будет благословлён сыновьями,
Пусть он носит царское платье,
пусть его одобряют братья.

Звезда твоя не погасла,
окунай ноги в масло.
Издревле известен твой род.
Железо и медь – засовы твоих ворот.

Дни твоей жизни пройдут безмятежно,
любовь твоя к Богу расцветёт нежно.
Нет никого подобного истинному Богу,
который идёт по небу к тебе на подмогу.

       Глава 34. Смерть Моисея.
Моисей поднялся на гору Нево.
Над ним раскинулось голубое небо.
Зелёный ковёр расстилался под ним.
Он силы и зоркость свою сохранил.

Равниной петляли, как змеи, дороги,
но только по ним не пройдут его ноги.
Сто двадцать вождю исполняется лет,
раскинула травка пред старцем свой плед.

Внезапно его окружил сумрак ночи,
закрыл Моисей навсегда свои очи.
И сам Иегова его хоронил.
Высокими волнами в берег бил Нил.

Печально катил Иордан свои волны
и трауром скорбным Сион был наполнен.
За тридцать печальных и траурных дней
оплакал усопшего
Если муж разлюбил супругу,
он должен дать ей развод, как другу.
Если второй муж дал развод или замёрз в стужу,
его жена не может вернуться к первому мужу.

Если в любовь переросла дружба,
то мужу не надо идти на воинскую службу.
Пусть он радует жену в течение года,
это закон, а не мода.

Не может быть прощения
за своих братьев – евреев похищение.
Если появится язва проказы,
делайте, что скажут левиты сразу.
каждый еврей.