Книга числа

Николай Медведев 4
  Четвёртая книга Моисея-
                Числа.
    Книга получила своё название
оттого, что в ней приведены
переписи (исчисления) народа
Израиля. Она продолжает повество-
вание о странствовании избавленного
народа с того места, на котором
остановилась книга Исход, когда Бог
у Кадес – Варни повернул движение
израильского народа, направлявшегося
к Земле Обетованной,
в другую сторону, в пустыню.
  Эта книга о поведении народа и о служении
Богу в различных обстоятельствах.
Народ экзамена не выдержал.               
   Год написания 1473 до н.э.
Написана в пустыне, на равнинах Моава.
Охватывает период около З0 лет.
  По переписи число людей в 11 родах
от Рувима до Неффалима составило
603 тысячи (по 40 – 70 тыс. в роду.)
Не было переписано только племя
Левия. Левиты заботились о священном шатре
откровения и служили при нём.
   Главы, посвящённые устройству лагеря,
обязанностям начальников и священников,
колена, семьи, приношения, очищение левитов
в стихотворной обработке автором опущены.

                Глава 10
Чтобы сигналы знали божьи рабы,
Моисей сделал две трубы.
Звенел их голос серебром,
ставя пред станом призыв ребром.
Поочерёдно гремели трубы,
шёл стан вздымая пыли клубы.

   Во второй год во второй месяц
шли беглецы все стан за станом:
то пыль толкут, а то грязь месят,
шли до Фарана неустанно.
               
Под знаменем, по важности родов,
вдали от сёл и городов.
Несли пред ними ковчег Завета,
чтоб усмотреть им место это,
               
где можно сделать им привал,
в три дня пути стан отставал.
А солнце – раскалённый шар.
Был ропот и слабела вера.
                4
Воспламенился Божий гнев
и вспыхнул в стане их пожар.
То место нарекли Тавера.
Взмолился к Богу Моисей
и был пожар потушен сей.

              Глава 11.
   Недовольство манной.
               
Сперва пришельцы возопили-
они шли с ними, ели, пили.
Ропщут Израилевы дети:
«Нам надоели манны эти!
               
В Египте ели рыбу, дыни,
пропало всё из–за гордыни.
Пусть Моисей не точит лясы,
у Господа попросит мяса.
               
Услышал Моисей их плач
и так ему прискорбно стало,
как будто он для них палач.
Дела закончил он устало.
Спешил в пустыню вечер синий,
а он – на рандеву со скинией.
И вот о чём в обидном слове
пожаловался Иегове:
               
«Что мучишь своего раба?
Такое бремя возложил!
Уже и стать моя слаба,
подтаяла упругость жил.
               
Не в силах я нести то бремя,
найди для отдыха мне время.
Один я сделать всё не в силе,
иные мук сих не вкусили.
               
На мне же не святая ряса,
откуда я возьму им мяса?»
Такой ему был дан ответ:
«За ропот в голос против Бога
               
Я дам им мяса очень много.
Насытясь, станут все добрей,
полезет мясо из ноздрей.
За то, что Господа презрели,
               
не рады будете, что ели.
Зови-ка семьдесят мужей,
думаю, знаешь, без ножей,
своих старейшин-аксакалов
               
в одеждах золотисто-алых.
Пускай стоят с тобою в скинии
и ждут за занавеской синею».
Тут в облаке сошёл Всевышний
и взял от духа Моисея
и дал мужьям, что к встрече вышли,
старейшинам общины всея.
               
Вернулись с Моисеем в стан,
вот что узрели они там:
гнал ветер с моря Иегова,
а ветер нёс перепелов,
               
их вокруг стана, как половы-
это невиданный улов.
Народ за день и ещё сутки
насобирал той птицы жутко:
 
птиц вокруг стана разложили,
чтоб с мясом эти сытно жили.
Ещё не смолк зубов их лязг,
Господь навёл на жадных язв.

Такой прихотливый народ
там потерял не один род.
То место нарекли Гаттава,
что значит смерть многих глотала.
А Моисея со всех сторон
упрекали Мариам и Аарон.
     Глава 12
 Призвал господь вот этих трое,
спросил, что судите вы там?
Зачем клевещете с сестрою.
С ним говорю уста к устам.
               
Раб Моисей во всём мне верен,
Я присеку язык твой сразу!
За грех тебе сей крест отмерен»-
навёл на Мариам проказу.
               
А брат взмолился виновато:
«Мы согрешили, ты прости.
Сестра покрыта, словно ватой,
истлеет ведь, не допусти».
               
И Моисей взывает к Богу:
«Великий Боже, исцели».
-Я наказал её не строго,
сестру за станом посели.
                6
Поверь, уже через седьмицу
здоровой встретите сестрицу».
Вновь кожа Мариам чиста,
как гладь бумажного листа.
                7
Рекла: «Обиду, брат, забудь».
Все вновь отправилися в путь.
             Глава 13
  Разведка в Ханаане.
                1
Шло общество из Асирофа
пустыней жаркою Фаран.
Вода была слаще сиропа,
встречался иногда варан.
                2
Там, где инжир свисает с ветки,
дала прохладу людям тень.
Послали по душе в разведку
от всех двенадцати колен.
                3
Речь Моисея, как струна:
«Такая будет вам задача:
разведать, что там за страна,
есть ли от той земли отдача.
                4
Народ там слаб или силён
и каково его число?
Растёт смоковница иль клён
и есть ли где смочить весло?
                5
А от земли и от садов
возьмите на показ плодов».
Пройдя через гористый скол,
природа здесь – одна отрада-
                6
в долине, названной Эсхол,
наелись вволю винограда.
Несли кисть двое на шесте,
а также смоквы и гранаты
                7
и радовались красоте,
а также пению пернатых.
С горы красивей и видней
и неба синь над ширью всею…
                8
Разведка через сорок дней
пришла ко стану Моисея.
Тогда такой у них был адрес:
пустыня у местечка Кадес.
                9
И показали всем плоды,
по ним картину всяк поймёт.
Сказали, что вместо воды
течёт там молоко и мёд.
                10
На той земле силён народ
и неприступны у них грады.
-Не лыком шит наш общий род,
лучше земли той нет награды.
Иной пустил молву худую:
«Земля людей там пожирает,
кругом нечистые колдуют,
а исполины в руках хомерами играют,
мы, в их глазах, как саранча…»
И стан угрюмо замолчал.
                Глава 14.
  Ропот израильтян и гнев Бога.
                1
Проплакал весь народ в ту ночь,
а утром общество роптало:
«Не может Моисей помочь,
лучше бы степь могилой стала.
                2
Зачем Господь туда ведёт?
Чтобы мы пали от меча?
Враг жён, детей наших убьёт.
Ушли из Египта сгоряча.
Других начальников поставим,
пустыню навсегда оставим»
                3
Вождь и священник сразу пали
перед разгневанной толпой.
А те, кто в той земле ступали,
пытались возвратить покой:
                4
«Заткните уши от молвы,
вожак наш сделал всё, что мог.
В то веру потеряли вы,
что приведёт к успеху Бог.
                З
Зачем хулить Святого Духа,
ведь он ведёт, даёт знаменья…»
Но не дошла мольба до слуха,
решили их побить каменьем.
                4
В ковчег явилась слава Бога,
упрёки слушал Моисей:
«Давал Я вам знамений много,
но мне народ не верит сей.
                5
Его Я язвой поражу,
а новый от себя рожу».
А Моисей так возражал:
«Ты наш народ в пути держал.
                6
Кто слышал про твои заветы,
тот позлорадствует про это:
«не вывел Бог их в Ханаан,
в пустыне схоронив обман»
Лучше ты грех рабам прости
по безграничной милости».
                Глава 15.
  Кто роптал, не войдут в землю
   Обетованную.
                1
Сказал Господь: «Прощаю Я,
но славой полнится земля.
Те, кто грешил и искушал,
не смогут землю ту увидеть.
                2
А тех, кто людям всем внушал,
что Бога грех большой обидеть,
в землю желанную введу
и отведу от них беду.
                3
Пронзит не веривших стрела,
падут в пустыне их тела:
взрослых, которые роптали,
они мне верить перестали,
                4
кроме Халева, Иисуса,
они не ведали искуса.
А все разведчики иные
навек останутся в пустыне.
               
За то, что грешным людям льстили,
худую славу распустили
о той разведанной земле.
Лежать их праху в вечной мгле».

      Неудачная попытка.
                1
А те, которые грешили,
вошли на горную вершину.
Они исправиться решили,
но вновь ошибку совершили.
                2
По той земле прошли две мили,
там жить хотели не для формы.
Их хананеи разгромили,
преследуя до самой Хормы.*

Нарушитель  субботы.
                1
Бог не оставит без ответа
раба его к нему вопросы.
Суббота – пункт его Завета,
а соблюденье его просто:
                2
шесть дней в неделю – все для дел,
суббота – всем делам предел!
Не срочно дело никакое
в день расслабленья и покоя.
                3
Любые в этот день работы
есть осквернение субботы.
Завету Божьему поверьте,
за этот грех предаст Бог смерти.
                4
Один затурканный еврей
в нужде иль в прихоти своей
в пустыне собирал дрова,
презрев субботние права.
                5
За это хуже, чем за кражу,
его берут тот час под стражу.
Всем Аарон закон вдолбит,
камнями будет раб побит.

  О кистях одежды.
               
В Законе место есть для истин,
как на краях одежды кисти.
Из нитей шерсти голубой,
чтоб не владела страсть тобой.
                2
Чтоб кисти всем напоминали
об их супружьем номинале,
чтоб вслед не шли сердец, очей,
чтоб помнил всяк супруг он чей.
«Напоминаньем этим буду
всех вас удерживать от блуда».
         Глава 16
Бунт и смерть Корея, Дафана
 и Авирона.
                1
Чтоб взять священство поскорей,
Узнать, почём же лиха фунт,
Дафан, Авирон и Корей
вчинили против власти бунт.
                2
Две с половиной сотни лбов-
людей известных, именитых-
явили к святости любовь,
плетя, втайне, корысти нити.
                3
Они сказали, все, мол, святы
и Бог даёт на всё успех,
а вы, как будто, свыше взяты,
ты, Аарон, святее всех?
                4
«Господь покажет, кто же свят,-
вождь молвил этим бунтарям,-
надо кадильницы всем взять
и к скинии, как к алтарям».
                5
Пришли, у скинии все встали,
над ней знаменье Божьей славы.
Рёк ангел Господа устами:
«За это неповиновенье
                6
Бог истребит вас за мгновенье».
Недосчитали и до ста,
раскрыла тут земля уста
и поглотила всё кругом:
людей, имущество, их дом.
                7
Всех бунтарей сожрал огонь,
навёл на стан и страх, и вонь.
Евреи в панике бежали,
от страха ноги их дрожали,
шептали, Господа моля:
«Не поглоти и нас, земля».
Гнев Господа. Заступничество.
                1
На Моисея народ роптал:
ты с Аароном виноват
ты вместе ним убийцей стал
кто скажет вам теперь: «Виват!»?
                2
«Люди согрешили снова,-
сказал Моисею Иегова,-
осторонитеся от стана
я их мгновенно погублю!
 Я говорил им неустанно
за что казню, за что люблю».
                3
Пал Моисей пред Богом ниц
послал Аарона за кадилом,
чтоб стал с куреньем у границ,
между живым и что смердило.
                4
Бежал от дыма паразит,
как клещик из пчелиных сот.
Успел Бог грешных поразить-
четырнадцать тысяч семьсот.
А если бы не то кадило
то шесть сот  тысяч угодило б.
        Глава17
Расцветший жезл Аарона.
                1
Бог Моисею повелел
взять жезл от каждого колена,
чтоб род их именем звенел,
его душа не околела.
                2
«И все двенадцать положи
перед ковчегом откровенья,
потом народу покажи
мои знамения-творенья.
                3
Кто ходит под моей рукою,
того раба жезл расцветёт,
тем ропот в стане успокою
и непокорный всяк поймёт,
                4
а потому и не умрёт…»
Цветы дал Аарона жезл,
а также и плоды миндаля,
то, как знаменье, Божий жест
                5
все люди в стане увидали.
Шептались в стане, словно осы,
шумели, как в полях овёс,
а Моисей расцветший посох
к ковчегу в скинию отнёс.
До достижения пенат
хранился он, как экспонат.

Гл.18
О священниках и левитах.
               
Господь назначил Аарона
службу при скинии нести
почти что у ковчега трона.
Потомкам Левия кости
                2
любые в скинии заботы,
как бы подсобные работы.
Мне приношенья принимай,
себе по праву же взимай
                3
жертву повинности, за грех,
а также приношенье хлеба
и виноград, мёд и орех,
другую всякую потребу.
                4
Согласно моего Завета
на святом месте ешьте это.
А в доме есть может любой
всё, освящённое тобой.
                5
За первородного в семье
выкуп положен также мне:
пять полных сиклей серебра
дам я тебе сего добра.
                6
Исправным будь слугой у дел,
в земле не дам тебе надел.
Я часть твоя и твой удел,
а вот ещё один предел:
выкуп за коз, волов не брать,
их кровь на жертвенник потрать.
Себе бери сих тварей мясо.
Надеюсь, это тебе ясно?
                8
Сынам Левия, помня дружбу,
Я десятину*дам за службу.
А Богу Левии детины
от десятины – десятину».
                9
Бог повелел священным лицам
брать для сожжения телицу
только не знавшую ярма.
Тёлку без всякого порока,
                10
что ела лучшие корма.
Для пепла вся эта морока.
Семь раз покапать её кровью
к святилищному изголовью.
                11
Когда пришли в пустыню Син,
то стала Мариам бренна.
Упал в росу  бриллиант росин
там, где она погребена.

  Отказ эдомского царя пропустить
     евреев.
                1
Чуть в небе Бог зажёг зарю,
уже послы пришли к царю:
«Дозволь пройти через пределы».
-Чтоб догола меня раздели?
                2
Коль моё слово нипочём,
то встретим здесь мы вас мечом!
Мы защитим свой сад и дом…»
И с войском выступил Эдом.
Коль царь закрыл для них проход,
то Моисей пошёл в обход.


       Смерть Аарона.
                1
Пришли они всем станом в Ор
и с Богом был здесь разговор:
«За то, что подняли вы гривы,
за непокорность у Меривы,
                2
(твои молитвы Я приемлю),
ты не войдёшь в святую землю.
Сними с Аарона все одежды,
на его сына все надежды.
                3
Пусть Аарон уйдёт из глаз
и навсегда покинет вас.
Покойный стал для них родней
и плач по нём был тридцать дней.

         Победа над Сигоном.
                1
Потом вступил Израиль в Гай.
Послов к Сигону снарядил:
«Пройти твоей землёю дай.
Мы из Египта уходили
                2
и всё поставили на кон.
Нам Бог здесь землю завещал».
Но аморрейский царь Сигон
пройти по царству запрещал,
                3
решил с Израилем он драться,
сразился с ним при Иаацы.
В песках, под плавящим лучом
Сигон был поражён мечом…
Пронзал луч облака, как лазер,
но Моисей в поход – без лени.
Сдался Израилю Иазер
и близлежащие селенья.

          Победа  над Огом.
               
Поворотив, пошли к Васану.
У перекрёстка двух дорог,
как подобало его сану,
дал бой им царь васанский Ог.
                2
Бой проиграл он у Эдреи-
евреев вёл в сраженье Бог.
Они землёй той овладели
и их сдержать никто не мог.
                3
Им сила придавала слава.
Вдали нёс воды Иордан.
Евреям средь равнин Моава
был Моисеем отдых дан.

     Валак – царь Моава.
                1
Сраженье видел царь Моава
и к Валааму шлёт послов:
«Эти соседи, как отрава,
кляни их, не жалея слов.
                2
Этот народ сильнее нас,
меня тревожит с ними драка.
Ты помогал многим не раз,
благослови теперь Валака».
                3
Послы слова те передали,
всю ночь ответа ожидали.
В ночь посетил Бог Валаама
и запретил идти к Валаку:
«Не проклинай кость Авраама,
не вмешивайся в эту драку».
               
Опять Валак послал князей:
«Приди проклясть этот народ,
где взять для помощи друзей,
чтоб гнать соседа от ворот».
                5
С ответом медлил Валаам
и внял Всевышнего словам:
«Иди и знай, Я им служу
И делай так, как Я скажу».

     Валаам и его ослица.
                1
Только солнце заглянуло в лица
Валаам с князями уж в пути.
Вдруг его послушная ослица
в бок с дороги норовит уйти.
                2
Ангела увидела ослица
на пути своём невдалеке.
Он, как будто, путникам грозится
вскинутым мечом в своей руке.
                3
Ангел перешёл в другое место
и возник на их пути потом.
Валаам назвал её нелестно
и ослицу снова бьёт кнутом.
                4
В третий раз встал ангел на пути
в месте, где уже им не пройти.
Она легла, ей Валаама жалко,
а хозяин бьёт ослицу палкой.
                5
И открыл Господь её уста:
«Пред тобой,-сказала,-я чиста.
Так зачем меня бьёшь третий раз,
чтоб спасти легла, не для проказ».
               
И открыл Господь ему глаза,
ангел встал пред ними, как гроза.
И остыл совсем его запал,
перед ним он на колени пал.
И узнал он, если б не ослица,
мог бы с жизнею своей проститься.
                7
«Если это не угодно Богу,
поверну в обратную дорогу.
Ничего я не решаю сам.-
Молвил ангелу послушно Валаам.
                8
Ангел молвил: «Путь свой продолжай,
что сказать, со мной соображай»
А Валак их встретил при Арноне
и сказал: «Ну вот, пришёл ты ноне.
                9
Почему не сразу ко мне шёл?
Вот теперь я на тебя не зол».
Валаам; «Вот я пришёл к тебе.
Что могу свершить в твоей судьбе?
                10
Знай, что миссия моя проста,
я скажу, что вложит Бог в уста».
Заколол Валам овечек и волов
для волхва и княжеских голов.
                11
Тот врагов Валака не проклял,
на удачу их благословлял.
И сказал Валаку, как пророк,
что к нему немилостливый рок,
что взойдёт Иакова звезда,
сокрушит Валака навсегда.




Безнравственные отношения
с Моавом.
                1
Когда Израиль жил в Ситтиме,
святое бросили к ногам.
Грешили с девицами сими
и кланялись чужим богам.
                2
Владыку вспоминали мало,
а били идолам поклоны:
то ли фегорскому Ваалу,
то ли его различным клонам.
                3
А идол был и глух, и нем,
а жертва пользы не давала.
У Иеговы вспыхнул гнев
на всех поклонников Ваала.
                4
И Моисей отдал приказ:
губить приспешников Ваала.
Один еврей, как на показ,
привёл в шатёр одну шалаву.
                5
Внук Аарона, взяв копьё,
вошёл за ними вслед в шатёр,
проткнул мужчину и её
меж ног пылающий костёр.
                6
Народ и плакал, и вопил,
его Финеес искупил.
Так прекратилось пораженье.
Убитых, как после сраженья.
Их убирали в шеол тупо-
двадцать четыре тыщи трупов.

   Перепись и раздел земли.
               
По повеленью Иеговы
считали все роды подушно.
Тот раз синайские оковы
забрали души непослушных.
                2
Для женщин был в правах предел.
Добились дочки Салпаада,
чтобы и им дали надел,
мол, забывать отца не надо.
                3
Существовали тогда нравы.
были для женщины пределы:
они лишали женщин права
иметь земельные наделы.
                4
Закон владыка им дополнил,
исправил бывший беспредел.
А Моисей реестр заполнил,
чтоб женщинам давать надел.
                5
Бог Моисею повелел
взойти на гору Аверима.
Над той землёй закат алел,
что была Господом дарима.
                6
«Потом уйдёшь навечно к брату
за грех восстания в пустыне,
восполним мы эту утрату
Иисусом Навином отныне».
                7
И утвердили соглашенье
по видам, нормам приношенья:
быков, баранов и козлят,
когда кому и сколько взять
               
за грех, как жертву всесожженья,
для Божьей славы умноженья,
на корм священникам, левитам
и для другой в собранье свиты.
                9
Обеты категорий дам
по семьям, весям, городам,
во всех общинах или штатах
был Богом дан семейный статус.

  Месть мадиамитянам.
                1
Готовит войско Моисей-
по тысяче от рода-
двенадцать тысяч рати всей-
сила еврейского народа.
                2
Они пошли на Мадиам,
убили всех мужчин в бою,
забрали в плен детей, мадам
и скот – добычу всю свою.
                3
Была трофейная добыча
поделена вся пополам,
как того требовал обычай:
часть – воинам, и часть – тылам.
                4
Всё серебро, камни и злато,
весь этот дорогущий куш,
внесли в шатёр, Богу, как плата
за искупленье грешных душ.
                5
Из половины, что для тыла,
пятидесятую – левитам,
пока всех радость не остыла,
и все в делёжке будут сыты.
               
Начальникам когорты сей
сердито молвил Моисей:
«Убейте женщин Мадиама
за совращение сынов,
                7
чтоб не иметь греха и срама,
убейте пленных пацанов.
А пленных девочек, любя,
в живых оставьте для себя.
                8
Все, кто убил живую душу,
иль прикоснулся к мертвецу,
должны очистить свою тушу
и всю одежду, как овцу.
                9
И золото, и серебро,
железо чистить всем огнём.
Омыть трофейное добро-
вода соскучилась по нём.
                10
Поскольку Моисей так учит,
то совесть вас не будет мучить.
Сам Бог в делах сих брал участье:
взял всё у тех, а им дал счастье.

  Сыновья Рувима и Гада просят
   наследство.
                1
У сыновей Рувима, Гада
были огромные стада.
Родов гигантская бригада
прибрать стремится без стыда
все покорённые места,
как раз в районе Галаада.
               
Мораль их просьб очень проста:
земля для их скота награда,
им лучших пастбищ не найти.
«Позволь, - сказали Моисею, -
за Иордан нам не идти.
Хотим владеть землёю сею».
                3
-Вы здесь решили мирно жить
и вновь ошибки совершить?
Потомство грешных бунтарей!
Гнев Божий вызвать поскорей?
Средь воинов посеять ропот?
Забыли предков горький опыт?-
                4
    Прошло совсем немного время,
вождю сказало это племя:
«Мы здесь построим города,
из камня для скота загоны
                5
и наши семьи навсегда
здесь будут жить вполне законно.
А мы в с дружиной строевой
готовы к жизни боевой.
                6
Пойдём войной за Иордан,
когда приказ нам будет дан».
«Если пойдёте на войну,
пока не покорите землю.
Я вас потом сюда верну.
Божьим словам и вашим внемлю».
                7
Бог дал инструкцию раздела,
назначил города левитам
и попросил закончить дело
Он моисеевскую свиту.
Назначил Бог шесть городов
на Иордановых брегах –
приют убийц для всех родов,
кто до суда будет в бегах.
                9
Кто ненамеренно убил,
укрыться здесь может от мести.
Бог и заблудших всех любил,
любит и творит всё по чести.
                10
Тот, ненамеренно убивший,
в этом убежище живёт.
Вернуться может в город бывший,
когда священник там умрёт.
А если раньше вернётся вновь ,
убьют за пролитую кровь.

              Смерть Моисея.
                1
Служитель Бога Моисей
ушёл с равнин на гору Нево.
Оттуда, с Фасги, вершины сей
увидел над равниной небо.
                2
И тут же Бог сказал ему:
«Конец пути здесь твоему.
За грех предел тебе был дан-
ты не пойдёшь за Иордан.
                3
Эта земля есть суть обета,
в руках потомков Авраама.
А твоя песня нынче спета,
с другим встречаться мне у храма»
                4
В сто двадцать он не по летам
был бодр и зренье сохранил.
Но Моисей скончался там,
его сам Бог похоронил.
                5
Никто не знает и поныне
его могилы, где она.
Но помнят о еврейском сыне
племён древнейших племена.
                6
Уже закончились дни плача,
встречают Навина в оссане.
А мы встречаем их иначе
в свободном авторском писанье.