Слепо подражать не стану...

Анатолий Шуклецов
И всё-таки тот язык, на котором мы сейчас говорим, отличается от того, на котором говорили, когда я родился. Уильям Кэкстон, английский первопечатник, 1490. // Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определённым законам. Безымянный автор. // Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. Гораций. // Восхищаюсь языком классической русской литературы. Учусь у неё. Однако слепо подражать не стану. Язык выражает свою эпоху. Попытайся слогом «Обыкновенной истории» Гончарова написать современную «Обыкновенную историю». Ничего не получится! Перестали существовать не только архаизмы. Многие слова умирают, как жемчуг. Их заменяют новые. Не будем строить на этот счёт иллюзий. Художник живёт в ритмах современной жизни, а не прошедшей. Они определяют и нашу речь. Многое менялось в мире. Не мог не меняться и язык – словарный запас, ритм, синтаксис. Валентин Катаев. // Писать нужно в манере своего времени. Язык живёт и непрерывно изменяется. Попытки писать, как в далёком прошлом, могут привести только к искусственности. Сомерсет Моэм. // Язык жив, если он развивается, считают филологи. // Заметил ли ты, как теперь выбрасывают слова, которые считали невозможным опускать. Например, ещё недавно писали: несколько лет тому назад; теперь же все пишут: несколько лет назад, выпуская слово «тому». Выходит хорошо, и только удивляешься: зачем прибавляли это ненужное слово? Надо трудиться самым настоящим образом. И прежде всего над языком. Надо вдумываться в речь, в слова. Антон Чехов. // Язык сам по себе есть только хаос, из которого поэзия должна построить тело для своих идей. Фридрих Шеллинг. // Начиная с Пушкина, наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова. Художественно точное изображение нашей действительности в литературе повелительно требует богатства, простоты, ясности и твёрдости языка. Максим Горький. // Всякую мысль можно высказать разно. Но существует только один способ, когда сильнее, лучше, понятнее и красивее высказаться нельзя. Когда ни слова ни прибавить, ни убавить, уже не изменить без того, чтобы не испортить произведения. В разговорной речи мало разницы, как высказана мысль, но в художественном произведении надо высказать её идеальным способом. Лев Толстой. // Только работа над языком способна вызвать у читателя цельное впечатление о поэтичности созданной писателем вещи. Александр Фадеев. // «Скоморох» («Памфалон») проживает сам собою дольше многого, что держится похвалами и рекламами. Я над ним много, много работал. Этот язык, как и язык «Стальной блохи», даётся не легко, а очень трудно, и одна любовь к делу может побудить человека взяться за такую мозаическую работу. Николай Лесков.